Вопросы по восьмой заповеди закона Божия:
"Не кради"
1. Не погрешил ли ты против восьмой заповеди закона Божия, запрещающей присваивать чужую собственность, при помощи ли обмана, тайного похищения (воровства), грабительства, взяточничества, тунеядства, или при помощи лихоимства, которое состоит во взимании непомерных процентов с людей нуждающихся и бедных?
2. Не допускал ли ты в торговле какого-либо обмана чрез продажу испорченного товара, чрез неверный вес и меру?
3. Не согрешил ли когда-либо против ближних какою-либо ложью или хитростью, с целью повредить их благосостоянию или присвоить нечто из их имения?
|
Грех похищения или присвоения чужой собственности так велик, что виновных в нем, если они не покаются и не исправятся, лишает царствия Божия: не обманывайтесь: ни воры, ни лихоимцы... ни хищники царствия Божия не наследуют говорит св. ап. Павел (1 Кор. 6, 8-10).
"Строящий дом свой на чужие деньги тоже, что собирающий камни для своей могилы" (Сирах. XXI. 9). "Лучше немногое при страхе Господнем нежели большое сокровище, и при нем тревога" (Притч. XV. 16).
"Похищенное чужое добро" , говорит святитель Тихон задонский, "как огонь, в дом вшедшее, все прочее имение поедает, ибо где неправда, там и клятва Божия; где же клятва Божия, там никакого добра не будет, но всякое злополучие последует. Хищники и грабители подобны человеку, черпающему воду решетом: из рук их вытекает все, что они похищают и собирают, как решетом черпаемая вода. Похищай и хватай, человече, похищай, как хочешь и что хочешь, однако же знай, что все из рук твоих вытечет и твое собственное неправда, как огонь, потребит". (Твор. св. Тихона задонск. т. IV, стр. 70).
Святые подвижники так охраняли чужую собственность, что если жали на поле у кого, то не решались сорвать колос и съесть его без спроса хозяина, найденную на дороге связку гороха не брали из опасения нарушить, восьмую заповедь закона Божия. Будем же и мы, сын мой, подражать им.
Неправды в торговле убегайте также, как самого огня адского, так как по свидетельству пр. Сираха, созидаяй дом свой имением чуждым яко же собирая камение на гроб себе; а притом как уверяет Сама Ипостасная Истина зле приобретенная, зле и расточаются.
Всякая ложь, обман и хищение, как бы ни были лукаво скрыты человеком, большею частью или прямо открываются и наказываются стыдом и гражданскими взысканиями, или сопровождаются ниспосылаемыми от Бога бедствиями для вразумления нарушителей заповедей Божьих. Ежедневный опыт научает нас, что зле приобретенное, зле и погибает. Вносящий неправедное стяжание в дом свой все равно, что вносит огнь, поедающий и то достояние, какое он имеет потому что легкая нажива неправдою и обманом отучает человека от благотворного трудолюбия, приучает к праздности, которая есть мать всех пороков и таким образом неизбежно ведет человека к нищете и погибели. Сеявый злая, пожнет злая: язву же для своих совершит (Притч. 22, 8), говорить Премудрый. Если же в настоящей жизни и сокроет человек следы своих тайных преступлений и неправды в отношении к ближним своим, то не избегнет он будущего праведного мздовоздаяния, когда приидет Господь, Иже во свете приведет тайныя тьмы и объявит советы сердечные (Кор. 4, 5).