Выдержки из Журнала Московской Патриархии
Обратите особое внимание на выделенные и подчеркнутые места документов
На обеде в честь Далайламы 12 июня 1979 года
Ваше Святейшество!
С искренним чувством радости я приветствую Вас, видного религиозного деятеля
современности и выдающегося буддистского руководителя, в Москве, в столице нашей
великой Родины.
"Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью", так говорил
Будда, исполненный любви ко всему миру. Слова эти звучат желанием изгнать зло и
насилие из этого мира, из взаимоотношений людей. Озабоченность судьбами мира,
судьбой человека в этом мире и соединяет воедино миротворческие инициативы и
заботы христиан и буддистов. Сотрудничество это уже многолетнее. Оно испытано
временем, и положительные его результаты общеизвестны.
Особым образом наше братское (!!!) сотрудничество с выдающимися буддистскими
лидерами проявилось в 1977 году, когда мы проводили в Москве Всемирную
конференцию "Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые
отношения между народами".
Ваше Святейшество! Вы направляете ноги Ваши на путь мира в город Улан-Батор, в Монгольскую
Народную Республику, на Пятую Генеральную Конференцию буддистов за мир. Ваше
непосредственное участие в этом выдающемся собрании буддистских миротворцев, а
равным образом и участие других видных деятелей современного буддизма,
несомненно, придаст форуму в Улан-Баторе еще большую весомость и усилит голос
буддистов, выступающих за мир во всем мире. Это участие свидетельствует о
глубокой и искренней вовлеченности деятелей современного буддизма в вопросы мира
и безопасности на земле, об озабоченности их водворением прочного и
справедливого мира во всех частях света. Мир во всем мире является ныне той
целью, к которой стремятся религиозные и нерелигиозные миротворцы. Как неделим
мир, так и неделимы заботы о нем. Любое нарушение мира вызывает в наши дни
искреннее беспокойство и озабоченность всех тружеников миротворческого поприща.
Мы знаем, что определенные силы, к сожалению, продолжают подстегивать гонку
вооружений, в частности, они создали нейтронное оружие, цинично квалифицируя его
чистым и гуманным. Эти силы пытаются подтачивать сами основы международной
безопасности. Долг всех искренне любящих мир и стремящихся к нему делать все
возможное, чтобы процесс разрядки международной напряженности укреплялся и
ширился, стал бы всеохватывающим и необратимым. Мы убеждены в этой связи, что
особо важное значение для укрепления мира и международной безопасности имеет
заключение Договора об ОСВ2 между нашей страной и США. Мы верим, что все
миролюбцы будут приветствовать подписание этого Договора и активно трудиться для
его скорейшей ратификации, для того, чтобы не было промедления с началом
переговоров по ОСВ3.
Мы высоко ценим и поддерживаем все искренние призывы и усилия к превращению
Азии в континент мира и сотрудничества, к искоренению очагов войны в этом
регионе, чего требует здравый смысл, трезво оценивающий сегодняшнее положение в
этой части света.
С любовью и искренним удовлетворением я обращаю к Вам, Ваше Святейшество, эти
слова. От всей души я желаю Вам доброго путешествия в мире и благополучии в
Монголию. Я уверен, что Ваш визит в нашу страну также будет способствовать делу
мира. Пусть же многолетнее миротворческое сотрудничество с представителями
буддизма ширится и крепнет и приносит многие и многие благословенные плоды на
благо мира во всем мире, на благо человечества!
27 сентября 1977 года в Ленинграде состоялось торжественное заседание
Советского комитета защиты мира, посвященное 60-летию Великой Октябрьской
социалистической революции.
От Русской Православной Церкви в работе заседания приняли участие "Святейший"
Патриарх Московский и всея Руси Пимен, член Советского комитета защиты мира;
митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, Патриарший Экзарх Западной
Европы; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Отдела внешних
церковных сношений; архиепископ Выборгский Кирилл (Гундяев ред.), ректор Ленинградских духовных
академии и семинарии, заместитель Патриаршего Экзарха Западной Европы.
На заседании был заслушан доклад заместителя председателя Советского комитета
защиты мира академика Е. К. Федорова.
Участников юбилейного заседания от имени Всемирного Совета Мира приветствовал
его президент Ромеш Чандра. С речью на заседании выступил "Святейший" Патриарх
Пимен (текст публикуется ниже).
Участники торжественного заседания приняли приветственное письмо ЦК КПСС,
Президиуму Верховного Совета СССР и Совету Министров СССР.
Речь "Святейшего" Патриарха ПИМЕНА
Высокочтимые участники настоящего торжественного собрания!
Дорогие соработники на миротворческом поприще!
Мне, Предстоятелю Русской Православной Церкви, неоднократно представлялась
счастливая возможность выступать с высокой трибуны Советского Комитета защиты
мира, и каждый раз это было связано с той или иной насущной проблемой нашего с
вами миротворческого служения. Сегодня я испытываю особо приподнятые чувства,
ибо мы собрались в городе-герое Ленинграде, справедливо именующемся колыбелью
Великой Октябрьской социалистической революции, чтобы в братском общении
торжественно отметить приближение 60-летия события, которое поистине потрясло
мир.
Великая революция в России принесла угнетенному большинству человечества
надежду на освобождение от эксплуатации, от колониализма и расизма, от
политического, экономического, социального и культурного гнета. Великая
революция в России вселила в угнетенные массы не только надежду, но и указала им
путь, по которому они могли достичь заветной цели освобождения. Эта революция
придала народным массам силу и уверенность в грядущей победе.
Вместе с тем наша (!!!) революция принесла человечеству новое понятие о мире между
народами, опирающееся на принципы равенства всех народов, суверенитета больших и
малых государств. Ленинский Декрет о мире провозгласил великую программу
созидания справедливого, демократического, всеобщего мира. Отсюда оправданно
утверждать, что социализм и освобождение человека, социализм и мир понятия
неотделимые одно от другого. Поэтому 60-летие Великой Октябрьской
социалистической революции является праздником всего прогрессивного
человечества, праздником миротворцев всего мира!
Дорогие друзья! Многочисленные нации и народности нашей Родины, составившие ныне новую
историческую общность советский народ, показали всему миру, каких высот
всестороннего развития может достичь социалистическое общество, законом жизни
которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех.
Наше общество общество развитого социализма, явилось результатом свободного и
самоотверженного труда советских граждан, их глубочайшей жертвенной любви к
своей Родине. Чада Русской Православной Церкви, как и последователи других
христианских исповеданий и иных религий, на протяжении всего исторического
шестидесятилетия преданно и плодотворно участвовали и соучаствуют в этом
преобразующем жизнь нашей Великой Отчизны общенародном труде. И ныне все
советские люди, верующие и неверующие, с исключительным воодушевлением обсуждают
проект новой Конституции СССР, в котором сконцентрированно получила отражение та
высокая ступень социального прогресса, какой достигла наша возлюбленная Родина,
истинный демократизм нашего социалистического общества. Мы, религиозные люди, с
глубоким удовлетворением отмечаем провозглашение в проекте Конституции и
обеспечение в жизни широкой гаммы гражданских прав и свобод. Статья 52-я
гарантирует гражданам СССР свободу совести. Является само собой разумеющимся,
что Русская Православная Церковь, как и другие Церкви и религиозные объединения
в нашей стране, свободно осуществляет спасительную миссию духовного окормления
своей благочестивой паствы.
Чада церковные, как и весь наш народ, горячо одобряют последовательную,
подлинно миролюбивую политику Советского Союза. Во многом благодаря усилиям
именно нашего государства более спокойной и ровной стала в последние годы
обстановка в Европе, положившая начало процессу разрядки международной
напряженности. Эта разрядка, как мы знаем, в большой степени явилась результатом
миротворческой деятельности демократической общественности, осуществляемой ею
как в национальных границах, так и в региональных и всемирных движениях, в том
числе во Всемирном Совете Мира. Мне отрадно отметить по справедливости то
деятельное участие в трудах по укреплению мира, какое изначала принимают
архиереи, клирики и миряне Русской Православной Церкви. Это участие
многообразно, и оно включает в себя активное миротворческое сотрудничество с
представителями других христианских Церквей и христианской общественности в
сфере Всемирного Совета Церквей, Христианской Мирной Конференции, Конференции
Европейских Церквей. Это участие включает в себя также и сотрудничество с
представителями нехристианских религий. Мне доставляет глубокое удовлетворение
особо отметить те прекрасные результаты (!!!), к каким пришли 650 видных
представителей буддийской, индуистской, иудаистской, мусульманской, сикхов,
синтоистской и христианской религий из более чем ста стран мира, собиравшихся
по нашему приглашению в июне с. г. в Москве на Всемирную конференцию: Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и
справедливые отношения между народами. Участники этой Конференции в духе
братства и сотрудничества обсудили насущные проблемы миротворчества и единодушно
приняли "Обращение к религиозным деятелям и верующим всего мира" и "Обращение к
правительствам всех государств мира", в которых изложили свои взгляды на пути и
средства по разрядке международной напряженности, по прекращению губительной
гонки вооружений, по установлению справедливых отношений между народами. Мы
глубоко удовлетворены тем положительным откликом, какой наша Всемирная
конференция получает в широких политических и общественных кругах.
Дорогие друзья! Как бы мы ни были удовлетворены достигнутыми результатами наших трудов по
упрочению мира, мы, к сожалению, вынуждены признать, что в целом наш мир еще
весьма далек от того идеала, к которому мы с вами стремимся. Еще не упразднены
колониализм и расизм, еще осуществляют свою тиранию фашистские режимы, еще
народные массы во многих странах продолжают находиться в условиях бесчеловечной
эксплуатации и бесправия, еще продолжается гонка вооружений, включая разработку
нового оружия массового уничтожения, как, например, нейтронной бомбы, еще
человечество не избавилось от угрозы новой мировой войны. В этих условиях нам,
участникам движения советских сторонников мира, надлежит сделать весьма многое.
В известной степени нам легче, чем многим другим, ибо на протяжении всего
60-летия наша социалистическая Отчизна шла курсом мира и международного
сотрудничества. Однако мы не должны обольщаться. Нам предстоит долгий и трудный
путь, но в то же время благородный и славный. И я заверяю вас, что в предстоящие
годы не ослабеют усилия верующих нашей Церкви соработников по борьбе за
прочный и справедливый всеобщий мир. Русская Православная Церковь, верная своим
патриотическим и миротворческим традициям, будет и далее приумножать свои труды
на благо нашей дорогой Родины и для укрепления мира во всем мире.
Новая советская Конституция, проект которой столь широко и глубоко обсуждался
в нашей стране, называет новую историческую общность всех наций и народностей
Советского государства, основанного в результате победы Великой Октябрьской
социалистической революции, советским народом. К этой общности принадлежат также
и верующие различных религий, в том числе православные, составляющие неотделимую
часть советского народа. В праздничные дни шестидесятилетнего юбилея Родины
верующие люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви и к другим Церквам и
религиозным объединениям Советского Союза, усердно молятся о возлюбленном
Отечестве, горячо желая ему дальнейших и все больших успехов.
Бог, Творец и Промыслитель всякого совершенства, направляющий движение
человеческой души и деяния людей ко благу мира, ко спасению, к восхождению в
богоподобие, вочеловечением и воплощением Сына Божия, неизреченными деяниями
Святого Духа ведет мир к такому состоянию, чтобы "Бог был все во всем" (1 Кор.
15, 28), и, как мы веруем, благословляет (!!!) день шестидесятилетнего юбилея
Советского государства как день, в который верующие должны радоваться и
веселиться, ибо этот день является одним из дней, которые сотворил Господь (Пс.
117, 24). Но этот день действительно праздник всякого человека в нашей стране,
исполненного патриотических чувств; а кому как не русскому православному
человеку свойственно это ощущение живой, органической, нерасторжимой связи с
Родиной, чему пример жизнь и деятельность на пользу Отчизны святых
митрополитов Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена, преподобных и
богоносных отцов наших Сергия и Серафима, многих и многих святых и благочестивых
людей, имевших поистине харисматическое служение любви к Родине в силе
евангельской истины и во вдохновении Духа Святого? Вот почему горяч религиозный
ответ на праздник всего советского народа. Вот почему столь интенсивны пожелания
процветания нашей Отчизне, идущие от самого сердца. Вот почему мероприятия,
осуществляемые Советским Правительством, находят понимание и постоянную
поддержку в среде верующих и в религиозных учреждениях. Служение Русского
Православия благу народа одновременно означает и служение благу всего мира,
миру, справедливости, процветанию, во имя совершенствования всего и всех до
высочайших уровней, предуказанных Христом Спасителем, сказавшим однажды и для
всех: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5, 48), и Кто
родился, жил проповедовал в определенном народе, хотя и для всего мира.
История нелицеприятный свидетель происходящего, и, как бы ни
интерпретировались исторические события, исследователь не сможет избежать
сопоставления тех или иных фактов или их истолкований с ходом исторического
процесса, без сомнения, существующего и, без сомнения, направляющего развитие к
большему совершенству, как справедливо заметил о. Пьер Тейяр де Шарден (см.
"Будущее человека" и др. его работы), основываясь, думается нам, на приведенных
словах Евангелия от Матфея.
Что же представляет собой современная жизнь Русской Православной Церкви в
свете этого исторического процесса, осмысливаемого в свете Божественного
Откровения Нового Завета, Завета обожения, т. е. высочайшего и величайшего
совершенствования всего до пределов, указанных апостолом Павлом "И будет Бог
все во всем"?
Для верующих, к какой бы религии они ни принадлежали, главной проблемой
является соответствие их собственной религиозной идентичности, т. е. подлинная
вера, утверждаемая в делах, во всецелой жизни. При этом вера не должна
рассматриваться как некий кодекс догм, но как эквивалент истины, зовущей к
совершенствованию во всех аспектах, до высочайших пределов.
Шестидесятилетний юбилей Советского государства это в какой-то степени и
юбилей Русской Православной Церкви (!!!), осуществляющей свою спасительную миссию в
совершенно новых, никогда не встречавшихся в истории социальных условиях (см.
нашу статью в "ЖМП", 1967, № 7 и др.). Что же происходит с церковной жизнью в
СССР, каковы основы ее и перспективы? Вот вопросы, неоднократно задаваемые
людьми со стороны тем, кто ведет религиозную жизнь в социалистическом обществе
в Советском государстве, отмечающем свое шестидесятилетие. Наметим лишь
некоторые основные вехи для соответствующих размышлений.
Россия была православной монархией, где Церковь формировала государственную
идеологию и в силу тесных связей с государством теряла в значительной части свою
идентичность, становясь департаментом государства. Это не было скрыто от тех
людей в Церкви и обществе, которые понимали отрицательные стороны подобного
положения, порождавшие фикции, одинаково опасные как для Церкви, так и для
государства. Тяжесть государственной структуры подавляла Церковь, лишала ее
свободы в провозглашении спасительных истин не в мертвости буквы, но в живом
слове, зовущем к спасению в совершенстве,
Предреволюционное время было временем серьезных богословских размышлений
внутри Русской Православной Церкви, о чем свидетельствуют многочисленные
исследования, статьи церковных журналов, материалы совещаний к возобновлению
соборной деятельности Церкви (подготовка Собора 1917/18 гг.) и др. В этих
документах видна озабоченность омертвением Церкви в рамках существовавшего
порядка, желание обновить и укрепить церковную жизнь. Одним из вопросов, так или
иначе возникавших в обсуждениях, был вопрос о взаимоотношениях между Церковью и
государством.
При встрече с революцией в Церкви обнаружился существенный недостаток: она не
была в состоянии стряхнуть с себя наследие векового, навязанного ей
монархического ига, она не была достаточно сильной, чтобы переступить через
барьеры враждебности и непонимания, предрассудков в отношении нового мира,
носителями которых были те церковные деятели, которые имели тесную связь со
структурой царизма. Говоря сейчас о Церкви, мы имеем в виду Церковь в смысле ее
внешней структуры в Российском государстве.
Постепенно под влиянием новых норм жизни происходило формирование нового
общественно-христианского сознания, которое способно синтезировать глубокую
православную веру, преданность традициям с социалистическим образом мышления, с
сознательным и ответственным служением в Церкви, обществе и государстве.
Рост самосознания христиан и христианских общин сказался прежде всего в
патриотизме, обеспечившем всенародную борьбу с внешними врагами Родины с
гитлеровским фашизмом в годы Великой Отечественной войны, с различными
проявлениями "холодной войны" в послевоенное время. Защита Отечества, труд на
благо общества и нравственное поведение являлись и являются постоянным
лейтмотивом церковной проповеди. Патриотическое служение иерархов и рядовых
членов Церкви не раз отмечалось правительственными наградами, оно постоянно
проявляется в каждом месте, во многих случаях повседневной жизни.
Ответственное понимание событий современной жизни сказывается в неустанной
поддержке миротворческой политики Советского государства со стороны церковных
руководителей, церковных общин, множества верующих. Русская Православная Церковь
Церковь активной борьбы за мир, разоружение и справедливые отношения между
народами; это обнаруживается в деятельности церковных делегатов на различных
международных конференциях, съездах и конгрессах, в работе представителей Церкви
в рамках межцерковных и межрелигиозных международных организаций, в церковной
проповеди, в сборе средств в Фонд мира. Недавно проведенная в Москве Всемирная
конференция: Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые
отношения между народами яркий показатель той большой и ответственной
деятельности, какую развивают христиане и последователи иных религий в нашей
стране, основываясь на возросшем самосознании советского народа в результате
социалистического развития.
Требования внутреннего переосмысления церковного бытия, о которых говорилось
выше, одним из результатов имели активное участие Русской Православной Церкви в
экуменическом движении к единству всего христианского рода. При этом за
последние годы, после Ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Найроби в
особенности, определилось усиление вклада в экуменическое движение Церквей из
социалистических стран, в том числе из СССР, которые в этой деятельности
выражают одновременно свои религиозные позиции и убеждения социалистические.
Упомянутая Всемирная межрелигиозная конференция отметила важность
социалистического развития не только для утверждения идей мира, разоружения и
справедливых отношений между народами, но и для повышения сознательности и
ответственности в религиозном служении верующих новому миру.
Вместе с тем требования укрепления Церкви изнутри усилили соборную жизнь
Русской Православной Церкви. За истекшие шестьдесят лет Советской власти Церковь
неоднократно созывала Поместные Соборы, устраивала съезды высшего духовенства,
регулярно обсуждала свои проблемы на расширенных заседаниях Священного Синода и
т. п. Поместные Соборы 1917/18 гг., 1945 г.. Совещание Глав и представителей
Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии
Русской Православной Церкви в 1948 г.. Архиерейский собор 1961 г., Поместный
Собор 1971 г. и другие важные случаи съездов духовенства не просто
торжественные празднества, но серьезные, деловые церковные события, имевшие
существенное значение для внутреннего устроения Русской Православной Церкви и
для демонстрации ее соборного служения всему Православию.
Можно сказать, что Русская Православная Церковь в условиях социалистического
строя живет полноценной жизнью и что возможности для лучшего устроения не
исчерпаны до конца, поскольку неизмеримые потенциальные силы имеются в верующей
среде, в тех, кого мы называем прихожанами и кто составляет нашу Церковь.
Наши духовные учебные заведения семинарии и академии приносят свои добрые
плоды в деле укрепления Церкви, в развитии богословия, в экуменической и
миротворческой деятельности, в пастырском душепопечении на приходах, в
монастырях, во внутрисоюзных и заграничных церковных учреждениях. Но требования
к духовным школам возрастают. Церковь нуждается в большем числе просвещенных
пастырей, в углублении и расширении богословской науки. Иконописное и певческое
искусство нуждается в знающих людях.
Что касается религиозного воспитания, то оно должно сообразовываться с
принципами свободы совести, принятыми в Советском Союзе, а потому не может быть
насильственным, как это имело место в дореволюционный период. Христианская семья
первая ячейка воспитания в религиозном духе. Атмосфера церковного
богослужения, проповедь, чтение, изучение и разъяснения Священного Писания
окончательная и всеобъемлющая сфера в воспитательном процессе. Важнейшими
являются и такие области, как активное участие верующих в жизни христианской
общины-прихода, как миротворчество, как добросовестный труд на производстве и
улучшение общественных отношений, как вхождение в смысл и значение экуменической
деятельности и многое другое, что воспитывает личность и общину в подлинно
христианском духе и что одновременно делает их полезными и нужными в
социалистическом созидании.
Жизнь Русской Православной Церкви многообразна, и было бы трудно в рамках
журнальной статьи изложить все, что ее касается и что возникает в мыслях в связи
с юбилеем Советского государства. Одно лишь можно отметить, что жизнь Церкви
одновременно и традиционная, и обновляющаяся. Существующее формальное
истолкование бытия Церкви в развитом социалистическом обществе, мы полагаем, не
исчерпывает всей сложности органического единства самосознания православного
участника социалистического строительства, члена Церкви и гражданина
государства.
***
Представляется полезным в связи с шестидесятилетним юбилеем Советского
государства сказать несколько слов о новой Конституции, особенно о той части,
где говорится об основных правах и свободах. То, что будет изложено, не
составляет какого-либо суммирования мнений, возникавших среди верующих в
процессе обсуждения проекта; скорее то будет одно из них мнение автора.
Сказанное в преамбуле Конституции, в первой части об основах
общественно-политического и экономического строя, во второй о государстве и
личности, а также в остальных частях, во всех главах и разделах, может быть
прокомментировано и поддержано верующим, во-первых, как гражданином своего
государства, которое восходит на все более высокие ступени организованности,
во-вторых, как членом социалистического общества, прилагающим и свои силы к
развитию, укреплению и защите новой формации мировой жизни, возникшей после
победы Великой Октябрьской социалистической революции, в-третьих, из
патриотических побуждений, черпающих силы как в уважении к истории родной
страны, так и в осознании реальности развития Советского государства и
общественных отношений в нем, наконец, в-четвертых, как христианином,
почерпающим моральные критерии и оценки в религии. Самое понятие советского
народа, включенное в Конституцию, как уже отмечалось вначале, охватывает с точки
зрения верующего и его собственное самосознание как часть этого единого целого.
Именно в ощущении единства с народом формируется ответственное и деятельное
устремление верующего быть вместе со всеми, участвовать в общем созидательном
труде.
Принцип равноправия особенно наглядно прослеживается в статье, трактующей о
свободе совести.
Следует заметить, что статья 52 новой Конституции, заменившая собою текст
статьи 124 прежней, по-видимому, лучше сбалансирована и ставит логические
акценты на нужные места. Думается, что в основу нового текста положены не
количественные, а качественные критерии, что само по себе должно получить
признание как благородный жест в отношении верующих.
Отправление религиозного культа и ведение атеистической пропаганды внешние
проявления исповедания и неисповедания. По-видимому, и здесь имеется нужный
баланс. Если говорить о пропаганде, то ведь и отправление религиозного культа с
необходимостью вовлекает проповедь религиозных идей, воспитание в религиозном
духе, воздействие не только на чувства, но и на ум, и на волю.
Нужно с удовлетворением отметить существенную поправку в терминологии,
соответствующую особому и главному обстоятельству, отмечаемому в той же 52
статье. Законом запрещается "возбуждение вражды и ненависти в связи с
религиозными верованиями", что имеет отношение не только к качественной, но и к
количественной стороне свободы совести.
Исповедание любой религии, отправление религиозных культов и неисповедание
никакой религии, ведение атеистической пропаганды то и другое должно
происходить (!!!) , несомненно, так, чтобы соблюдались прочие нормы Конституции, т. е.
чтобы не происходило вмешательства в личную жизнь ст. 56; чтобы уважалась
личность и охранялись права и свободы каждого советского человека ст. 57;
чтобы уважались права и законные интересы других лиц, велась борьба с
антиобщественными поступками, оказывалось содействие охране общественного
порядка ст. 65; чтобы проявлялась забота о воспитании детей, о подготовке их к
общественно полезному труду, к тому, чтобы они росли достойными членами
социалистического общества ст. 66; чтобы оберегалась природа и охранялись ее
богатства, чтобы проявлялась забота о сохранении исторических памятников и
других культурных ценностей ст. 67 и др. Содействие развитию дружбы и
сотрудничества с народами других стран, к поддержанию и укреплению всеобщего
мира, о чем говорится в статье 68 и что составляет долг всех советских людей,
перекликается со сказанным о недопустимости вражды и ненависти в связи с
религиозными верованиями.
Таким образом, мировоззренческие расхождения между верующими и неверующими,
между соблюдающими религиозные культы и ведущими атеистическую пропаганду не
должны создавать атмосферы отчуждения, препятствовать общим усилиям в деятельном
сотрудничестве во имя полнокровной жизни народов Советского Союза, во имя
прогресса и лучшего будущего всех людей.
Между статьей 52 о свободе совести и статьями 57 и 58 новой Конституции, где
говорится об обязанностях всех государственных органов, общественных организаций
и должностных лиц уважать личность, охранять права и свободы советского
человека, имеется, как нам кажется, неразрывная связь.
Об отделении школы от Церкви говорить много не нужно; это отображение того же
самого исторического факта. Важно подчеркнуть лишь, что Церковь имеет
возможность сама, вне зависимости от государства, учреждать свои средние и
высшие духовные учебные заведения, разрабатывать образовательные программы,
совершенствовать богословскую науку, заботиться об образовании и воспитании
членов церковных общин.
Нужно с удовлетворением отметить, что положения Конституции не просто
декларируются, но обеспечиваются пройденным этапом исторического пути Советского
Союза пути борьбы, достижений, успехов. В Конституции нет места утопическим
мечтаниям, безосновательным прожектам; в ней реальная жизнь. Всякому
утверждению Основного Закона страны легко находится гарантия и в самом тексте, и
в укладе жизни советского общества. При этом в Конституции намечается дальнейшая
перспектива развития социалистической демократии с соответствующим балансом прав
и обязанностей, с основательными гарантиями, обеспечиваемыми в ходе
социалистического созидания.
Верующий человек с глубоким удовлетворением отмечает, что новая Конституция
является опорной ступенью в дальнейшем развитии социалистической демократии,
основой сотрудничества всех членов социалистического общества, в том числе
религиозных людей, верных чад Русской Православной Церкви, на благо советского
народа, на славу и пользу Отечества, для укрепления дружбы народов, мира,
счастья и всеобщего благополучия.
"Святейшие" Патриархи Сергий, Алексий и Пимен, видные иерархи, богословы на
протяжении истекших лет неоднократно выражали отношение православного народа к
Родине, государству, Советской власти, социалистическому строю. Мера такого
отношения наибольшая благожелательность и стремление внести собственный вклад
в общее созидание. Патриотизм православного народа, о котором столь много
говорилось и писалось, это действительное и постоянное состояние, проверенное
историей Отечества. Миротворчество, составляющее характерную черту Русской
Православной Церкви, это опять-таки постоянное и непреодолимое влечение,
побуждаемое и питаемое как Евангелием мира и традицией, так и характером того
общественного строя, в котором живет и действует православный человек. Служение
ближним, заповеданное Спасителем мира, для православных верующих и для Церкви в
целом означает практическое осуществление благожелательности, патриотизма,
миротворчества в конкретной обстановке: семья, общество, государство,
производство материальных и создание духовных ценностей, природа, мир весь
области христианского служения, не просто объекты приложения духовной и
нравственной энергии, но то, с чем каждый верующий связан органически,
неотделимой частью чего является он сам.
То, что говорилось и говорится в Православии о лояльности и
благожелательности, о патриотизме и миротворчестве, то, что подразумевается
словом "служение", не характеризует только Русскую Православную Церковь и одних
православных верующих, это относится и к старообрядцам, и к лютеранам, и к
реформатам, и к баптистам, и к римо-католикам, и к Армянской Апостольской
Церкви, и к Грузинской Автокефальной Церкви, и ко всем другим христианским и
нехристианским религиям, распространенным в Советском Союзе; опыт межрелигиозных
встреч последнего времени показывает, что это так.
В свете сказанного понятно отношение религиозной части советского народа к
празднованию 60-летнего юбилея своей страны. "Многая лета", возглашаемое в
православных храмах в честь "богохранимой страны нашей, властей и народа ее",
внешний знак глубоко внутреннего чувства любви и благожелательности верующих.
Пусть же процветает и крепнет возлюбленная наша Родина!
Да торжествует гуманная, справедливая и миролюбивая внутренняя и внешняя
политика Советского государства!
Профессор Николай ЗАБОЛОТСКИЙ
31 августа 1977 года в Кремле состоялось вручение правительственной награды
ордена Трудового Красного Знамени "Святейшему" Патриарху Московскому и всея Руси
Пимену. Орден вручил заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР
М. Холов. При вручении награды присутствовал митрополит Крутицкий и Коломенский
Ювеналий, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского
Патриархата.
Принимая высокую правительственную награду, "Святейший" Патриарх Пимен сказал:
Глубокочтимый Махмадула Холов, заместитель Председателя Президиума Верховного
Совета СССР! Дорогие друзья!
Позвольте выразить мою глубокую благодарность Президиуму Верховного Совета
СССР, Советскому Правительству и лично глубокочтимому Леониду Ильичу Брежневу,
неутомимому борцу за мир и счастье народов, за награждение меня орденом
Трудового Красного Знамени, которое я воспринимаю как признание миротворческой и
патриотической деятельности всей возглавляемой мною Русской Православной Церкви.
Для нас, церковных людей, граждан нашего Великого Отечества, весьма приятно и
трогательно проявление этого высокого внимания в то время, когда весь советский
народ готовится торжественно отметить 60-летие Советской власти. Оглядываясь
назад, я с радостью свидетельствую, что Русская Православная Церковь в новых
социально-политических условиях в нашей стране продолжила и развила свои лучшие
вековые традиции патриотического служения и широко вступила на путь защиты и
утверждения мира и дружбы между народами. Наиболее ярким проявлением такой
деятельности нашей Церкви в этот юбилейный год явилась проходившая в Москве в
июне Всемирная конференция "Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и
справедливые отношения между народами".
Я заверяю Советское Правительство, что наша Церковь и впредь будет усердно
служить священному делу защиты мира и укреплению дружбы между народами. Она
будет продолжать свое патриотическое служение, воспитывая свою паству в духе
беззаветного служения своему социалистическому (!!!) Отечеству, оплоту мира во всем
мире.
Я искренне благодарю за вручение мне высокой правительственной награды.
Журнал Московской Патриархии за 1970 год, № 1, стр.5
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВЯЩЕННОГО СИНОДА
В заседании Священного Синода 16 декабря 1969 года под председательством ПАТРИАРХА
<...>
И м е л и с у ж д е н и е о различных случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними святых таинств.
П о с т а н о в и л и: В порядке разъяснения уточнить, что в тех случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними святых таинств, это не возбраняется.
<...>
АЛЕКСИЙ (Симанский). ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА:
Митрополит Крутицкий и Коломенский ПИМЕН
Митрополит Ленинградский и Новгородский НИКОДИМ
Митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины, ФИЛАРЕТ
Митрополит Ярославский и Ростовский ИОАНН
Епископ Саратовский и Волгоградский ПИМЕН
Епископ Симферопольский и Крымский АНТОНИЙ
Управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Таллинский и Эстонский АЛЕКСИЙ (Ридигер)
|
Русская Православная Церковь, отделенная от Государства, как бы вновь обрела
благо своей духовной независимости, но при этом не отдалилась от Государства, а
заняла по отношению к нему позицию естественного уважения его земной, "от Бога
учиненной" власти и молитвенного попечения о его преуспеянии на благо народу и
земному Отечеству. Поэтому вполне нормально, что церковные люди нашей страны,
сознающие себя верными и полноправными гражданами Советского Государства,
принимают участие не только в общенародном труде, но и в выражении общих
переживания по поводу тех или иных событий народно-государственной жизни.
Примерами такого участия полна вся русская история, их знают и наши
современники, пережившие Великую Отечественную войну, о том же свидетельствует и
празднование семидесятилетия Вождя народов нашей страны И. В. Сталина, о здравии
которого русские цеpковные люди молились во всех православных храмах 21 декабря
1949 года.
Этот день был освящен общественной молитвой и во всех храмах Москвы. Особенно
торжественно и многолюдно было в Богоявленском. Патриаршем соборе, куда
собрались настоятели всех московских храмов, чтобы сослужить "Святейшему"
Патриарху на молебне после Литургии. Когда настоятель собора протопресвитер Н.
Ф. Колчицкий произнес отпуст, "Святейший" Патриарх, сопровождаемый
Высокопреосвященным Николаем, Митрополитам Крутицким и Коломенским,
архиепископом Дмитревским Виталием, епископом Можайским Макарием и сонмом
московского духовенства, вышел на амвон и, обратившись к внимающему народу,
сказал слово о благодарных чувствах верующих к Вождю нашей страны И. В. Сталину,
о его внимании к нуждам Церкви и о молитвенном участии церковных людей в
праздновании дня рождения Вождя.
Выслушав слово Патриарха, многолюдный собор ответил на него единодушным
возгласом благодарности, и молебствие началось. Нельзя было не почувствовать,
как с каждым прошением великой ектении нарастало молитвенное внимание верующих,
при пении "Господи, помилуй" осенявших себя крестным знамением. Когда
протодиакон начал чтение Апостола, особым смыслом исполнились слова послания ап.
Павла коринфянам: "Богу же благодарение, всегда победители нас творящему о
Христе Иисусе и воню разума Его являющу нами во всяцем месте" (2 Кор. 2, 14). Из
этих, никогда не стареющих, слов в душе возникало и прояснялось убеждение, что
наша религия, решая мировые вопросы сердцем человека, во всякое время и во
всяком месте дает нам силу чувствовать и воспринимать нравственную основу всех
жизненных явлений. Поэтому, возводя каждое событие современности к вечным
истинам своей веры, мы замечаем, что "мир управляется Промыслом Божиим и нет в
нем такой автономной области, которая находилась бы вне Божественной воли".
Помогая нам постигать глубочайший смысл всех явлений жизни, личной и
общественной, это убеждение обязывает нас сознательно участвовать и в защите
своей Родины, и в мирном строительстве, и в борьбе за Мир между народами, и во
многих других жизненных действиях нашего Государства, радости и печали которого
мы переживаем как свои собственные. Такова природа нашей церковности, что во все
века русской истории, во всех ее трудных и сложных обстоятельствах, мы,
православные люди, никогда не отделяли своих церковных интересов от блага и
славы Родины. И теперь, когда область церковной жизнедеятельности выведена за
черту Государства, его сила и процветание не перестают быть предметом
нравственной заботы Церкви.
В этом направлении мы чутко внимаем всем важнейшим переменам, происходящим в
общественной жизни страны, и с удовлетворением убеждаемся в их соответствии
нашим нравственным понятиям. Таковы перемены в отношении к собственности и труду
этим важнейшим основам человеческого общежития. Столь же нравственный характер
отличает и основы советского патриотизма, и национальную политику нашего
Государства, и борьбу за мир во всем мире. В той же нравственной области
скрываются и корни благодарной любви народов к Вождю нашей страны, с чьим именем
связаны все эти исторические перемены.
Вот почему, вознося Богу благодарение о благодеяниях, на нас бывших,
церковные люди окружают чувством благодарного внимания подвиг самоотверженного
служения нашего Вождя народу. В церковном сознании готовность жертвовать личным
ради блага общего превращает этот подвиг в пример, достойный подражания. И весь
народ подражает Вождю своим трудовым подвигом, считая за благо и за награду
плоды и достижения своих трудов. Разделяя эти труды по убеждению, мы все
получаем, кроме прочего, и нравственное удовлетворение, состоящее в сознании
выполненного долга и общественной пользы. В общности этого служения народу
каждый из нас и все мы вместе одинаково близки Сталину, как и он близок всем
нам.
Эта близость усугубляется, когда идет речь о возведении труда в нашей стране
на высоту чести, доблести и геройства. Нельзя не заметить, что человеческий труд
получает в указанных категориях значение нравственного подвига. И действительно,
сознательный труд, направленный на достижение известной общеполезной цели,
заключает в себе такую внутреннюю силу, которая возбуждает человека к
творчеству, облагораживает его и возвышает его человеческое достоинство. Такой
труд, не оставляющий места праздности и страстям, благословляет и Церковь.
Поэтому сознанию церковных людей, как и всех трудящихся, особенно близок тот,
чьими усилиями труд в нашей стране возведен на высоту нравственного подвига.
Не менее, чем в труде, близок Сталин церковным людям и в чувстве
патриотизма. Означая любовь к родине, патриотизм не имеет ничего общего с
национализмом, ибо последний предполагает неравенство наций, их разделение и
вытекающее отсюда господство сильных наций над слабыми. А истинный патриотизм
требует от нас уважения к другим народам, ненавидит национальное угнетение и
ведет к сотрудничеству и дружбе наций. Таков советский патриотизм, силу которого
мы видели во время войны, как видим и теперь, в период мирного строительства.
Чувством глубокой признательности Вождю нашего народа полны православные
люди и за то, что он поставил на должное место ревностных поклонников
буржуазного Запада и разного рода космополитов, пытавшихся принизить великую
русскую культуру, исказить славную историю русского народа, отнять у него
первенство чести и славы, заслуги и подвига в нравственном, политическом,
научном и культурном развитии. Низкопоклонство перед Западом всегда было чуждо
русскому церковному сознанию, а в космополитизме, который в прошлом веке и ранее
пытался проникнуть в церковную ограду в форме масонства и всяких инославных
акций, оно всегда усматривало опасную для Церкви силу и неизменно от нее
отвращалось. Тем более осуждает Церковь эту опасную идеологию теперь, когда под
ее флагом империалисты проводят свою агрессивную антинародную политику, явно
заостренную против нашей великой страны.
Все эти мысли, давно ставшие достоянием вашего церковного сознания, как бы
еще раз рождались из теплой искренности Патриаршего слова и того молитвенного
чувства, которое одушевляло верующих во время молебствия. Праздничное настроение
молящихся побуждало с отрадой и удовлетворением вспоминать недавно происшедшие в
церковной жизни, но давно желанные перемены в связи с мудрой политикой того,
кому, вместе с Богохранимой страной нашей, в этот день возглашалось в соборе и
во всех православных храмах молитвенное многолетие. Выражая всенародное чувство,
оно означало горячее пожелание многих лет жизни, здоровья и сил виновнику
праздника, и запечатлевало в сердцах верующих людей особый смысл этого дня, так
торжественно освященного (!!!) молитвенным участием Церкви.
Видимым знаком благодарного чувства русских церковных людей к Вождю нашей
страны явился "Приветственный Адрес от духовенства и мирян Русской Православной
Церкви" , поднесенный И. В. Сталину за подписью "Святейшего" Патриарха
Московского и всея Руси Алексия и всех епархиальных архиереев. Этот Адрес был
вложен в ларец художественной работы, на крышке которого, с внутренней стороны,
прикреплена золотая пластинка с надписью: "Иосифу Виссарионовичу Сталину в день
его семидесятилетия от Русской Православной Церкви".
А. Ведерников
МОСКВА, КРЕМЛЬ
ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИНУ
В день семидесятилетия Вашего верующие и духовенство Грузинского Католикосата
шлем Вам, родной и дорогой Иосиф Виссарионович, горячие и сердечные поздравления
и. пожелания нерушимого здоровья и долголетней жизни на благо всего
человечества.
В течение первого семидесятилетия Вашей жизни, неустанною деятельностью я
бессмертным творением Вашей Конституцией, Вы упрочили в сердцах трудящихся
всего мира евангельские (!!!) заветы братства, единения и свободы, что и вызывает
несогласие в тех, которые мнит себя путеводителями слепых, светом для
находящихся во тьме и наставниками невежд и стараются заглушить проснувшееся в
людях сознание высокого своего человеческого достоинства.
Зная твердо, что трудно идти против рожна (Деян.9,5 !!! ред.), уповаем, что в первые же годы
второго Вашего семидесятилетия противники истины и справедливости прозрят,
придут к Вам и скажут: прав ты, Иосиф премудрый (!!!), и справедливы суды твои, научи
же нас, как зажить в мире с братьями, сыздавна нами обижаемыми и унижаемыми.
Буди, Господи, буди.
КАЛЛИСТРАТ, КАТОЛИКОС-ПАТРИАРХ ВСЕЯ ГРУЗИИ
Тбилиси, 1949. Декабря 20.
в Патриаршем соборе перед молебном 21 декабря, в день празднования
семидесятилетия И. В. СТАЛИНА
Сегодня наша Страна празднует день рождения и семидесятилетие cвоего Вождя,
Иосифа Виссариоиовича Сталина.
Со всех концов мира несутся к нему выражения любви, приветствия,
благожелания, признание его великих заслуг пред Родиной, пред всем тем
нравственно-высоким, что составляет идеал стремлений человечества.
Он признанный всем миром Вождь не только народов Советского Государства, но
и всех трудящихся; он первый в ряду поборников и защитников мира среди
народов, мира во всем мире.
Мне нет нужды, ибо это всем нам хорошо известно, излагать здесь его великие
заслуги перед Родиной нашей в деле укрепления ее мощи, в деле её необыкновенного
преуспеяния во всех отношениях, во всех отраслях труда; нет надобности
напоминать вам и о том, что, благодаря его гениальному руководству, наша славная
армия в годину тягчайших испытаний, постигших наше Отечество, когда на него
напал сильный и злобный враг, одержала победу над этим врагом, и Родина наша
вышла из горнила испытаний еще более сильной, славной и мощной.
Всякий, кто лично знаком с нашим Вождем, поражается обаянием его личности; он
покоряет собеседника своим внимательным отношением ко всякому делу; ласковостью;
своей необыкновенной осведомленностью во всяком деле; силой и мудростью слова;
быстрым и благоприятным решением каждого представляемого ему дела и вопроса.
Мы, церковные люди, должны благодарить его особенно за его участливое
отношение к нашим церковным нуждам; всякий церковный вопрос, соприкасающийся с
гражданскими сферами, он разрешает в благоприятном для Церкви смысле. Святая
Церковь наша имеет в нем верного защитника.
Мы собрались сегодня в великом множестве в храмах наших, чтобы, как это
свойственно нам, верующим и церковным людям, молитвою принять участие, в
праздновании этого знаменательного для него и для всех нас дня и испросить у
Господа(!!!) ему и в дальнейшем благословение (!!!) на его великий подвиг служения родному
Отечеству и народу и успех во всех его благих начинаниях.
Да даст ему Господь много лет в здравии и благоденствии стоять у кормила,
правления родной Страной, и да процветает Страна наша под его мудрым
водительством многая и многая лета на радость и счастье ее народов. Аминь.
Москва, Кремль.
Генералиссимусу ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИНУ
В знаменательный день празднования 800-летия Москвы славной столицы нашего
Великого Союза, от лица Православной Русской Церкви шлю Вам, высокочтимый Иосиф
Виссарионович, Великому Главе нашего Государства вместе с сердечным приветствием
самые горячие пожелания здоровья, неизменного успеха в Вашей великой работе во
благо Родины, на счастье ее народов.
АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
6 сентября 1947 г.
С благословения "Святейшего" Алексия, Патриарха Московского и всея Руси,
вечером 4 декабря 1946 г, в канул годового праздника и десятилетия Великой
Сталинской Конституции, состоялось в помещении Московской Духовной Академии, что
в б. Новодевичьем монастыре (Б. Пироговская, 2), торжественное собрание,
посвященное этому славному дню в жизни нашей прекрасной Родины и славной (!!!)
советской державы.
На протяжении сравнительно немногих дней это уже второй гражданский праздник,
в котором принимают живейшее участие Московская Духовная Академия и Семинария, а
с ними и вся православно-церковная Москва. Особенно следует это сказать о
последнем празднике. Если в праздновании Академией двадцатидевятилетия Великой
Октябрьской социалистической революции 7 ноября торжество более или менее
ограничивалось рамками академической семьи, то 4 декабря оно значительно
расширилось. Важно и показательно, что к особой торжественности в чествовании
гражданских праздников послужило не только соответствующее благословение нашего
Первосвятителя, но и явно выраженное желание приходов. Здесь скрестились воля
церковного руководства с настроением церковной общественности.
К семи часам вечера в Академию прибыл зам. председателя Совета Сергей
Константинович Белышев, который взял на себя труд быть докладчиком по поводу
десятилетия нашей Конституции.
Немного спустя прибыл и "Святейший" Патриарх под торжественный звон прекрасных
монастырских колоколов, встреченный внизу у вестибюля ректором Академии
профессором протоиереем Н. В. Чепуриным, инспектором профессором С. В.
Сазинским, профессорской корпорацией, студентами, выстроившимися по ходу
патриаршего шествия, и многими верующими древней нашей столицы.
"Встречею" архипастыря было всенародное пение праздничного задостойника.
После благословения Первосвятителем собравшихся академический хор исполнил
наш госудапственный гимн, который под умелым руководством преподавателя пения И.
Н. Аксенова был передан молодыми голосами студентов с высоким подъемом,
полнозвучно и убежденно.
Открывая по получению "Святейшего" Патриарха, торжественное собрание, ректор
Академии обратился к наполнявшим конференцзал и соседние комнаты студентам,
академической корпорации и гостям со следующими словами:
"Открывая торжественное собрание Московской Духовной Академии и Семинарии,
посвящаемое годовому празднику и вместе десятилетию Великой Сталинской
Конституции, по поводу чего мы имеем выслушать особый доклад, почитаю
непременным долгом обратиться к почтенному собранию с немногими вводными
словами.
Мы принимаем живейшее участие в этом всенародном славном празднике.
Это участие для нас не просто формальный долг приличия со стороны
"лояльного гражданина". Участие это представляет собою нечто гораздо большее, чем только наш ответ
взаимности на то "неизменно благожелательное отношение к Православной Русской
Церкви со стороны Правительства и высокое внимание к патриотическим подвигам в
тяжелую годину военных испытаний, какие она несла", что с полной справедливостью
выразил недавно наш Первосвятитель в телеграмме на имя главы нашего
Правительства и творца Конституции Иосифа Виссарионовича Сталина.
Десятки мотивов, безупречно идейных и чистых, подымающихся до высоты властной
внутренней необходимости, влекут нас быть горячими участниками наступающего
празднества, и притом не безмолвными.
Как в этом дружном собрании, выражающем наше участие в славном празднике
Великой Сталинской Конституции, так и во всем мы видим своего главу Русской
Православной Церкви ведущим и возглавляющим церковный народ в его мощно
нарастающем желании и умении находить в Основном Законе державы советской многое
из тех самых ценностей, которые единственно действенно обеспечивают наибольшую
справедливость для жизни земной, наибольшее счастье для так долго и так
мучительно страдавшего человечества "мир на земли" и "в человецех
благоволение" (!!!) (Иак. 2, 14). Притом, а это мы особенно подчеркиваем, без помехи
"взысканиям града грядущего" (Евр. 13, 14) и совсем не вопреки "славе в вышних
Богу", что для нас превыше всего.
Это лучший путь к лучшему и благороднейшему воздаянию "кесарева кесареви, а
Божия Богови" (Мф. 22, 21).
Вот почему на сегодняшний праздник мы пришли с открытым челом и твердой
поступью.
Если сказанное нами шире раскроет любовное внимание почтенного собрания к
предстоящему докладу, мы сочтем себя достигшими благословенной цели.
Так просим нашего докладчика, закончил о. ректор, сделать нам свое
сообщение о Великой Сталинской Конституции, которая дает всем верным сынам нашей
прекрасной советской державы право и главное реальную возможность
"проходить" в жизни "как хозяин необъятной родины своей".
Обстоятельный, насыщенный богатыми иллюстрациями непрерывного расцвета Союза
Советских Социалистических Республик на основе и по путям Сталинской
Конституции, доклад С. К. Белышева был прослушан всеми с предельным вниманием.
Сотни взоров все время были прикованы к кафедре, с высоты которой он произносил
свою речь. Его простые, общедоступные слова звучали своим полновесным
содержанием как гимн всем тем великим правам освобожденного человека, какие
золотыми словами вписаны в страницы нашего Основного Закона и воплощаются в
жизни стальною рукою трудящихся многонациональной, разноверной, но неизменно
братской общей и нашей Родины, под гениальным водительством Иосифа
Виссарионовича Сталина.
Аудитория, несомненно, была глубоко взволнована. Ее чувства нашли себе
выражение в повторном мощном исполнении гимна и затем в не менее мощном и, можно
без преувеличения сказать, в растрогавшем всех пении восхитительной нашей песни
"Широка страна моя родная".
Требовалось немного наблюдательности, чтобы можно было заметить, как с
голосами хора, стоявшего в зале, слились голоса заполнявших смежные помещения
(приемной, профессорской и коридора). Можно сказать, стихийно пел весь второй
этаж академического корпуса. Пели "единым сердцем и устами"; пели устами
убежденных патриотов. И в пении нетрудно было расслышать лучшие надежды, самую
нежную любовь к "стране своей родной", твердую уверенность, что она на добром
пути и в крепких руках.
Когда стихли последние звуки торжественно победной песни, наступила на
короткое время не менее торжественная тишина. Все оглянулись друг на друга, как
будто для того, чтобы убедиться, что все растроганы. Не мало этому послужил
прекрасный доклад С. К. Белышева и особенно его пояснения к статьям нашей
Конституции, где незыблемо и навсегда утверждена полная свобода религии для
народов СССР.
Самый академический вечер, 4 декабря был убедительнейшей демонстрацией этой
свободы. Каждый, кто здесь присутствовал, чувствовал ее полной грудью.
Вслед за первой частью собрания последовала вторая его половина. Силами хора
были пропеты классические вещи Направника, Бетховена. Отличным украшением этой
половины были также прелюдии Баха, исполненные на физгармонии талантливым нашим
музыкантом, юным, но одаренным Н. А. Ведерниковым.
Закончилась музыкально-вокальная часть и все торжественное собрание пением
"Достойно есть" величественного, так называемого болгарского, распева.
Невзирая на то, что собрание продолжалось до трех часов, было ясно, как жаль
собравшимся на этом покончить.
За скромной трапезой, предложенной Академией своим гостям и корпорации, были
возглашены здравицы творцу Великой Советской Конституции Иосифу Виссарионовичу
Сталину, потом "Святейшему" Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси.
За трапезою один из старейших представителей московского духовенства,
маститый протоиерей А. М. Станиславский, выразил пожелание, чтобы приходы Москвы
и других православных епархий, следуя высокому примеру Главы Церкви, постоянно
проявляющему личное свое попечение о всех нуждах Академии, создали фонд
стипендий, дополнительных к имеющимся (из средств Патриархата) и назначаемых как
наиболее успевающим, так и нуждающимся студентам Академии и воспитанникам
Семинарии. Здесь же протоиерей А. М. Станиславский назвал сумму, которую
обязывается его приход ежегодно передавать в распоряжение Академии, как
ассигнование на учреждение постоянных стипендий имени Московского и всея Руси
Патриарха. С таким же (письменным) заявлениям обратились представители другого
Московского прихода, где настоятельствует протоиерей В. В. Платонов. Со своей
стороны присутствовавший на вечере в качестве почетного гостя правящий епископ
Гродненской епархии Варсонофий с живейшим интересом встретил и горячо поддержал
добрый почин Московских градских церквей, пообещав учредить ряд стипендий во
вверенной ему епархии и выразив уверенность, что созвучный отклик непременно
будет и от других епархий, как только до них дойдет весть о начавшемся
образовании фонда стипендий.
Теплое, внимательное отношение к выдвинутой идее и со стороны всех остальных,
бывших на вечере представителей московского духовенства, православных общин и
благочинных выявилось особенно созревшим, когда "Святейший" Патриарх Алексий
подчеркнул целесообразность, своевременность и прекрасное соответствие духу
старинных православно-русских, а также украинских традиций мысли о тесном
взаимообщении рассадников духовного просвещения с приходами, о всемерной
поддержке последними наших богословских школ; он может только благословить
благой почин и хорошее начало в этом деле, сердечно желая ему наилучшего успеха.
Вскоре "Святейший" Патриарх, зам. председателя Совета по делам Православной
Русской Церкви С. К. Белышев и другие гости отбыли из Академии, оставив у
академической корпорации и учащихся наилучшие воспоминания о своем живейшем
участии в торжественном собрании, посвященном славному дню Великой Сталинской
Конституции.
Ректор Московской Духовной Академии проф. протоиерей Н. Чедурин
"Воспою Господеви, благодеявшему мне".
В день нашего народного праздника 27-летия советского государства мы предстоим перед Господом, полные чувств особой радости и гордости за нашу родную страну и чувств сыновней благодарности Тому, в Кого мы веруем как "Источника всякой утехи и щедрот": ведь мы к сегодняшнему дню почти полностью освободили нашу Родину от врага, разбойнически напавшего на нас три с половиной года тому назад!
Я говорю: мы освободили. Когда мы так говорим, мы, конечно, прежде всего имеем в виду нашу родную Красную Армию во главе с ее мудрым, горячо любимым всей страной Верховным Вождем, армию, которая своим исключительным мастерством, своей поражающей весь мир доблестью одерживала одну блестящую победу за другой, изгоняя врага из оскверненных им и разоренных наших областей.
Но Красная Армия неотделима от всего советское народа, являясь плотью от плоти его; и победы, одержанные ею, это победы всей страны. Непоколебимая уверенность в конечной победе над врагом, общенародно патриотическое одушевление, сплоченность и единение, которыми с первых дней войны живет весь народ, восставший против врага, переливаются в сердца наших воинов, зажигают эти сердца огнем мужества и стойкости и соединяют нас с ними крепчайшей связью. Напряжение, с которым весь народ работает в тылу, направляя все свои усилия к одной цели содействовать скорейшему разгрому врага, всё это сделало нашу войну воистину отечественной и наши победы воистину всенародными, сделало каждого из нас участником священного дела защиты нашей Родины от фашистских извергов.
Наша Русская Православная Церковь благословила верующих на священный бранный подвиг и призвала благословение Божие на наше оружие в первый же день войны. Много раз на протяжении этих трех с половиной лет она устами почившего Патриарха Сергия и ныне здравствующего Патриаршего Местоблюстителя звала верующий народ к мужеству и непоколебимой вере в победу. Она стремилась всеми доступными ей средствами помочь нашей Родине, нашему доблестному воинству в трудные дни войны. В общее дело победы посильную долю вместе со всей страной вложила и наша Церковь.
И победы нашей могучей, нашей героической, нашей любимой армии великий праздник для нашей Церкви, как и для всей страны.
Верующее сердце нашего народа видит в этих победах силу правды Вожией, на защиту которой ополчили наш народ, и Божию милость, которая дарована нам по молитвам Церкви.
Да будет слава нашему родному воинству, победоносно борющемуся за правду и право против неправды и грубой силы, за мирную и счастливую жизнь, за истребление с лица земли ядовитого, преступного, коварного фашизма; воинству, давшему свободу нашим районам, временно захваченным врагом, и несущему эту свободу братским странам.
Да будет слава и честь нашему гениальному Верховному Главнокомандующему, нашему богоданному (!!!) вождю Иосифу Виссарионовичу.
Да воздаст Господь Своим небесным воздаянием положившим жизнь свою за родную землю.
Будем молить Господа дать нашим воинам сугубые силы продолжать в беспримерном подвиге восхищать весь мир новыми и новыми победами и властям нашим ниспослать силы и крепость еще много лет совершать их великое служение во благо вверенных им народов.
А за все милости Божии, дарованные нашему народу и нашей Церкви за эти 27 лет и сугубо за эти годы войны, Богу, благодеявшему нам, принесем наши горячие, коленопреклоненные благодарственные молитвы.
Митрополит Николай (Ярушевич)
7 ноября 1944 года