Об исповеди священников
Если случится исповедывать священника, то в молитве разрешительной, равно как и в предварительном увещании, вместо слова чадо, следует говорить брате, а вместо рукоблагословения употреблять обоюдное целование рук или изображать десницею крестное знамение над разрешаемым им духовным лицом (иереем, игуменом, архимандритом, епископом) обыкновенное, для чего исповедующий может употреблять и самый крест Господень, находящейся у него под руками для совершения отпуска исповеди. (Прав. собеседн. 1868 г. мес. апрель, стр. 330).
Вопросы на исповеди священников.
Кроме общих вопросов уместно духовнику священника иметь в виду следующую программу вопросов, составленную применительно к пресвитерскому служению. Само собою разумеется, что всякий христианин, а тем более пастырь, обязан сам исповедать свои грехи; только в случай какого-либо затруднения или забвения при исповеди нужно предлагать те или другие вопросы.
I. Всегда ли имеешь в твоих желаниях данную тобою пред Богом присягу при вступлении в сан священника? Заботишься ли, как клятвенно ты обещался пред Богом, проходить священническое твое служение согласно с словом Божиим, с правилами церковными и указаниями начальства, и считаешь ли первым и главным твоим делом попечение о спасении душ тeбе вверенных?
II. Не отказывал ли находящимся в смертной опасности в исповеди, причастии или крещении, из опасения самому подвергнуться опасности, или по нерадению?
III. Во время господствующей заразительной язвы всегда ли готов был, как добрый пастырь, положить душу за овец своих?
IV. Не разрешил ли на исповеди и не допустил ли до причастия св. Таин тех, которые оказывались нeвеpyющими, упорными и нераскаянными грешниками?
V. Не обличал ли в проповедях грехи чьи-либо, так что можно узнать в них лицо, о котором говорил?
VI. Охраняешь ли вверенные твоему попечению души от всех ересей и расколов, и явным корыстолюбием и вымогательством не подал ли повода кому из твоих прихожан уклониться в раскол или ересь?
VII. Стараешься ли заблуждающих вразумлять и обращать на путь истины?
VIII. От твоего нерадения не происходит ли незнания веры и закоснения в грехах в приходе твоем?
IХ. Не оставлял ли ты, по небрежению, в воскресные и праздничные дни прихожан твоих без поучения в xpaме?
Х. Учение веры сам содержишь и другим преподаешь так ли, как учит святая православная церковь, и не дозволяешь ли ceбе в учении веры произвольных толкований и поучений не по разуму св. отцев?
XI. Не ищешь ли в твоем проповедании удовлетворения тщеславию, а не пользы ближнего?
XII. Занимаешься ли чтением св. писания и св. отцов и других книг душеполезных?
XIII. Не имеешь ли пристрастия к чтению книг, питающих только любопытство и особенно развращающих сердце, ум и воображение?
XIV. Всегда ли совершаешь богослужение и таинства со тщанием и благоговением, помня, что проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением, и не торопишься ли при совершении их без нужды, и с нарушением благоговения и приличия?
XV. Не вводил ли в богослужение каких-либо произвольных изменений?
XVI. Не совершал ли когда-либо священнослужения в нетрезвом виде и какое именно?
XVII. Не приступал ли к Божественной литургии без надлежащего приготовления, редко очищая совесть исповедью и не возбуждая в ceбе сокрушения сердечного, особенно находясь в гневе?
XVIII. Стараешься ли молитвы во время совершения богослужения и треб, особенно на Божественной литургии, читать со всяким усердием, вниманием и благоговением?
XIX. Всегда ли исполняешь молитвенные правила, назначенные церковью, пред служением литургии?
XX. Со всем ли должным вниманием совершаешь заклинательные молитвы при крещении, или не оставляешь ли их почему-либо?
XXI. По нерадению твоему не умер ли больной без напутствования св. Тайнами или младенец без крещения?
XXII. Не тяготился ли ты исповедью кающихся и не выражал ли ты этого им словом или видом своим?
XXIII. Не нарушал ли в чем-либо священнической присяги?
ХХIX. Не притеснял ли прихожан при исправлении треб, особенно за исповедь и причастие св. Тайн, вымогательством платы от них, и не отказывался ли безвозмездно преподать св. таинства бедным, не имеющим что-либо дать, или не отказывался ли без платы погребать бедных умерших?
XXV. Не распространял ли строго не проверенных чудес?
XXVI. Не ропщешь ли против властей, над тобою поставленных, и не злословишь ли их, а паче apxиepeя, не распространяешь ли худых слухов и не осуждаешь ли дел и распоряжений его и не стараешься ли как-нибудь вредить ему?
XXVII. Ради чести или боязни, или ради корысти и других нечистых видов, не нарушал ли своих обязанностей?
XXVIII. Стараешься ли в твоей жизни, в твоем семействе, в распоряжении твоими домашними делами устроить так, чтобы служить добрым пpимерoм для твоих прихожан?
XXIX. Не любишь ли следовать в твоей жизни моде и пустым обычаям мирским?
XXX. Не имеешь ли пристрастия к играм, мирским зрелищам и пирам?
XXXI. Не ходил ли без нужды в корчемницу?
XXXII. Не внушал ли твоим прихожанам сделать ложную присягу, в пользу себя и других?
XXXIII. При исполнении особых поручений от начальства ты сохранял ли всегда тщание, верность и правдолюбие?
XXXIV. И всемерно старался ли открывать, охранять и начальству представлять то, что справедливо и что к охранению общего и частного блага знать должно? Церковные суммы не тратил ли на нужды свои и причта?
XXXV. Не брал ли воска, елея или другой какой-либо священной вещи из церкви для своих надобностей?
XXXVI. Не дозволял ли ceбе в храме худых и ругательных слов и вообще неблагоговейного обращения со святынею храма и алтаря?
XXXVII. Не совершал ли таинства, особенно литургии, по содеянии греxa смертного и не раскаясь в нем?
XXXVIII. Не опускал ли без нужды Божественной службы в дни воскресные и праздничные?
XXXIX. Не подавал ли соблазна прихожанам пьянством, плясанием и играми какими? Не знаешь ли сам за собою какого либо греxa против твоих священнических обязанностей? (См. Влад. Еп. вед. за 1872 г. и Минския Eп. вед. № 24 за 1873 г. Сн. кн. Напом, свящ. об обяз. при совер. покаян. Е. П.).