Вопросы по седьмой евангельской заповеди блаженства:
"Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими"
Господь от нас требует, чтобы мы не только не враждовали с другими и тотчас мирились в случай возникших ссор, но и других склоняли к миру. Мир имейте между собою, говорит Иисус Христос (Мр.IX,50). Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в едином духе (1 Кор.1,10). Будьте в мире между собою (Кол.V,13) Держись мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца (2 Тим.2,22). Будьте единомысленны, мирны, и Бог любви и мира будет с вами (2 Кор.3,11). Блажени миротворцы: ибо они будут наречены сынами Божиими (Mф.V,9). "Кто примиряет враждующих, тот оказывает величайшее благодеяние, и справедливо может называться блаженным, тот творит дело силы Божией, уничтожая в природе человеческой злое, и вместо того вводя общение благ", учит св. Григорий нисский. "Господь потому и называет миротворца сыном Божиим, что доставляющий такое спокойствие человеческому обществу, делается подражателем истинному Богу. Податель и Господь благ совершенно истребляет и уничтожает все противоестественное и чуждое добру. Подобную же деятельность Он заповедует и тебе; и ты должен погашать ненависть, прекращать вражду и мщение, уничтожать ссоры, изгонять лицемерие, угашать тлеющее в сердце памятозлобие и вместо его вводить все противоположное... любовь, радость, мир благость, великодушие, словом, все собрание благ. И так не блажен ли тот, кто раздает божественные дары, кто подражает Богу в своих дарованиях, чьи благодеяния уподобляются великим дарам Божиим!" (Григ. нисс. слово о блажен, в Христ. чт. 1842 г. май стр. 164-165, 169-170, 177-178).
"Если кто, раз или два быв обличен, не послушает, не спорь с ним, но предай все Богу, да будет воля Его: силен Бог и злое превратить на доброе. Учись в терпении переносить чужие недостатки и слабости, какие бы ни были, ибо и у тебя есть много такого, что другие переносить должны. Коли себя не можешь сделать таким, каким желаешь, как можешь сделать, чтобы другой был таков, как тебе угодно? Мы желаем чтоб другие были совершенны, а своих недостатков не исправляем. Желаем чтобы другие были строго обличены, а сами не хотим чтоб нас обличали. Не нравится нам широкая вольность в других, а сами не хотим, чтоб отказывали нам в том, чего хочется" (Фомы кемпийского "О подражании Христу" , перев. К. П. Победоносцева, изд. 1880 г.).