Вопросы по девятой заповеди закона Божия:
"Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего"
Слово Божие сильно осуждает порок лжи.
"Мерзость пред Господом уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему". (Притч. XII, 22).
"Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою". (Римл. 1, 18).
"(Так и) язык небольшой член, но много делает. Посмотри: небольшой огонь как много вещества зажигает. И язык огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспален от геенны" (Иак: III, 5-6).
"Поведение лживого человека безчестно, и позор его всегда с ним" . (Сир. XX. 26).
"Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу" (Ефес. IV, 25). Ложь чужда Богу, говорит св. авва Дорофей. В писании отцом лжи называется диавол, а истина есть Бог; ибо Он Сам говорит: Аз есмь путь, истина и живот. Видите от Кого мы отлучаем себя и с кем соединяемся ложью!" (Авва Дороф. Поуч. и посл. стр. 10).
Судия и Царь небесный благоволил изречь ясную заповедь: не судите, да не судимы будете! Значит, виновные в том суть сознательные и намеренные ослушники воли Божией. Они самовольно и дерзко присваивают себе право, принадлежащее небесному Судии, право судить всех людей. У нас един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить, и ты кто, который судишь другого? спрашивает апостол Иаков (IV, 12). Зачем предвосхищаешь, как фарисей, суд Божий и судишь другого?
Как огонь противен воде, так и кающемуся не сродно судить других. Если бы ты увидел кого-нибудь согрешающего даже при исходе души из тела, то и тогда не осуждай его, ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения; но еще большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их обманулись, уловляя дым, а солнца не усматривая, говорит св. Иоанн Лествичник (Лествица).
Храни язык свой от празднословия и смехотворения. Дабы обуздать сей уд свой
1) молись, елико возможно, чаще и прилежнее, со св. Давидом положи, Господи, хранение устом моим!
2) Ходи почаще умом своим, не забывай нисходить духом и во ад: там не захочешь смеяться, там надобно только плакать и стенать.
3) А как попристальнее и всегда будешь смотреть на свое сердце, эту бездну греховную, иде же гади, им же несть числа, то невольно будешь взывать, в этой бездне валяяся: горы, падите на мя, и холмы, сокройте мя от лица Бога моего всеблагого, Которого я, окаяннейший всех человек непрестанно оскорбляю отеческое благоутробие! (См. "Письма духовного отца к дух. детям", С-ПБ, изд. 1861г., ч. 2-я).
Насмешка совсем непозволительна христианину, когда она касается прямо известного лица. Сделать смешными те или другие недостатки, с целью предостеречь или отучить от них других, конечно, не предосудительно (хотя достижение этой цели таким средством как насмешка, очень сомнительно); но сделать смешным того или другого человека всегда преступно. Всякая насмешка над известным лицом имеет в большей или меньшей мере следующие вредные свойства: во-первых она закрывает, а иногда и извращает добрые качества того лица, на которое падает; над кем смеются, в том перестают видеть (по крайней мире в данную пору) достойные уважения черты характера, следовательно в насмешку приметно или неприметно входить клевета; во-вторых она больнее прямого порицания отзывается в душе человека, который подвергается ей, и на других производит болee сильное и продолжительное впечатление, чем прямой укор, следовательно имеет особенно разрушительную силу для чести (репутации) ближнего, наконец она осуждению ближнего дает характер удовольствия: смеяться над другим значит не только осуждать его, но и находить приятность в этом осуждении, следовательно с насмешкою соединяется злорадование, чувство самое недостойное христианина. (См. подробнее в кн: "Очерки нравств. христ. учения" Фаворова, изд. VI, стр. 130).
Клевета строго запрещена в слове Божием "не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" (Исх. 20, II). Клевета удаляет от Бога. Св. царь и пр. Давид спрашивает "Господи, кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на св. горе Твоей?" И отвечает "кто не клевещет языком своим не делает ближнему своему зла и не произносить обвинения на ближнего своего" (Пс. 14, 1-3).
Господь нередко и в этой жизни строго наказывает клеветников. Вот пример: трое злых людей оклеветали св. епископа Наркисса и свои клеветы подтверждали клятвою. Один говорил "пусть я погибну от огня, если лгу"; второй" призывал на себя жестокую болезнь; третий говорил "пусть я ослепну, если не говорю правды". Святой беззлобно перенес неправые обвинения; но правосудие Божие постигло лжесвидетелей, и каждый из них претерпел ту казнь, которую сам призывал на себя. (См, кн. "Рассказы из ист. хр. цер. Бахметьевой).
Итак, берегись, сын мой, ложно показывать на суде на ближнего твоего. Господь не бывает поругаем, Он милосерд, но и правосуден в то же время.