Вопросы по первой заповеди закона Божия:
"Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим"
1. Имеешь ли, сын мой, твердую веру в слово Божие и учение св. церкви?
2. Не страдаешь ли ты, сын мой, от нападения на твою душу частых сомнений в истинах св. Веры?
3. Не допустил ли ты когда неверия в промысл Божий?
4. Не страдаешь ли, сын мой, безчувствием и окаменением сердца в деле веры?
5. Не был ли ты когда безбожником или не сочувствовал ли пагубному учению несчастных безумцев-безбожников?
6. Не повинен ли ты в грехе ереси? Не сочувствовал ли ты когда еретическим лжеучениям?
7. Не был ли, сын мой, ты когда раскольником или не одобрял ли раскольнических самочинных собраний вне единства с православною церковью?
8. Не подвергался ли ты когда отчаянию в своем спасении по случаю каких-либо тяжких грехов, тобой соделанных?
9. Не страдаешь ли, сын мой, духом уныния?
10. Не испытываешь ли ты, брат мой, ложного и вредного для спасения души страха вражеского?
11. Не обращался ли ты когда-либо к волшебникам гадателям будущего и ворожеям? Не желал ли чрез них узнать будущее или получить облегчение от болезни, или избегнуть несчастия?
12. Не повинен ли ты греху суеверия? Не веришь ли в счастливые и несчастливые дни, встречам и другим приметам?
13. Не гадаешь ли о будущем по книгам св. Писания?
14. Не ленишься ли, сын мой, молиться Богу?
15. Не любишь ли ты тварь больше Творца? Не пристрастился ли ты к чему-либо земному до забвения Бога?
16. Не допустил ли ты греха человекоугодия, т. е. не льстил ли кому и не одобрял ли худых дел?
17. Не надеялся ли ты на человека более, чем на Бога?
18. Не надеялся ли ты слишком на свои силы, на свое богатство, на свои нравственные силы в деле спасения?
19. Любишь ли ты, брат мой, Бога больше всего на свете, больше отца, матери, детей, собственной жизни?
20. Не повинен ли ты, возлюбленный мой, в грехе неблагодарности Богу за Его безчисленныя благодеяния к тебе?
21. Не убоялся ли ты или не постыдился ли поддержать славу имени Божия или защитить свящ. предметы от поругания их людьми нечестивыми и кощунниками?
22. Предаешь ли ты, сын мой, себя в волю Божию?
|
Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. "Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога и в Меня веруйте" , говорит Божественный Учитель, Господь наш Иисус Христос. Подражай сомневавшемуся некогда ап. Фоме, который при виде воскресшего Господа, в чем он ранее сомневался, воскликнул: Господь мой и Бог мой! Но помни и слова Спасителя, сказанные по этому поводу: "блаженны невидевшие и веровавшие" .
Какой духовно врачебный совет представить тебе, сын мой, следуя которому ты мог бы обрести твердую веру во все то, чему учит слово Божие и св. церковь?
К сему два способа: один внешний, научный, а другой внутренний, путь веры.
Первый предлагается обыкновенно в систематическом изложении Богословия. Он действителен и для ученых существенно необходим, но, очевидно, не всеобщ, ибо в основании своем содержит знания, не для всех доступные... Этот путь очень долог и труден, и, что особенно замечательно, оставляет сердце себе самому, своему своенравию и свободе.
Второй путь веры искреннее, живее, многоплоднее и общедоступнее. Это молитва к единому истинному Богу о вразумлении. Есть Бог истинный. Он сказал волю Свою нам в наше спасение, с желанием, чтоб она была понята и выполнена. Теперь мудрованиями людскими она скрыта или запутана до того, что тот или другой не имеет достаточно сил найти исход из сего лабиринта. Когда, в чувстве сей кровной нужды, с воплем, стенанием, болезнью сердечною, обратится кто к Богу, истинному Отцу всех человеков, Богу, желающему, чтоб вера его была действенною может ли быть, чтобы Он не дал такому решительного указания к убеждению в истине ея? Он вранов кричащих питает, по молитве посылает дождь в жажду плоти нашей... а человеку, Своему образу, томящемуся, ищущему узнать, как прославлять Бога, будто Он не укажет источника для утоления сей жажды духовной. Такая молитва нисколько не есть искушение Бога, хотя может быть превращена в него, когда кто неискренне, из одного любопытства, желал бы таких знаков. (См. "Начерт. христ. нравоуч." , еп. Феофана. 331).
Не оставляйте, а паче умножайте эту молитву вашу о вере, так как без веры, по свид. св. писания, невозможно угодить Богу. Все, решительно все, что ни происходит в нас и от нас нечистого, греховного, несовершенного, все это рождается в нас от того, что мы маловерны, что еще не стяжали живой, горячей веры. Светильник телу око а душе вера. Не будь у тела глаз, тогда все для нас как бы не существует, или и существует, но в превратном виде. Нет в нас веры, нет в нас и жизни истинной, без которой вся наша внешняя жизнь, сколь бы она блистательна и изобильна ни была, есть один призрак, один сон, тело без духа. (См. "Письма духовного отца к дух. детям" , СПБ, 1861 г. ч. 2-я).
Примеры убеждения в вере путем молитвы почти повсюдны. Корнилий сотник испросил себе веру... Множество было таких, кои приходили к пустынникам вопрошать о вере, а они, вместо всяких доводов, заставляли их молиться, и Бог открывал им истину, например, св. великомученице Екатерине.
Соблюдай следующее для прогнания гибельного сомнения:
а) При сомнениях нужно бороться с ними. Когда породится сомнение, не слагайтесь с ним в уме, как будто так уж и на деле есть, как оно внушает; а останавливайте его при самом входе, как непрошенного гостя, и подвергайте осмотру. Как в помышлениях не слагаться с ними сердцем есть первое, так в сомнениях не слагаться с ними умом есть первое. Скажете, что оно вдруг обнимает и охватывает весь ум. Это ничего. И в пожеланиях тоже бывает, что они обнимают все сердце. Но это не значит, что они уж и одолели, а означает только безстыдность нападающего. Если кто бросится на вас невзначай и охватит руками, вы не отдаетесь в его власть, а отталкиваете: так и здесь. Пусть сомнение охватило весь ум, напрягитесь оттолкнуть его, чтобы оно стало вне, и можно было вести дело с ним, как с другим, чуждым лицом.
Если станете так действовать, многие сомнения тотчас будут исчезать, как только вы отторгнете их от ума, и потребуете к суду. Если будут упорно оставаться, начинайте гнать.
б) В отношении к пожеланиям, по сознанию вражеского в них к нам подступа, у всех святых, полагается вторым приемом: вместо своеличной с ними борьбы обращаться к Господу Спасителю, и они исчезают. Думаю, что то же нужно делать и в отношении к сомнениям. Обращайтесь умно ко Господу и молите Его прогнать искушение и с искушающим. И это будет.
в) Третий прием восстановить доброе в себе и в обычной силе. Какие добрые мысли и чувства испытываете, те и спешите восстановить. Мне думается, что вся беда у вас от того, что вы порождающиеся сомнения принимаете как друзей и впускаете их внутрь, и лелеете их, становясь на их сторону. Это значит и рук не поднимая отдаваться врагу в полную власть. А вы наперед держите убеждения, что сомнения ничего истинного не представляют, и когда родятся, гоните их, всячески напрягаясь пребыть в стороне добра и истины, какие испытывали.
г) Когда восставите свое доброе состояние, тогда можете разбирать сомнения. Тут оно будет очень слабо, и победа всегда будет оставаться за вами. (См. Письма еписк. Феофана-затворника).
д) Сомнение есть слепота ума, потому внимай светильнику Божия слова... Ибо слово Божие, яко духовное светило, прогоняет тьму и озаряет душевные очи, открывает суету и прелесть мира, обличает самолюбие и грехи наши.
е) "Противное противным прогоняется, как-то: холод теплотою, горечь сладостию, тьма светом и проч. Итак, если хотим слепоту от умных очей наших отрясти, должны внимать учению и примеру жития Христова. Христос со святым учением и житием Своим есть путь: должно убо нам его держаться, да не заблудим; Он есть истина: должно убо нам вверить себя Ему, да не прельстимся. Он есть живот: должно убо нам прилепиться к Нему, да с Ним, и в Нем, и чрез Него оживем и во веки живы будем. (Св. Тихон задонский).
Взгляни беглым взором на историю народа Божия ты увидишь явные следы промысла Божия в жизни людей. Вспомни, что говорит Иосиф братьям своим, продавшим его в Египет: "не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараона и господином во всем доме его, и владыкою во всей земле египетской" (Быт. 45, 8).
Посмотри внимательно на свою жизнь и жизнь близких тебе людей, то осыпаемых благодеяниями Божьими, то наказываемых бедствиями. Дабы укрепить веру малодушных, поддержать слабых, устрашить ожесточенных грешников, пресечь зло или направить свободную волю человека к добру и ты воскликнешь с царем и пророком Давидом: "благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его" (Пс. 102, 2).
Вот древнее испытанное средство от нечувствия этого убийственного недуга, об избавлении от которого св. Златоуст и сам молился и научал молиться ежедневно в 4-м часу пополудни: "Господи! избави мя от всякого неведения, забвения, малодушия и окамененнаго нечувствия".
1-е средство: при безчувствии души, брат мой, полезно частое чтение божественного писания и умилительных слов богоносных отцов, памятование о страшном суде Божием, об исходе души из тела и об имеющих ее встретить страшных силах, с участием которых она делала зло в сей маловременной и бедственной жизни.
2-е средство от того же: полезно воспоминать о том, что мы должны будем предстать пред страшным и праведным судилищем Христовым, и не только в делах, но и в словах и помышлениях дать ответ пред Богом, пред всеми ангелами Его и вообще пред всем созданием.
3-е средство: хорошо также (при нечувствии) воспоминать и великие скорби человеческие, дабы хотя таким образом смягчилась жестокая и бесчувственная душа и пришла в сознание своего худого состояния (Авва Дороф.).
Помни, что безбожие есть крайнее безумие. Рече безумец в сердце своем: несть Бог, только в сердце, мыслях своих рече сие безумен. И как он по сущей справедливости не безумен? восклицает св. Иоанн Златоуст. Несть Бог. Но если нет основания, как сталось здание? Нет домоздателя: как дом созижден? Нет архитектора: кто град строил? Нет земледельца: как на нивах снопы хлеба явились? Нет мироздателя: откуда же и как существует мир?
Заметь, сын мой, что есть две главных причины неверия: гордость и нечестие, не желание лишиться мнимой свободы своего ума и желание избавить себя от упреков совести, при свете веры обличающей действия злой воли, нежелание расстаться с любимыми страстями, вот основные причины неверия. Посему необходимо удалить их.
Помни, возлюбленный брат мой во Христе, что неверие безсильно в решении важнейших вопросов жизни.
Спросите неверующего, если он не верит в Бога, как ответит он на эти семь неоспоримых вопросов, всю важность которых вы поймете по мере вашего знания законов науки.
Во-первых, откуда явилась материя? Может ли мертвая вещь, создать свое мертвое я?
Во-вторых, где начало движения? Может ли мертвая вещь привести в движение свое мертвое я? Кто дал первый толчок неподвижной инерции? Откуда явилась начальная сила?
В-третьих, откуда явилась жизнь? Создалась ли жизнь сама по себе в мертвой материи? Или дана первая жизненная сила, которая проникла в эту безчувственную массу, и если можете вы объяснить все, то скажите, откуда явилась эта животворящая искра божественной жизни, если не от перста Всемогущего? Были ли первая бацилла или первая бактерия настолько всемогущи, чтобы создать самих себя?
В-четвертых, откуда происходят дивная гармония, великолепное устройство всех частей вселенной и назначение каждого предмета в природе? Заставите ли вы нас поверить, что это необъятное, гармоническое согласование происходит от сцепления обстоятельств, от случайного соединения атомов? Если б кто-нибудь сказал нам, что люди, называемые Крыловым, Пушкиным, Гоголем, Дантом, Шекспиром, Мильтоном, никогда не существовали, но что миллионы печатных букв случайно приняли свои особенные формы и нечаянно соединились вместе в басни Крылова, в стихотворения Пушкина, в повести Гоголя, в "Божественную комедию" Данта, в пьесы Шекспира и в поэмы Мильтона, то вы наверно бы подумали, что этот человек выжил из ума. И тогда он не был бы таким сумасшедшим, как человек, говорящий нам, что краски на великолепных крыльях мотылька, радужные перья на шейке голубя, стекловидная влага и сетчатая оболочка человеческого глаза, нежно окрашенные цветы и листья безпредельных лесов, и пески, и моря, прелестные розовые раковины на берегу, и слоистый хрусталь снега, и небеса, и звезды, что все это случайно образовало симметричное целое, и что из соединения враждебных атомов они заимствовали свою величественную красоту.
В-пятых, откуда явилось сознание? Может ли мыслить слепой случай? Может ли мертвая материя прояснить чувство своего существования и вполне создать предметы?
В-шестых, кто дал нам свободную волю? Мы имеем тела, но в то же время и душу разумную, свободную и безсмертную, созданную по образу и подобию Божию. Выражаясь другими словами, мы имеем в себе нечто безконечно высшее материи, то есть дух; дух этот не может быть ничем другим кроме дыхания Господа. Даже языческий поэт сказал: "в нас самих находится Бог" .
В-седьмых, откуда происходит совесть? Отделяла ли мертвая материя божественное чувство правого и неправого? Поэтому, тот, кто не признает существования Бога, не разрешает даже самого простого затруднения человеческого ума; вместе с тем он создает затруднения в тысячу раз многочисленнее и неразрешимее. Он просто говорит изумительную безсмыслицу и выказывает безпредельное безразсудство.
Когда доходишь этим путем до веры в Бога, то затем следует вера в божественное Провидение. Что Он создал нас, что Он наш Отец, что мы народ Его пастбища, овцы Его десницы. И с сознанием нашего отношения к Богу по необходимости пробуждается совесть. Видимые явления по воле Божией обнаруживают невидимые.
Знай, что быть еретиком значит быть в отлучении от св. церкви и от Бога, значит осудить себя на лишение царствия небесного. Припомни, как некогда поступил св. апостол Иоанн Богослов, этот св. и чистый проповедник божественной любви: встретившись в бане с одним еретиком, он поспешно сказал своему ученику: "бежим отсюда: баня может загореться, ибо в ней находится этот нечестивый человек!" Этот же св. апостол, кротко относившийся ко всем грешникам, советует христианам не принимать даже в дом и не приветствовать тех, кто ложно учит о Христе, Господе нашем.
Чтобы предотвратить себя от пагубного увлечения какой-либо ересью, помни, что лишь св. церковь есть хранительница и истолковательница Божественного откровения.
Бог вверил церкви Свое откровение, заключенное как в свящ. Писании, так и в св. предании, почему божественными источниками христианского учения веры несомненно признаются только такие, какие она приемлет "Я не поверил бы евангелию, говорит блаж. Августин, если бы в том не убедил меня голос кафолической церкви" (Пис. прот. Мак. гл. 5. слич. Кирилл. Иерус. огл. поуч.4, п.43). Церковь, приняв от Господа Иисуса Христа и Св. Духа откровение, хранит его целым и невредимым; ей передан и смысл оного, она есть вместе непогрешимая истолковательница его от начала своего установления и пребудет такою до скончания века, ибо вселенская церковь никогда не говорила и не говорит от себя, но говорит только от Духа Божия, Которого она непрестанно имеет, имела и будет иметь своим учителем до конца века (Иоан. 14,16.17.26). Человеку, который говорит сам от себя, можно погрешать, обманывать и обманываться; но вселенская церковь, так как она не говорила и не говорит от себя, но от Духа Божия (Которого она непрестанно имеет и будет иметь своим учителем до века), никак не может погрешать, ни обманывать, ни обманываться.
Древний отец церкви, св. Ириней лионский говорит: "не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от церкви: ибо в нее апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нея питие жизни" (Прот. ерес.кн.III.ГЛ.4).
Помни, что расколы противны желаниям и намерениям Господа нашего: "да будут вси едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Иоанн. 17, 21-23). "Хочешь спастись? спрашивает св. Иоанн Златоуст, пребывай в церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк, а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же церкви: нет ничего в мире сильнее ея. Она твоя надежда, в ней твое счастие" .
Знай, что "кому церковь не мать, тому Бог не отец" , учит св. Киприан, еп. карфагенский.
Не подражай Иуде искариотскому, который, бросив сребренники в храме, полученные им от первосвященников за предательство своего Божественного Учителя, пошел и удавился (Мф. 27, 5). "Никто не отчаивайся, никто не подвергайся этой болезни нечестивых, говорит св. Иоанн Златоуст Если впадешь и во все пороки, то скажи самому себе: Бог человеколюбив и желает нашего спасения. Аще, говорит Он, будут грехи ваши яко багряное, яко снег убелю" (Толк. на 1 посл. Коринф.). "Не отчаивайся же, потому что Господь милостив: но не будь и безпечен, потому что Он праведен", поучает тот же св. отец.
Ты сказал, что по временам очень ослабеваешь до малодушия, а иногда и до отчаяния. "Знай, что главные козни вражьи две: бороть христианина или высокоумием и сомнением, или малодушием и отчаянием. Св. Лествичник пишет, что один искусный подвижник отражал козни вражии их же оружием. Когда они приводили его в отчаяние, то он говорил сам себе и врагам: как же вы не так давно хвалили меня и приводили в высокоумие, и чрез это отражал злой умысел вражий. Если же враги опять переметывались на другую сторону, и начинали хвалить, и подавать поводы к высокоумию и самомнению, то старец тут отвечал: как же вы не так давно приводили меня в отчаяние; ведь это одно другому противоречит. И таким образом этот подвижник с помощью Божиею отражал козни вражьи их же оружием, благовременно употребляя одно против другого. Также если у тебя бывает иногда мысль восставать мужественно против врагов, справедливо ли это? Противоположное сему малодушие показывает, что несправедливо. Не в нашей силе восставать против злохитрых врагов, а всего вернее со смирением прибегать всегда к помощи и заступлению Божественному, призывая на помощь Самого Господа и Пречистую Его Матерь, как советует св. Лествичник: именем Иисусовым отражай ратники" . (См. Письма оптинскаго старца Амвросия, помещ. в "Душепол. чтении" , за 1896 г. № 6,стр. 236).
1) Если дух уныния будет тревожить тебя, возлюбленный, скажу тебе так от имени великого духовного врача, св. Ефрема Сирина: ты не упадай, но помолись Господу, и даст тебе долготерпение; и по молитве сядь и собери свои помыслы, и утешай душу свою, подобно говорившему: вскую прискорбна еси, душе моя? вскую смущаеши мя? уповай на Бога. (Псал. 41, 6). И скажи: почему нерадишь, душе моя? Не всегда должно нам жить в этом мире. Представь в мысли живших прежде тебя и вспомни, что как они прешли из сего века, так и нам, когда угодно будет сие Богу, должно переселиться... Уныние есть тот злой недуг, от избавления от которого не в четыредесятницу токмо молимся, но ежедневно в вечерней молитве, взывая: уныние бесовское далече от меня отжени, Господи! (См. Душеп. чт. за 1896 г., ноябрь, стр. 507).
2) "Аще хощеши победити уныние, твори что-либо мало рукоделие, и прочитай Божии книги, и молись часто". (Из поучений о восьми помыслах св. Нила)
Когда будешь ощущать такой страх и вражеское нападение, то полезно тебе, по примеру древних отцов, произносить (так чтобы твои только уши слышали) устами псаломския приличные к тому слова, напр.: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся; и весь 26 псалом. Также: обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им. Еще: суди, Господи, обидящии мя, и побори борющия мя и проч. Еще: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися; и подобное.
На самом опыте увидишь, как велика сила Богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень. (Из Писем оптинского старца Амвросия, помещен. в "Душеп. чтен." за 1896 г. № 8, стр. 623).
Волшебство, а равно и обращение к волшебникам есть великий грех. Сам Бог через св. пр. Иеремию говорит: "не слушайте волхвующих вам, ни чарований ваших, ни обаятелей, яко лжу прорицают вам тии" (Иерем. 27,9). Кто обращается к волшебникам, тех св. церковь отлучает на шесть лет от св. причащения: так велик этот грех! Это значит от Бога удаляться во врагу Его диаволу и от него ожидать себе помощи... Однажды царь Охозия, желая помочь себе в болезни, обратился к идолу Ваалу в г. Аккарон и за это по предсказанию пр. Илии был наказан смертью: и умре царь по глаголу Господню, еже глагола Илия. Другой царь, по имени Езекия, в тяжкой болезни обратился к Богу и выздоровел. У нас, христиан, есть Бог, святые угодники Божии, есть великая и сильная Заступница рода христианского Матерь Божия, Царица небесная; к ним мы должны обращаться в случае нашей нужды.
Все дни одинаковы пред Богом; Он не творил счастливых и несчастных дней. Думать так значит возносить хулу на Создателя. Не тот, или другой день, а сами мы виновны бываем в несчастии, если начинаем дело без благословения Божия или дело грешное. Св. Иоанн Златоуст говорит даже, что диавол внушил людям это суеверие. "Если кто верит, что день есть счастливый или несчастливый, тот в несчастный день не будет стараться о добрых делах, думая, что по неблагоприятности дня напрасно станет трудиться и ни в чем не успеет" (в 23 беседе).
Равным образом тяжко грешит тот, кто верит каким-либо встречам, считая их для себя несчастными. "Не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь".
Что же касается того, что некоторые боятся встретиться со святым служителем Божиим, нередко несущим на своих персях св. Тайны Христовы, то эта боязнь прямо вызвана диаволом, который ненавидит служителей Божьих, как орудие спасения души христиан; эта ненависть ведет свое начало со времени первых веков христианства, когда языческие жрецы всячески старались отвлечь язычников от христианства и внушали ненавидеть пресвитеров (т. е. священников) церкви проповедников истины христианской.
Раскрывать св. евангелие или св. книгу св. отцы не очень советуют, а советуют в затруднении до трех раз по примеру Спасителя пред страданиями помолиться Ему, и куда хотя на волос уклонится помысел, тому и последовать. (См. Письма афонск. старца иеромон. Арсения, изд. 1891 г.).
Молитва есть пища души. "Не оставляй молитвы, как духовной пищи, учит св. Геннадий; ибо как тело, лишенное пищи, ослабевает, так и душа, лишаемая молитвы, приближается к расслаблению и мысленной смерти". (Прибавл. к твор. св. отцев ч. III).
Господь учит: "просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите и отворят вам" (Мф. 7,7-11). "Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением Кол. IV, 2).
Помни при этом мудрое и великое наставление одного св. подвижника: "желай, чтобы с тобой сбылось не то, что тебе хочется, но что Богу угодно", и тогда ты будешь спокоен и благодарен в молитве своей (Препод. Нил, см. Скитск. пат.).
Когда во время молитвы овладеет твоим сердцем уныние и тоскливость, знай, что это происходит от диавола, всячески старающегося занять тебя в молитве. Крепись, мужайся и памятью о Боге прогоняй убийственные ощущения.
Когда ты один молишься и унывает дух твой, и станет скучать и тяготиться одиночеством, помни тогда, как и всегда, что на тебя светлейшими, паче солнца, очами взирает Триипостасный Бог, все св. ангелы, ангел твой хранитель и святые Божии человеки. Истинно! ибо все они едино в Боге, и где Бог, там и они. Куда солнце, туда и все лучи его обращены. Разумей, что говорится. Молись всегда горящим сердцем, а для этого никогда не объедайся и не упивайся. Помни, с Кем беседуешь. Люди забывают пречасто, с Кем они беседуют на молитве, кто свидетели их молитвы. Они забывают, что беседуют с Бодрым и Всевидящим, что беседе их с Богом внимают все силы небесные и св. Божии человеки.
Некто во время молитвы, когда он делался вял, расслаблен духом и телом и ему хотелось дремать, возбуждал себя следующим внутренним вопросом: с Кем ты беседуешь, душа моя? И, живо представляя после этого пред собою Господа, начинал молиться с великим умилением и со слезами; притупленное внимание его изощрялось, ум и сердце просветлялись, и он весь оживотворялся. Вот что значит живо представлять пред собою Господа Бога и ходить в присутствии Его! Если, говорил он дальше, душа моя, ты не смеешь вяло и небрежно разглагольствовать с людьми, высшими тебя, чтобы не оскорбить их, то как ты смеешь вяло и небрежно разглагольствовать с Господом!
Вообще сделать усилие воли и с напряжением обратить свой взор к Богу самое благоплодное средство, сразу поднимающее человека над разсеянностию и обращающее его к сосредоточенной молитве. (Прот. I. Сергиев (Кронштадтский).
"Горе тебе, если ты, возлюбивши тварей, забудешь Творца", учит блаж. Августин. Любы мира сего вражда Богу есть (Иак. 4, 4), пишет св. ап. Иаков. А св. ап. Иоанн. Учит: не любите мира, ни яже в мире (II Иоанн. 2, 11). Все нужно любить только для Бога и ради Бога. "Не радуйся ни о чем временном в этом плачевном веке, потому что все в нем непостоянно и превратно, все в нем, обманчиво и изменчиво. Но если хочешь утешиться, ищи утешения в одном Господе; если хочешь радоваться, радуйся об одном Господе", учит св. Димитрий ростовский.
Может ли тварь и плотское удовольствие доставить совершенный покой и верное утешение для души? спрашивает тот же св. отец и отвечает: нисколько! Один только Творец может успокоить или утешить душу и даровать ей вечное и всегдашнее наслаждение. Как ветка расцветает и вырастает не иначе как от корня: также точно и душа может получить совершенное утешение единственно от благодати Господней и Пресвятаго Утешителя Духа, от Которого получила и бытие свое.
Помни, что в слове Божием сказано: мужа крови и льстива гнушается Господь (Пс. V, 7). Горе глаголющим лукавое доброе и доброе лукавое, полагающим тьму свет и свет тьму (Ис. V, 20 21).
Как опасно хвалить зло, порок и нечестие, об этом так говорит св. Василий Великий: "делающие так своими похвалами навлекают проклятие на жизнь хвалимых и делаются виновниками их осуждения вечного за то самое, в чем одобряют их". (Твор. св. Вас. В. ч. 1, стр. 390 в русск. пер.).
Знай, что Господь в этом случае сильно прогневляется: проклят, говорит Он, тот, иже надеется на человека (Иерем. 17, 5). Не надейтесь на князи, на сыны человеческия (Пс. 145, 3), потому что в них нет спасения. Слово Божие называет надежду на человека тенью. Что же есть непостояннее и обманчивее тени? Сегодня тот, на кого ты надеялся, велик и силен, завтра он пал с своей высоты и тебя увлек в свое падение; сегодня он жив, завтра он умер и разбил все твои надежды. Только надежда на Бога никогда не обманет человека. "Господь крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне" , говорит св. царь и пр. Давид. (Пс. 27, 7).
Слово Божие запрещает надеяться на богатство погибающее (Тим. 6, 17). Кто надеется на богатство, тот сердцем своим отступает от Бога и нередко делается гордым, жестоким, притеснителем бедных и слабых.
Нельзя надеяться и на свои душевные силы в деле своего спасения. Бог бо есть действуяй в вас, и еже хотети (т. е. и пожелать только) и еже деяти (т. е. выполнить на деле). Без благодати Божией человек и шагу но может сделать в деле своего спасения. Все святые считали себя ничтожными грешниками, бедными и убогими без помощи Божией.
"Чуждоприсвоение духовное (себе приписывание успехов) является в разных видах, и бывает причиною научительнаго отступления благодати. Отсюда окаменение, забвение, омрачение, потеря энергии.
Средство против него все как от руки Божией принимать, с благодарностью, как дар, жить всегда в предании себя Богу, всего чая свыше" . (Епис. Феофан).
Св. апостол Павел клятвою устрашает того, кто не хочет любить Христа: аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят (1 Кор. VI, 22).
И святой Василий Великий, в первом своем слове о любви к Богу, учит, говоря: заповедь убо приемше, братие, любити Бога, Того единаго желати и жаждати, о Нем непременно должны всегда имети память, и, яко же младенцы о матерях своих помышляют, тако и вы разсуждайте о себе, что мы по образу и по подобию Его созданы, что Он сотворил нас душею безсмертных, и что мы словом и разумом более всех тварей почтены и неизреченными благами одарены. Для нас Он сошел с небес и примирил нас с Богом и Отцем небесным, спасе, оправда и сотвори нас сыны и наследники царствия Своего.
О Боже! Спасителю наш! воспали любовь в нас, да возлюбим Тебя, яко же Тебе угодно.
Достойны ли мы любви Его, будучи прах и пепел? Однако Он возлюбил нас.
Сколько мы чувствуем неудовольствий, не имея к Нему любви! сколько без нея обуреваемся волнами бедствий и страждем! Но хотя иногда мы Его отвергаем, Он не отвращается от нас. Мы бегаем Его; но Он нас ищет, и призывает к Себе, глаголя: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии (Матф. XI, 28).
Боже наш! мы отвергаем любовь Твою, а Ты нас не престаешь любити. Мы нередко приемлем сатанинские внушения паче закона Твоего. Мы, не щадя себя и спасения своего, прилежим к делам злобы. И несмотря на то, человек часто говорит: я люблю Бога. Какое противоречие! Он думает, что любит Бога, но заповедей Его не исполняет. Какая же это любовь? Это одно лицемерие!
Когда ты говоришь: люблю Христа Бога, то посмотри, что Он тебе заповедует: яко же Аз сотворих: и вы творите (Иоанн. ХIII, 15).
Если любишь Христа Бога, терпи, яко же Он претерпел, и твори все то, что Ему угодно. Он учил и творил. Непременно и твоя любовь должна быть такова, чтоб добро творить, терпеть, не смущаться ни о чем находящем, и во всем всегда Его благодарить не словами и языком, но самыми делами. Сердцем, умом, от всея души, крепости и помышления возлюбить Его ты должен.
И если так Его возлюбишь, то послушай Исаию глаголющего: еда жена забудет отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего аще и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь (Исаии ХLIХ, 15) (см. "Старческое наставлен." Назария, игум. валаам.).
"Не стыдно ли быть неблагодарным за полученные благодеяния? Даже животные стыдятся неблагодарности. Они с благодарностью помнят о доставляемом им корме", говорит св. Амвросий медиоланский. Св. Иоанн Златоуст, вспоминая безмерные благодеяния Господа к роду человеческому, говорит: "Он привел нас из небытия в бытие, даровал нам и тело и душу, сотворил нас разумными, устроил, всю тварь для рода человеческого... послал к нам Врача душ и телес, единородного Сына Своего, Который благоволил принять образ раба и родиться от Девы". Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имат живот вечный. Можем ли мы не благодарить Бога, если припомнить все эти и другие безчисленныя благодеяния, если вспомним, что после смерти человек может наследовать жизнь вечную с ее нескончаемым и неописанным блаженством? Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Благослови же, душа христианина, Господа, и не забывай всех безмерных и неисчислимых благодеяний Его тебе; возлюби своего Творца, Промыслителя и Спасителя твоего, всем сердцем твоим, всею душею твоею и всем помышлением твоим.
Если ты искренне убежден, что вера твоя единая истинная, то и показывай это делами во убеждению. Не смотри на то, что будут говорить о тебе другие. Найдутся, быть может, неразумные и станут смеяться. Пусть смеются в обличение своего неразумия. Святые апостолы радовались, когда повергались безчестию за имя Христово. Им должно подражать. Если притеснять станут за веру, еще полезнее это для тебя. Радуйся! уже венец мученический сходит на главу твою. Стыд, боязнь и смущение суть верные знаки маловерия. Иже бо аще постыдится Мене и Моих словес, сего Сын человеческий постыдится, егда приидет во славе Своей, и Отчей и святых ангелов (Лук. IX,26). Вот чего бояться нам нужно, а не того, что скажут о нас люди. Бывают случаи, когда уже совсем неизвинительно наше молчание. Вот встречаешь ты богохульника. Открыто порицает он и хулит веру православную. Обличи его, исповедуй истину. Если он послушает тебя, ты приобрел брата. Не обратит он внимания на твои слова, ты будь спокоен: Богу единому принадлежит суд, а ты исполнил свой долг.
Св. апостол Павел говорит: аще исповеси усты твоими Господа Иисуса, и веруеши в сердце твоем, яко Бог Того воздвиже из мертвых, спасешися (Римл. X, 9). Видишь, какой конец имеет исповедание веры! Во спасение души оно бывает и делает людей блаженньми. Иди с Божию помощию смело по сему пути, православный христианин, мое возлюбленного по духу чадо!
Предадим всецело волю нашу Богу, Который знает все, прежде нежели мы родились, и не будем просить, чтобы все было по воле сердец наших, ибо ни один человек не знает, что ему полезно; но станем говорить непрестанно и словами и делами нашими: Отче небесный, да будет воля Твоя! Ибо не всякое хотение от Духа Святого, хотя человеку и кажется праведным и правым и добрым. Трудно по правде разсудить, добрый ли дух или злой тебя побуждает желать того или другого, или ты подвигнут твоим собственным духом. Многим казалось вначале, что от доброго духа в них побуждение, а под конец были они обмануты. (См. О подражании Христу, Фомы кемп.).