Переписка
О Имени Божием
"Урюпин,это я Моисей.
Урюпин,ты утверждаешь,что отдельное мнение любого из Святых Отцов Церкви не является Истиной в последней инстанции, за исключением тех случаев,когда Святая Церковь Христова соборно подтверждала богословское утверждение кого-либо из Святых Отцов.
Допустим.
Если Истиной в последней инстанции является только соборный разум Церкви (что абсолютно верно),тогда ответь, пожалуйста, на один очень простой вопрос:
Если Истиной в последней инстанции является только соборный разум Церкви (что абсолютно верно),тогда ответь, пожалуйста, на один очень простой вопрос:
Утвердила ли соборно Святая Церковь в качестве Святого Догмата доктрину "имя Божие есть Бог"?
Если Церковь утвердила эту доктрину,то покажи на каком Святом Вселенском или на каком Святом Поместном Соборе или кем из Святых Отцов и Учителей Церкви эта доктрина была высказана и впоследствие утверждена Церковью в качестве Святого Догмата?
Если Церковь доктрину "имя Божие есть Бог"не утверждала,то чего ты тогда свою отсебятину выдаёшь за Истину в последней инстанции"?
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
"Отвечаю не человеку обольшенному бесами и ненавидящему меня, но по теме поставленной в самом вопросе.
Не надо ничего допускать из того, что Церковь содержит в своем учении, ибо только Она есть столп и утверждение истины. Но это не означает, что истины зависят от утверждения их Церковью. Бог и Его истины были всегда, а Церковь - не всегда. Все существующие истины Бога существуют вне зависимости от мнения людей и даже от мнения Самой Церкви. Церковь лишь приемлет и утверждает истину, но не рождает ее. Истины нам открываются Самим Господом Богом. Церковь приемлет эти истины всем своим существом и живет ими, но не высказывается, пока какой-то ересиарх не выступит против какой-то истины. Тогда Церковь собирает Свой Собор и высказывает свое отношение к данной истине, попираемой еретиком, и его ереси (искажению истины) предавая ересь отвержению, а ересиарха и всех содержащих его ересь - анафеме. В отношении поставленного вопроса есть положительное соборное решение Церкви в общем виде, которое отражено в отношении спора о природе фаворского света, связанного с умным деланием. Об этом споре в Википедии правдиво записано так: “В 1351 году в Константинополе это учение было утверждено на православном соборе. Решения этого собора в виде анафем вошли в греческую Постную Триодь и читались в Неделю Торжества Православия. Более кратко и тезисно это учение было изложено русским философом А. Ф. Лосевым. Суть учения о благодати в Православной Церкви следующая: Бог — это не только божественная сущность, но и божественная энергия сущности; по Лосеву:
1. Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности.
2. Энергия сущности нераздельна с сущностью и неслиянна с нею.
3. Энергия сущности нетварна.
4. Энергия сущности не вносит разделения в самую сущность и не нарушает её простоты.
5. Имя „Божество“ относится не только к сущности Божией, но и к энергии, то есть энергия Божия тоже есть сам Бог.
6. В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же — может”.
Именно так, вслед имяславцев и святого Иоанна Кронштадтского, исповедую и я. Можно придраться к тому, что, дескать, Церковь не рассматривала конкретную словесную формулу: “Имя Божие есть Бог, но Бог не сводится к Своему Имени” (приводить лишь первую часть формулы некорректно). Но, подобное утверждение работает именно на исповедников имени Божия, ибо Церковь рассматривает вопрос не ради самого утверждения какой-то истины, а ради отрицания возникшей против нее ереси. Если ереси нет, то и истина содержимая Церковью не декларируется на Соборе.
Вопрос хулителю: “А разве был Собор Церкви (Вселенский, Поместный, Всеправославный), который бы осудил истину: “Имя Божие есть Бог, но Бог не есть Его Имя”?
Таких соборов никогда не было!
Есть два имяборческих, еретических решения двух синодов поместных церквей от 1913 года - Российской и Константинопольской, которые, как мнения всего нескольких архиереев (не канонизированных Церковью) не имеют для любого христианина ни силы, ни значения. Эти решения критически рассмотрены и отвержены представителями церковной общественности тех лет. А раз Соборного решения по этой формуле нет, то нельзя утверждать, что она есть ересь! В крайнем случае можно не хулить и не принимать ее до полноты соборного рассмотрения тем недалеким членам Церкви, которые не могут в соборных постановлениях Церкви 14 века (приведенных выше) усмотреть суть настоящего спора. Но, кто это усмотрел и получил от Бога в виде личного откровения, те могут смело исповедовать ее как истину, ибо она и есть истина! Эта истина истинна не потому, что ее произносили и писали святой Иоанн Кронштадтский, Имяславцы или Урюпин-Моленко, а потому, что так открыл Сам Господь Бог! Эта истина подтверждена многими высказываниями Священного Писания и отцов Церкви.
"А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа" (I Ин. 3, 23; 5, 13).
"Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия" (Ин. 3, 18).
"А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими" (Ин. 1 12).
Апостол от 70 Ерма: "имя Сына Божьего велико и невыразимо и неизмеримо, Оно содержит в себе целый мир".
“Сие Имя аки солнце мир облиста, глаголящу пророку: возсияет вам, боящимся Имене Моего, Солнце правды”.
Свят. Димитрий Ростовский.
“Имя Господа нашего Иисуса Христа, сходя в глубину сердца, смиряет дракона, владеющего помыслами, а душу спасает и животворит. Потому непрестанно сохраняйте в сердце Имя Господа Иисуса, чтобы сердце поглотило Господа, и Господь – сердце, и таким образом два стали – едино”.
Иоанн Златоуст, т.IХ,2, стр. 965.
Очевидно, что Златоуст ставит знак равенства между понятиями “Имя Господа” и “Господь”.
Принявший схиму философ Лосев справедливо писал: “Рассмотрим 17-ую главу Евангелия от Иоанна. – На тайной вечери, после слов «мужайтесь: я победил мир», «Иисус возвел очи Свои на небо, и сказал: «Отче, пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную» » (17, 1–2). Тут дается тема и главная мысль дальнейших слов Христа. Иисус Христос прославляет Отца Небесного, и эта слава Его есть жизнь вечная для твари. Он прославил Отца на земле (3); «ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую я имел у Тебя прежде бытия мира» (5). Каким же образом слава Спасителя есть жизнь вечная для человеков? На это и отвечает 6-ой стих: «Я открыл Имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое». И далее: «Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от тебя есть; ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (7–9). Значит, вечная жизнь человеков заключается в том, что они знают открытое Спасителем Имя Божие, после того как Отец прославил Сына славою, присущею Ему до создания мира. В Имени Божием они только и могут быть воссоединены с Богом. Бог являет славу Свою в Сыне, Сын же спасает людей через Свое Имя и приобщает к Своей славе. «И все Мое Твое, и Твое Мое, и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый, соблюди их во Имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во Имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» (10–12). Ясно, что спасение людей – в познании Имени Божия”.
Таким образом, устанавливается равенство, по крайней мере, в существенном, между Именем Божиим, славою Божией и пребыванием человеков в единении с Богом в любви, с жизнию вечною, как об этом выразительно сказано еще в I Посл. Иоан. III,23: «И сия есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его, Иисуса Христа, и любим друг друга».
Не достаточно времени и места, чтобы привести все имеющиеся свидетельства о божественности Имени Иисуса Христа и имен Бога вообще из Священного Писания и отцов Церкви. Да, прямо так, что Имя Бога есть Бог не написано, но Имени Бога приписаны многие качества свойственные только Богу, что подтверждает то, что Оно есть Бог (в виде Его энергий). В Имя Бога веруют; Ему поклоняются все колена небесных, земных и преисподних; Оно спасительно и нет другого Имени о котором нам подобает спастись; Оно Богооткровенно, а не придумано людьми (Ин.17, 6: “«Я открыл Имя Твое человекам”).
В Добротолюбии (IV,107) читаем: «Всех желаний край есть Божественное с душой и паче ума соединение, и Божественного ради соединения нуждно есть еже умом действовати, сиречь зрети. Таково и Божественное есть, отчего и Имя Бог к сему определися. Но убо еже зрети, абие на мысль Бога восходит. Везде бо и во всех аки некие лучи влагает Бог в зретелен ум, и ум зретелен прямоположно имать Бога».
Тихон Задонский пишет ( III,2, 64 стр.) об Имени Божием: «Равно везде словно, свято и страшно пребывает и лучи славы Своея издает в созданиях». Он же пишет: «Великое Имя Божие заключает в себе Божественные Его свойства, никакой твари не сообщаемые, но Ему единому свойственные, как то: единосущие, присносущие, всемогущество, благость, премудрость, вездесущие, всеведение, правду, <все>святость, истину, духовное существо и проч. Сии собственные свойства открывает нам Дух Святый в слове Своем». Он же: «Имя Божие само в себе как свято, так и славно и препрославленно есть... Слава бо Имени Божия вечна, бесконечна и непременяема есть, как и Сам Бог». И, наконец: «Слава бо Имени Божия вечна, бесконечна и непременяема есть, как и Сам Бог; того ради ни умножиться, ни умалиться в себе не может». Из этих рассуждений явствует, что христианское сознание приравнивает Имя Божие Самому Богу, поскольку явление не может быть отделено от того, чего явлением оно есть.
Ересь отвергающая истину, что “Имя Божие есть Бог, но Бог не сводится к Своему Имени” крайне вредна и погибельна потому, что принятие противоположного этой истине приводит к цепочке страшных еретических утверждений:
“1. Имя Божие не есть энергии Бога.
2. Энергии Бога не есть Сам Бог.
3. Фаворский свет, имена Бога и все прочие проявления энергий Бога тварны.
4. Бог никогда Сам в Себе не имел совечных Имен: Отца. Сына, Святого Духа”, а значит Лица эти либо не Личности, Либо неразличаемые никак Личности.
5. Если в Боге нет Имен, значит нет никакой возможности Богу проявить Себя из Себя. Это ведет к тому, что Бог не мог быть Словом, тем более сказанным вне Его Самого. А это означает, что Бог не мог никого и ничего создать, а также иметь свободу и любовь в Себе, чтобы явить Ее в созданном Им мире. Но мы знаем Евангельскую истину: Ин.1:
“1 В начале было Слово (Имя Бога), и Слово (Имя Бога) было у Бога, и Слово (Имя Бога) было Бог.
2 Оно (Имя Бога) было в начале у Бога.
3 Все чрез Него (чрез Имя Бога) начало быть, и без Него (Имени Бога) ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем (в Имени Бога) была жизнь, и жизнь была свет человеков”.
Имя Божие есть частный, но важнейший случай Слова Божьего, что позволяет подставить Его вместо Слова в приведеных словах Евангелия. Почему нельзя было сразу написать так? Потому, что Имя это частный случай Слова и, хотя Имя есть Слово, но Слово не сводится только к Имени. Оно еще есть и Свет, и твоческая энергия Бога и Икона Бога. Если "Имя Бога не есть Бог", то и Боговоплощение Сына Божьего невозможно ни по сути, ни по отражению его, и писанные иконы Иисуса Христа тоже невозможны"!