Переписка
Мне написали в отношении АПОКАТАСТАСИСА (конечного исправления Богом всех Своих творений):
"Все Таки Церковь учит о безконечных муках для грешников, это мы находим в текстах молитв, толкование на апокалипсис: гл.19,ст.15" ...Он пасет их жезлом железным;" - Жезл железный означает бич бесконечных мук.. В молитве на сон грядущим: Владыко человеколюбче..Суда твоего Господи, боюся, и муки безконечные.. Канадские власти перестают выдавать визы России, говорят, вот так."
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
Церковь не есть творец истины, но лишь столп и утверждение её. Она никогда и нигде не учит о безконечности мучения грешников, ибо такого УЧЕНИЯ у нее не было и нет! Она допускает разные мнения по этому вопросу, которые появляются в используемых ею частных молитвах и в личных богословских мнениях отдельных отцов. Толкование насчет жезла железного и пасения им народов никак не относится к мучениям, тем более к их безконечности. Само слово "пасет" говорит о жестком исправлении и научении, а не казни. Вопрос АПОКАТАСТАСИСА - это вопрос ЭСХАТОЛОГИИ, а не Учения Церкви, а Эсхатология принадлежит только Господу Богу, а не Церкви или каким-либо творениям Бога. Церковь получает извещения о ней ТОЛЬКО через Божье ОТКРОВЕНИЕ, а не через создание своего собственного учения. Этот вопрос никогда не рассматривался Церковью на Вселенских и прочих Соборах, с тем, чтобы получить окончательное УТВЕРЖДЕНИЕ. Предел православия, по отцам - это Символ Веры, в котором речь идет лишь о безконечности Царства Христова. Никакая другая безконечность, а тем более мучений людей, там не имеет места. А это означает, что единого мнения по этому вопросу не было и нет до сих пор. Потому то и существуют в этом отношении различные и противоположные мнения. Выходит, что этот вопрос АНТИНОМИЧЕН.
Помощью нашего Господа Бога я, как истинный богослов, предложил Церкви Христовой то разрешение этой антиномии, которое Богу угодно было открыть лично мне, которое примиряет противоположные мнения отцов. Это разрешение заключается в том, что Бог наш и Создатель людей и всех прочих творений не может проиграть в соперничестве с разумно-вечными Своими творениями, ибо тогда это означало бы, что Он не Бог. А наличие в пакибытии огромного числа несогласных с Богом и Его бытием творений, пусть и в виде безконечно капсулированного анклава со злодеями, которые безконечно и безсмысленно мучаются только перед Лицом Бога, Который должен безконечно поддерживать это - это не только проигрыш, но совершенный Его провал, если допустить такую богохульную мысль!
Вот почему Бог великолепно и очень мудро решает этот вопрос так, что после положенной отсидки в мучениях за свои злые дела и не покаяние в них, довольно большой по численности части Своих творений - ангелов и людей (а мы помним, например, у Ездры, что спасется людей, как капля от волны), Он передает вопрос их дальнейшего пребывания в мучениях в их руки, на их волеизъявление и выбор! С этого момента пребывание в мучениях зависит только от них самих и каждый имеет возможность выйти из него путем отказа от зла и благого изменения себя и спасением из огня. Но, ради почитания Богом воли каждого Своегот творения, то творение, которое не захочет выходить из озера огненного на условиях Бога, будет продолжать пребывать в мучении, но уже по собственному выбору и желанию, так, что к Богу невозможно будет предъявить НИКАКИХ претензий! После этого выходит, что пребывание в озере огненном становится УСЛОВНО безконечным и реально конечным ОДНОВРЕМЕННО! Чем и разрешается данная антиномия!
Таким образом поддерживается и назидательное мнение о безконечности мучений таких отцов, как Василий Великий, Иоанн Златоуст и прочих сие утверждавших, так и мнения святителя Григория Нисского, Исаака Сирина и прочих, утверждавших об истинном апокатастасисе. На практике это означает, что пока найдется хоть одно злое существо (ангел или человек), которое не захочет выйти из мучений посредством своего отказа от зла и соответствующего благого изменения, мучения для него по правде Божией будут продолжаться в сторону безконечности. Но, в то же время, сама эта безконечность предполагает, что в любой её момент это существо может ПЕРЕДУМАТЬ и, изменившись во благо, выйти из них, к радости всех живущих с Богом творений и Самого Господа Бога.
Вот почему мучения на сегодня могут справедливо называться БЕЗКОНЕЧНЫМИ, ибо есть теоретическое основание для такого хода в гипотетическом упорстве хотя бы одного или нескольких Божьих творений, которые почему то не возжелают выйти из мучений предлагаемым Богом способом. Но в реальности трудно и даже невозможно себе представить то, что по ходу вечности найдется хоть одно творение, которое своей волей и желанием СОГЛАСИТСЯ пребывать в НЕВЫНОСИМЫХ никем мучениях без их конца. То есть, сами мучения в озере огненном предусмотрены вплоть до безконечного их течения, но с правом творений и ВОЗМОЖНОСТИ для них выйти из них по своей воле и решению, согласившись на условия Бога предложенные для этого выхода. Когда все до единого творения выйдут из озера огненного, то мучения на практике прекратятся для живых Божьих творений, оставаясь потенциально возможными для возможных в вечности поворотов. Мучения есть, но мучимых в них нет! Тогда то Бог, согласно слов святого апостола Павла, станет всем во всем, а Церковь Его - полнотой наполняющей всё! В этом будет мудрая победа Бога над всеми Своими творениями, которых Бог призвал к жизни и блаженству, а не к смерти и мучениям! Это достойная Победа нашего Самого Достойного и Великолепного Бога! Ему же слава, честь, поклонение, хваление и благодарение в безконечные веки веков, аминь!