Вопросы по третьей заповеди закона Божия:
"Не произноси имени Господа Бога твоего всуе"
1. Не повинен ли ты, сын мой, в грехе богохуления, если не словом, от чего да сохранит Бог, то мыслию?
2. Не роптал ли ты на Бога в болезни, нужде и в несчастии?
3. Не сознаешь ли себя, сын мой, виновным в грехе кощунства, который бывает тогда, когда неуважительно кто относится к священным предметам, осмеивает их и оскорбляет их святость?
4. Не был ли ты когда, сын мой, невнимателен во время молитвы или богослужения и всуе, т. е. только устами, а не сердцем (Матф. XV, 8-9) призывал имя Господне?
5. Не клялся ли ты, брат мой, когда ложно, т. е. не утверждал ли клятвою того, чего не было?
6. Не согрешил ли ты, сын мой, когда клятвопреступлением, т. е. не исполнил законной клятвы?
7. Не нарушал ли ты когда данных Богу обетов?
8. Не божился ли ты? Не призывал ли имя Божие всуе в обыкновенных разговорах или без должного благоговения? Не принуждал ли кого к божбе?
9. Не утаивал ли ты, сын мой, чего на исповеди?
10. Не призывал ли Бога и святых Его на помощь в дурных делах, а также при обмане в торговле?
|
Св. апостолы грех богохуления почитали свойственным таким людям, у которых нет страха Божия и которых погибель не дремлет (Апок. 16, 11, 21; сн. 2 Петр. 2, 3). Между верующими они считали его делом немыслимым (1 Петр. 4, 14).
Какое врачевство предложить тебе, сын мой?
1) Да будет тебе известно, что если против нашей воли хульные помыслы вторгаются в наше сердце, которое любит Господа и благоговеет пред Ним, то знай, что они от диавола и не могут быть вменяемы, человеку: он пусть будет спокоен: ибо не повинен в них. "Да никто же смущается, говорит св. Димитрий ростовский, ниже отчаивается, имуще навождения от помыслов хульных, ведущи, яко нам суть сия в пользу паче, а не в соблазн: самим же бесам в посрамление".
Влагающий в человека эти помыслы диавол старается уверить его, что он сам рождает в себе эти помыслы, дабы чрез то привести в отчаяние; но должно знать, что все те помыслы, коих душа не желает, от диавола; случается и так, что человек, как бы в каком-то забвении, на малое время примет помыслы, но опомнившись, прогоняет их: в таком случае должно из глубины сердца воздохнуть к Господу и покаяться, и Господь простит.
2) Когда кто смущается этими помыслами, тогда враг усиливает их, а когда кто пренебрегает ими, тогда враг отходит посрамленный.
3) Во время нападения этих помыслов ни в какое рассуждение и спор с ними входить не должно, а творить непрестанно молитву внутренно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, по реченному св. отцами: "бий супостаты именем Христовым, крепче сего оружия нет ни на небе, ни на земле".
Итак, помыслами хульными должно пренебрегать, уподоблять их лаянию пса, хотя оный и слышим, но вреда от него не терпим; а если начать возражать против этих помыслов, то они усилятся и до тех пор не отойдут, пока человек не оставит их без внимания.
4) Смиримся, перестанем осуждать ближних, будем ко всем милостивы, в молитве усердны, в пище и питии воздержны, и помыслы вражеские удалятся от нас, по реченному в св. евангелии: сей роде изгонится ни чем же иным, токмо молитвою и постом. (Св. Димитр. рост. "Врачевство духовн. на смущение помыслов").
5) Со стороны же человека поводом к оным бывает или горделивое самомнение, или осуждение других. Поэтому в нашествии хульных помыслов прежде всего укоряй себя за осуждение других и гордое мнение за настоящее или прошедшее, нисколько не безпокоясь тем, что слышим неизреченныя хулы вражии.
6) А благовременно иногда произноси против них слова св. Иоанна Леств.: "иди за мною (т. е. от меня) сатано! Господу Богу моему поклонюся и Тому единому послужу, а болезнь твоя и слово сие да обратится на главу твою, и на верх твой хула твоя да взыдет в сем и в будущем веке."
7) Наконец необходимо тебе в настоящее время иметь в виду и твердо помнить совет Исаака Сирина; он пишет в 56 слове: "когда человек, заботясь об очищении внутреннем, милостью Божиею будет приближаться к первой степени духовного разума, т. е. разумения твари, тогда враг от зависти сильно вооружается на него хульными помыслами. И ты, говорит он, да не станеши в стране сей без оружий, да не вскоре умреши от подсеющих и прельщаюищих тебя. Да будут же тебе оружие слезы и частое пощение. И охраняйся не прочести догматов еретических; сие бо есть вооружающее на тя яко наимножайше дух хулы. Егда же насытиши чрево твое, да но возбезстудствуеши испытати, что от божественных вещей и разумений, да не раскаешися. Во чреве наполненне разума таин Божиих несть". Внимай сим словам сего великого отца, старайся иметь посильное воздержание в пище и питии и сокрушенное и смиренное пред всеми сердце, чтобы приобрести спасительный плач о прежних и настоящих согрешениях и чрез то сохранить себя безвредно в настоящем твоем искушении от духа хулы. Знай, что враг, если не может кому сделать вреда, то по злобе своей силится по крайней мере смущать его, досаждать ему разными помыслами и злыми внушениями. (См. Письма оптин. старца Амвросия, помещ. в Душспол. чтении 1896 г. июль стр. 448).
Роптать на Бога есть великий грех: тварь не может требовать отчета у Творца или выражать свое неудовольствие на посылаемые Богом болезни, бедность и разные несчастия. Несчастия посылаются для нашей пользы: или для нашего исправления, или для предохранения от великих грехопадений, которые мы совершили бы при богатстве или благополучии, или для избавления от будущих мук. Человеку лучше здесь немного потерпеть, нежели вечно мучиться в будущей жизни. Все святые просили Господа: "лучше здесь, Господи, накажи, но там пощади" .
"Ты кто человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал?" (Рим. 9. 20), говорит св. ап. Павел.
Помни, что ничто не случается без воли Божией. Даже и волос с головы нашей не упадет без воли Отца небесного (Лук. 12, 7).
"Блажен человек, которого вразумляет Бог, потому наказания Вседержителя не отвергай" (Иов. 5, 17). "Если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется" (2 Кор. 4, 16). Знай, что близок Господь к сокрушенным сердцем (Пс. 33, 19); утешайся Господом, предай Господу путь твой, возложи на Господа заботы твои и Он поддержит тебя. "Он причиняет раны, и Сам обвязывает их; Он поражает и Его же руки врачуют (Иов. 5, 18).
"Когда страдает от болезней плоть твоя, помни, что страдает первый враг твоего спасения, который болезнью обезсиливается, и терпи великодушно болезнь свою во имя Господа Иисуса Христа, нас ради претерпевшего крест и смерть; еще помни, что все наши болезни суть наказание Божие за грехи; они очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его: Твой мир, сказано, и Твою любовь даруй нам: вся бо воздал еси нам. Помни, что в болезни Господь с тобою: с ним есмь в скорби, что она произошла от мановения Владыки, отечески наказующего нас. Веруя во время благополучное, смотри не отпадай во время напасти, но, как мученик, будь постоянен в вере, надежде и любви". ("Моя жизнь во Христе", прот. И. Сергиева (кроншт.), т. I).
Этот грех близок к богохулению и навлекает на виновных страшное наказание. Когда возвращен был из плена филистимского священный ковчег завета, многие из евреев начали рассматривать его, как вещь обыкновенную, прикасались к нему, заглядывали внутрь его, и за это кощунство внезапно были наказаны смертию.
Помни, что Бог долготерпелив и милосерд, но Он же свят и правосуден и часто грозно наказывает, кощунников.
Есть примеры, что тот человек, который притворялся, например, покойником, между тем как другие безумцы совершали над ними кощунственное отпевание, тот человек и действительно оказывался умершим. Пусть кощунник припомнит, что на всяком месте очи Господни; они видят злых и добрых (Притч. 15, 7), и что Бог не оставит безнаказанным богохулящего грешника (Премудр. Сол.1, 6-9).
Молясь, ты стоишь пред Богом и святыми Его, которые на тебя смотрят и слышат твои молитвы. Берегись быть рассеянным. Это оскорбляет величие Божие и отвращает от тебя угодников Божиих. Св. Иоанн Лествичник говорит: "как царю земному ненавистен тот, кто, предстоя ему, отвращает от него лицо свое и беседует со врагами владыки: так мерзок пред Господом тот, кто, предстоя на молитве, занимается нечистыми помыслами. Пробудись от миролюбия и сластолюбия, свергни с себя заботы, совлекись своих помышлений, отрекись от тела; потому что молитва не иное что есть, как отчуждение от видимого мира". (Сл. 28, 42, 25)
Против рассеянности в молитве самое лучше средство усердная молитва к Богу. "Старайся возносить, лучше же сказать, заключать мысль свою в речениях молитвы", говорит св. Иоанн Лествичник, "и если, утомившись, падет, возводи ее снова; потому что непостоянство свойственно уму, но и его может установить Тот, Кто силен всему дать постоянство". (Сл. 28, 17).
"Если во время молитвы," говорит св. Василий Великий, "враг будет влагать лукавые мечтания, душа да не перестает молиться и да не почитают собственными своими произращениями эти лукавые всеяния врага; но рассудив, что появление неприличных мыслей бывает в нас по безотвязности изобретателей лукавства, тем усильнее да припадет к Богу, и да молит Его рассыпать лукавую преграду остающихся в памяти непристойных помыслов, чтобы стремлением ума своего безпрепятственно, без всякого промедления, и мгновенно, востечь к Богу так, чтобы нашествие лукавых помышлений ни мало не пресекало пути. Если же и продолжится таковое насилие помыслов, по безотвязности воюющего с нами; то и в этом случае не должно приходить в отчаяние и не оставлять подвига на половине дела, но терпеть дотоле, пока Бог не озарит нас благодатию Духа, которая обращает в бегство наветника, очищает и наполняет божественным светом ум наш, и дает, что мысль наша в неволненной тишине служит Богу с веселием". ("Твор. св. отц." т. IX, стр. 425-426. сн. "Воскр. чт." 1888 г., стр. 28-29).
"Не клянись именем Моим во лжи и не безчести имени Бога твоего, Я Господь Бог ваш." (Лев. 19. 12). Господь воспрещает ложную клятву и указует на Себя, как Отмстителя лжи. Всеведущий видит самые тайные помышления нашего сердца. Правосудный строго взыщет за поругание Его святого имени. Анания и Сапфира показали неправду пред святыми апостолами и солгали Духу Святому: за это мгновенно были поражены смертью.
И теперь бывают поразительные примеры наказания Божия за ложную клятву. Не подвергай же себя гневу правосуднаго Бога, ненавидящаго ложную клятву Его святейшим именем, пред которым трепещут херувимы и серафимы.
Помни, что Господь грозно наказывает клятвопреступников. Царь Седекия нарушил данную им клятву быть верным Навуходоносору, царю вавилонскому, и передался на сторону египетского царя, чтобы с ним идти против Навуходоносора. За это он был обличен Богом чрез пр. Иезекииля так: "клятву Мою, которую он презрел, Я обращу на его голову. И закину на него сеть Мою и пойман будет в тенеты Мои, и приведу его в Вавилон и там буду судиться с ним за вероломство его против Меня". И действительно, Навуходоносор скоро взял Иерусалим, отвел Седекию в плен, где ему выкололи глаза и посадили в темницу, где он и умер.
"Господи! кто может обитать в жилище Твоем?" вопрошает св. пророк и царь Давид и между прочим говорит: "кто клянется и не изменяет". (Пс. 14, 4).
Кто имеет в сердце своем хотя искру благоговения к Богу, для того нарушить клятву дело ужасное. Св. Василий Великий не оправдывает даже невольного и вынужденного насилием нарушения клятвы: если клятва утверждена именем Божиим, то христианин должен лучше потерпеть за истину, чем изменить клятве. (Прав. 82).
Данные обеты надо исполнять. "Человек, говорит св. пр. Моисей, иже аще обещает обет Господу, или заклянется клятвою... не оскверновит словесе своего: вся, елика изыдут из уст его, да сотворит."
Видишь ли, обеты стоят на ряду с клятвою. "Аще обещаешь обет Богу, говорит премудрый царь израильский (Соломон), не умедли отдать его".
Все святые угодники Божии как в ветхом, так и новом завете строго исполняли данные обеты: Иаков дал в Вефиле обет принести в жертву Богу десятую долю своего имения (Быт. 28); святая Анна дала обещание посвятить своего сына Самуила Богу (1 Цар. 1, 11); Пресвятая Мария во храме иерусалимском дала обет Богу всегда пребыть девою, и все они данные ими Богу обеты свято исполнили.
Если ты дал по необдуманности обет, который не в состоянии исполнить, то обратись к твоему духовному пастырю, который по чину церкви разрешит тебя от данного обета; а впредь давай обеты по зрелом обсуждении.
Имя Божие великое, святое и страшное. В ветхозаветные времена побивали камнями осмеливавшихся произносить имя Божие без уважения, с пренебрежением (Лев. 24, 16). Херувимы и серафимы, стоящие вокруг престола Божия, со страхом и трепетом называют Его имя (Ис. 6, 1-3).
"Как это не странно, говорит св. Иоанн Златоуст: слуга не смеет назвать имени господина своего без нужды и как случилось, а ты имя Господа ангелов произносишь везде без нужды и с великою небрежностью?"
Кто утаивает от духовника грехи на исповеди, тот хотя н услышит от него: "прощаю и разрешаю", но Дух Святый, как Сердцеведец, не простит и не разрешит его. Посему св. Златоуст и говорит: "будем во грехах своих не людей стыдиться, но убоимся, как должно, Бога, Который и ныне видит дела наши, и в будущем веке накажет не покаявшихся. Кто ныне опасается стыда от людей только, а не стыдится делать что-либо непотребное пред всевидящим Богом, притом не хочет покаяться и исправиться, тот в будущий день суда не пред одним или двумя человеками, а в виду всей вселенной будет выставлен на позор" (на Иоан. беседа 34, стр. 399).
За утаенные тяжкие грехи люди еще здесь на земле, во время их предсмертной болезни, мучимы бывают бесами, а по смерти подлежат мучению во аде. Об этом есть много сказаний в душеполезных книгах.
Помни, что это есть страшное кощунство и такая злая молитва часто может навлечь быструю и явную кару Божию. Много примеров записано, которые показывают, что люди, просившие у Бога о погибели врагов, сами впадали во всякие бедствия по устроению промысла Божия, который чрез это вразумлял их и учил тому, что врагов нужно не только прощать, но и любить. Есть много примеров, когда богатые, но безсердечные люди чрез пожар или наводнение лишались всего своего имения за то между прочим, что зле просили у Бога усилить в стране голод, чтобы потом по дорогой цене продать бедствующим свои огромные запасы хлеба.