Предварительные вопросы на исповеди
Господь обещал простить нам грехи наши под условием прощения нами грехов, сделанных против нас нашими ближними: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный. А если не будете прощать людям согрешения их: то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Матф. VI гл. 14-15). Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя: оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди, и принеси дар твой (Матф. V гл. 23-24).
Св. Иоанн Златоуст пишет: "как вы можете возносить руки к небу, как можете молиться и просить о прощении своих грехов? Если бы Бог и хотел простить вам, вы сами препятствуете Ему, не прощая вашему брату" (Свят. Злат. бесед. 22).
Еще в ином месте тот же святитель учит: "ты не можешь быть без греха, и потому не переставай молить о прощении, но еще более не переставай прощать другим. Сколько ты желаешь, чтобы тебе было прощено, столько и ты должен прощать; только при этом условии ты получишь прощение" (Св. Злат. бесед. 18 на Иоанн.).
Знай, что для грешников нет иного пути ко спасению, кроме пути покаяния, как и блудного сына только покаяние привело в отчий дом и спасло от гибели. Таинство покаяния есть купель, в которой грешник очищается для неба, есть лестница, возводящая нас туда, откуда мы ниспали.
К покаянию мы должны располагаться не слепым подражанием примеру других, не безотчетным последованием издавна заведенному обычаю, а сознанием своей греховности и отвращением ко греху. Прибегающий же к покаянию по отвращению ко греху, по сознанию гибельности своего греховного состояния, сгорает желанием развязаться с грехом, дает обещание оставить путь порока и вступить на стезю добродетели. "Познай, что ты согрешил и что грех есть зло ужасное, и у тебя родится желание загладить его",- учит св. Нил синайский.
Именно:
а) Сердечно ли, с сокрушением сердца, раскаиваешься в содеянных грехах?
Сокрушение о грехах необходимо по самому существу покаяния; кто истинно кается, тот не может не сознавать всей тяжести своих грехов и их гибельных последствий, не может не чувствовать своей виновности пред Богом, своего нeдостоинства, не может не скорбеть сердцем, не сокрушаться, - и где нет истинного сокрушения о грехах, там нет и истинного покаяния, а одно только наружное.
"Если мы запятнали одежду невинности, полученную при крещении, мы должны омыть ее своими слезами; слезы покаяния возвратят ей ту чистоту, которую получила она от страданий Христовых", говорит один великий подвижник. И св. Киприан поучает: "чем больше мы согрешили, тем более мы должны оплакивать свои грехи, дабы получить прощение".
б) Имеешь ли твердое намерение исправить свою жизнь?
Св. Василий Великий говорит: "не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остается во грехе; но тот, кто, по слову псалма, обрел грех свой и возненавидел" (Пс.53, 3). ("Толк. кн. Ис. I, ст. 14, в тв. св. отп." IV, 58). "Кающимся недостаточно ко спасению одно удаление от грехов, но потребны им и плоды, достойные покаяния" . ("Нравств. прав. I" , гл. 4, там же VII, 361). И св. Амвросий наставляет: "кто приносит покаяние, тот не только должен омывать грех свой слезами, но покрывать прежние прегрешения лучшими делами, чтобы грех ему не вменился"...
в) Веруешь ли в И. Христа и надеешься ли на Его милосердие?
Христос один примирил нас с Богом Своею крестною смертью (Рим. 5, 1, 2, 8, 24, 25), один есть вечный ваш Первосвященник, тем же и спасти до конца может приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о нас (Евр. 7, 25). След. без веры во Христа Спасителя и надежды на Него, как бы ни было глубоко ваше сокрушение о грехах и твердо наше намерение исправить свою жизнь, мы никогда не удостоились бы получить от Бога отпущения грехов.
О милосердии же Божием св. Василий Великий рассуждает: "вопросим Спасителя: для чего Ты пришел к нам? Он будет ответствовать: не приидох спасти праведники, но грешники призвать на покаяние. Вопросим Его: что носишь на раменах? Овцу, говорит Он, погибшую. О ком радуются небесные жители? О едином, говорит, грешнице ангели радуются... Бог кающегося объемлет с радостью... Усерднее прибегнем к благому Богу... Лишь только захочешь принести покаяние (подобно блудному сыну), то Сам Бог охотно встретит тебя. Помысли об отеческом благоутробии, и верно не пресечешь надежды спасения". ("В слове о покаянии" ).
Знай, что никакие подвиги наши сами по себе спасти нас не могут, и наше сердце никогда не найдет себе успокоения от наших дел. Оно может только успокоиться в Господе-Спасителе, и тогда лишь окрыляется надеждой спасения, когда искренно взывает к Нему: Господи! ими же веси судьбами спаси мя. Все самонадеянники в деле спасения обыкновенно кончают тем, что безотрадно теряют всякую уверенность в себе, считая дальнейшие труды свои на пути спасения безнадежными.
"Надо так себя чувствовать, как чувствует утопающий на море, который ухватился и лег на доску, сильную его поднимать и носить над бездной. Он постоянно чувствует, что готов погибнуть, но вместе чувствует под собою и спасительную доску. Это есть настоящее изображение всякой души, истинно спасающейся в Господе. Она чувствует, что сама по себе гибнет, но вместе чувствует, что есть спасение Господом - веры ради в Него" (Преосв. Феофан-затворник).