Вопросы по шестой евангельской заповеди блаженства:
"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят"
Помни, что худые желания и помышления делают душу нечистою пред Богом, Который, как Всеведущий, знает все. Мерзость пред Господом помышления злых (Прит.15,26). Господь Иисус Христос сказал: "Царствие Божие внутрь вас". (Лук.17,21). И для спасения нашего недостаточно исправления одного внешнего поведения, а потребно очищение сердца. Только чистые сердцем Бога узрят (Мф.5,8), и в небесный Иерусалим не войдет ничего нечистого (Апок.21,27). И так, говорит апостол, имея такие обетования, очистим себя от всякие скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. (2 Кор.7,1).
Худые помышления и желания запрещаются потому, что от них, как от семени, родятся дела греховные. Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления(Мф.15,19). Поэтому бойся греха похотей, и если возникают, то тотчас в самом начале подавляй их.
Вот главнейшие средства к приобретению чистоты сердца:
Первое и главнейшее средство к очищению сердца от всех греховных помыслов и желаний есть частое и усердное призывание святейшего и сладчайшего имени Господа нашего Иисуса Христа. Он есть источник всякой святости и чистоты; имени Его трепещут бесы (Map.XVI,17); как солнце своим появлением разгоняет всяк мрак и освещает все пропасти земные: так и духовное Солнце Бог и Господь наш Иисус Христос удаляет из нашего сердца всякий грех и всякую нравственную нечистоту. Вот почему св. церковь в акафистном пении сладчайшему Иисусу учит взывать к Нему: "Иисусе, соврати сердце мое от похотей лукавых " (икос II).
Второе средство есть христианское смирение. Удали из сердца своего гордость, которая есть мерзость пред Богом, сознай свою духовную нищету, обратись с сердечным воплем к Богу о помощи против обуревающих твое сердце нечистых помыслов и всесильный Господь подаст тебе руку благодатной Своей помощи, и освободит тебя от духовных скверн, навеваемых врагом нашего спасения диаволом, очистит твое сердце и соделает его храмом Себе.
Смирение есть великое орудие к привлечению благодатной помощи и силы; смирением умножается в нас спасительная ее сила и сохраняется это небесное сокровище; вселившаяся в смиренного подвижника благодать утверждает его в добродетелях и хранит, не давая упасть, как матерь младенца. "Сила бо Моя, рек св. ап. Павлу Господь, в немощи совершается". (2 Кор.12,9). И сам ап. Павел говорит: "сладце похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова". Смирение велико "есть, и мощно есть, еже благодать Божию в душу привлещи; прочее же та благодать Божия пришедше покрывает душу" (Авва Дороф. лист 23). Буди убо смирен, да благодать от Господа восприимеши. "Аще же не смириши мудрование свое, оставляет тя благодать и совершенно падаеши в вещех в нихже помыслы точию искушаешися. Еже бо стояти в добродетелех не твое есть, но благодати. Та есть носящая тя на дланях руку свою соблюдающи от всех сопротивных". (Исаак Сирин).
Третье средство к очищению сердца нашего от греховных помыслов и желаний есть благочестивая жизнь. Жизнь плотская, греховная делает человека неспособным к восприятию благодати Божией и к посещению души его Христом Солнцем правды.
Святитель Тихон задонский так об этом говорит: "Солнце ясно видится в чистой и тихой воде, и подобие его изображается в ней: так Бог, вечное Солнце, показывается в тихой, непорочной и чистой душе, и изображает в ней образ Свой. Очистим убо себе, возлюбленнии, от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии, увещавает нас апостол (2 Кор.7,1), да и в нас вселится Бог вечное Солнце, и изобразится в душе нашей святый образ Его!" (Из "Сокровища духовнаго" , святителя Тихона задонского. См. подробнее об этом в нашей книге: Уроки и примеры христ. любви, изд. 3-е стр. 725)
К сказанному прибавим следующие слова о. протоиерея Иоанна Сергиева:
"Для очищения сердца, говорит один современный великий молитвенник, нужны великие труды и скорби, частые слезы, непрестанная молитва внутренняя, воздержание, чтение слова Божия, писаний и житий святых угодников Божиих но, главное, частое покаяние и причащение пречистых тайн. (См. "Поли. собр. соч." прот. Иоанна Сергиева, т. I. стр. 203-6).