Вопросы по восьмой евангельской заповеди блаженства:
"Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное"
Не боялся ли ты насмешек твоих товарищей, или знакомых тебе, безумно и легкомысленно осмеивавших твою любовь и частые посещения храмов Божиих, благоговение пред святыми местами, напр., церквами, образами, пред коими должно обнажить голову и осенить себя крестным знамением, твое уважение к уставам св. церкви относительно постов, церковных обрядов, твою любовь и сострадание к бедным и несчастным, твою заботу о спасении души твоей? Не малодушно ли ты соглашался с теми, кто кощунственно осмеивал св. учение, таинства и обряды св. матери-церкви?
Помни, что Господь сказал "иже (бо) аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его" (Марк.8,38, Лук.9,26).
Люби правду и ненавидь неправду или грех всякого рода; высказывай прямо и смело святую правду, и обличай с кротостью и терпением неправду, чтобы правда царствовала, как подобает ей, а неправда была посрамляема и искореняема и не поднимала высоко с наглостью свою голову. Будут оскорбляться люди твоею правдивою речью, не будут любить и жаловать? Чтож из того? Людям ты будешь неприятен, (как бельмо на глазу): но за то будешь устами Божими, зеницею ока Божия. Впрочем и здесь будут тебя уважать все честные и правдивые люди, а на небе ублажат тебя ангелы и все святые, и с радостию примут душу твою в небесные селения, когда она разлучится от этого смертного тела, ибо небожители не без участия смотрят на здешние наши подвиги, добродетели и на нашу борьбу с грехом и неправдою, а с великим участием и сочувствием, как члены единого тела Христова, как и Господь засвидетельствовал, говоря, что радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся (Лук.15,7), или, как апостол говорит, аще ли же славится един уд, с ним радуются вcu уди (1 Кор.12,26). И как спокойна совесть, как доволен бывает человек, когда выскажет святую правду, и как мучит совесть, когда постыдится или побоится высказать все, когда нужно! А ведь отчего же большею частью и умножается неправда и дерзко поднимает свою голову, как не от того, что дают ей, как говорится, волю, не обличают ее!
Впрочем благоразумие требует не всегда и не всякому высказывать правду:
- не нужно заявлять свою правду, когда дело до нас не касается, когда есть для этого люди, призванные своею должностью говорить правду;
- когда предвидим, что слово правды ввергнет нас в явную опасность, а пользы от нашего слова не выйдет ровно никакой.
Тогда лучше тайно молиться Богу, чтобы Он Сам вразумил неправедных и наставил их на путь правды, или послал могущих и способных людей обличить неправду! И добродетель требует умеренности и благоразумия, так что без благоразумия добродетель бывает уже не добродетель, или теряет много своей цены. (См. Полн. собр. сочин. прот. Иоанна Сергиева, т. I, стр. 218-224).