Вопросы по третьей евангельской заповеди блаженства:
"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю"
1. Не раздражался ли ты на ближних твоих на начальников старших тебя или твоих товарищей, когда они говорили тебе то, что Teбе не нравилось? Не выражал ли ты свое раздражение в бранных словах, оскорбительных действиях или в ослушании и упорстве?
2. Имеешь ли, сын мой, христианскую кротость?
3. Не слишком ли ты, сын мой, обидчив и гневно волнуешься по поводу всякаго неприятного слова?
4. Имеешь ли ты, сын мой, христианское терпение, без которого нельзя усвоить добродетель кротости, заповеданную Господом всем? С терпением ли переносишь болезнь и разные скорби?
|
Не забывай, что раздражение должно быть чуждо христианам, которые должны украшаться кротостью и терпением. Они должны подражать Господу нашему Иисусу Христу, Который не только Сам кротко терпел распинавших и хуливших Его, но молил и Отца Своего небесного не бросать на них небесных стрел Своего гнева.
И как мы можем поступать иначе, как мы можем раздражаться, сердиться, мстить? Бог общий наш Отец пред Которым мы без числа согрешаем, всегда творит с нами по Своей кротости, не истребляет нас, долготерпит нам, благодетельствует нам непрестанно. И мы должны быть к братиям нашим кротки, снисходительны и долготерпеливы. "Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный", говорит Иисус Христос, "аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших" (Мф. 6, 14, 15). Доколе от всего сердца не простишь обидевших тебя, доколе не примиришься с твоими врагами, дотоле и Бог не услышит твоих молитв и не простит тебе твои беззакония.
Помни, что кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду; не сердится, не возвышает во гневе голоса на согрешающих и обижающих; кроткий, будучи укоряем, не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит мщением, но предоставляет мстить за себя Судящему праведно ( I Петр. 2, 23). Вот величественный образ кротости! Вот ее существо!
Кроме того, все мы, как христиане члены единого тела, а члены всячески берегут друг друга; при том мы называемся овцами словесного стада Христова, почему так? потому что овца кротка, незлобна, терпелива; таковы должны быть и мы. Только те из нас принадлежат к стаду Христову, которые кротки и незлобивы, как агнцы, а которые не имеют духа Христова, Его кротости и незлобия, те и не Его. "Аще кто духа Христова не имать, сей несть Егов" (Римл. 8, 9). На страшном суде только овцы будут стоять на правой стороне Судии, а бодливые козлища на левой, и овцы будут введены в рай, а козлища отошлются в геенну.
Итак блаженны, счастливы кроткие, ибо они наследуют землю, т. е. получат царствие Божие.
Обидчивость твоя от "самоцена", по коему признают и чувствуют себя стоющими не мало; потому когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отомщение.
Постарайтесь так делать, чтобы и минуты не пропуская взяться за себя и разорить свой самоцен. Не смотрите на обидчика и обиду; тут вы найдете больше опору обидчивости и мести; но выбросьте это из головы и себя самих облеките во вретище ничтожности. Апостол говорит, что льстит себе, кто думает, что он есть что-нибудь... Вот это что-нибудь и надо разорить и выбросить за окно. Придет чувство ничтожества, считайте себя достойным всякаго унижения и оскорбления, и тогда обидчивость и мщение сами собой испарятся. Над уничтожением самоцена надо только однажды потрудиться... а потом уже с ним легко будет справиться, да он скоро и совсем замрет. Тогда и образуется в душе какая-то опора внутреннего мира! (Преосв. Феофан см. Душеп. чт. 1894 г., т. II).
Какое средство указать тебе, сын мой, против обидчивости и раздражительности?
1) "Аще хощеши победить ярость: стяжи кротость и долготерпение, и поминай: колика злая сотвориша иудеи Господу нашему Иисусу Христу, и Человеколюбивый не прогневася на ня, но паче моляшеся о них глаголя: Отче! остави им грех сей; не ведят бо, что творят" . (Из поучений о осьми помыслах св. Нила).
2) Если кто-нибудь тебe досадит, или как-нибудь опечалит тебя, то ты, по слову отцев, помолись о нем, как бы об оказавшем тебе великую пользу и о врачe властолюбия твоего.
Чрез сие раздражительность твоя будет уменьшаться, ибо, по словам св. отцев, любовь есть узда раздражительности. (Авва Дороф).
Да укрепят тебя, сын мой, следующие слова в терпении:
1. "Скорбь можно сравнять с горьким лекарством, которое, если завернуть или закатать в терпение, легко можно проглотить; но когда, по негодованию, станем его жевать, оно оказывается отвратительным и несносным " (См. кн.: "Утешение скорбящим, почерпнутое из св. Писания. Москва 1855 г.).
2. Препод. мать Синклитикия говорила: "испросив себе позволение, диавол поражает тяжелыми болезнями, чтобы люди малодушные ослабели в любви к Богу. Посему-то тело иногда страдает сильною горячкою и томится несносною жаждою. Если ты грешник, то, страдая в болезнях, вспоминай о будущем наказании, о вечном огне, о мучениях после суда и не малодушествуй в настоящих страданиях, но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй это прекрасное изречение: "наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя" (Пс. 117, 18); ты железо, и огонь очистит твою ржавчину; если ты праведник и подвергаешься болезням, то чрез это от великого переходишь к большему, ты золото, и чрез огонь делаешься чище. Ты искушаешься горячкою? наказуешься простудою? Но писание говорит: "проидохом сквозь огнь и воду, и извел еси ны в покой" (Пс. 65, 12). Достиг ты первого,ожидай и второго. Успевая в добродетели, повторяй слова праведника: "нищ и боляй есмь аз" (Пс. 68, 30). Эта двоякая скорбь соделает тебя совершенным, ибо псалмопевец говорит: "в скорби распространил мя еси" (Пс. 4, 2). В этих училищах нужд и страданий будешь образовывать свою душу подвигами". (Скит. пат.).
3. "Bсе святые жизнь свою проводили в скорбях и печалях, в страдании, терпении и гонении: ты ли один хочешь оставаться без всякого страдания и печали? Или ты один только хочешь быть из числа избранных Божиих, не желая ничего потерпеть? Да не будет сего"! (Св. Димит. рост.).
4. "Если опасность, бедствие, скорбь колеблют твое мужество, истощают твое терпение: помяни Матерь Господа, стоявшую при кресте Его". (Филарет митрополит московский).
5. "Если и Христос, не сотворивший греха, пострадал: можно ли нам грешным роптать на страдание"? (Он же).
6. "Терпи до конца со Христом и Христа ради, если хочешь со Христом царствовать" , (Фома кемп.).
7. "Как молот разбивает камень, так скорби сокрушают грубость, безчувствие, гордость и безстрашие сердца". (Иаков apxиen. нижегор.).
8. "Когда отец оставляет сына без наказания и попускает ему по своей воле жить, то видно, что он отринул его от себя: так, когда и Бог оставляет человека без наказания, то это есть знак отвержения его от Божией милости; и не иное что такому последует, как терпеть на себе вечный гнев Божий" . (Св. Тихон задон.).
9. "Какая бы ни постигла тебя скорбь, не обвиняй в ней никого, кроме себя, и говори: "это случилось со мною за грехи мои". (Авва Оръ).
10. "Не говори: "ах! как я несчастлив!" но говори: "еще мало мнe этого за грехи мои!" (Иннокентий, митрополит москов.).
11. "Какая в том добродетель, чтоб охотно принимать приятное? Но скорбное принять благодушно, по благоговению к воле Божией, вот подвиг, вот добродетель, вот залог награды". (Филарет, митроп. москов.)!
12. "Если желаешь войти в небесное царство, то желай себе скорбей; ибо кто не имел скорбей, тот никак не войдет в него, потому что врата узки" (Матф. 7, 14).("Духов. цв.").
13. "Во время тишины ожидай бури, во время здравия болезни, во время богатства бедности; во время довольства глада, и не падешь под тяжестью находящих бедствий" . ("Дух. маргар." ).
14. "Проси Бога не столько о том, чтоб Он избавил тебя от настоящих бедствий, но более о том, чтоб Он дал тебе силы перенести их" . (Иннокентий, митр. москов ).
15. "Врач душ и телес употребляет оружие скорбей, чтоб исторгнуть корни и загладить следы греха, и огнем страдания выжигает заразу наклонности к греховным услаждениям" . (Филар., митр, москов.).
16. "Встречай бедствие, не как врага и мучителя, но как справедливого наказателя грехов, как врача душевных болезней, как посланника Божия, как вестника благодати: его же бо любит Господь, наказует" (Евр. 12, 6).
17. "Пластырь, прикладываемый к ранам тогда оказывает свое действие, когда больной терпеливо носит его на язвах. В противном случае самый лучший пластырь, безвременно сброшенный с язвы, не сделает больному пользы. То же можно сказать и о скорбях: нетерпеливое перенесение скорбей может сделать их недействительными, безсильными достигнуть благотворной цели, для которой они премудрым Промыслом нам посылаются". (Фил., apхиеп. черниг.).
18. "Чтобы стяжать терпениe в скорбях и искушениях веруй, что все делается с нами по воле Божьей" . (Схимон. Парфений).
19. Бог наш вездесущ: следовательно, Он слышит каждый наш вздох, видит каждую слезу, пролитую нами; Бог наш всемогущ: следовательно, Он может избавить нас от всяких врагов, похитить из челюстей самой смерти; Бог наш преблаг: следовательно, Он хочет, чтобы мы наслаждались благополучием в настоящей, дарованной от Него, жизни. Итак, если при всем том угнетает нас какое-либо несчастие, то это значит, что оно, по суду Божию, признается для нас полезным и необходимым.