Переписка
Эпоха Христа в виде Его Церкви, как Его Тела, не может быть активной и деятельной, ибо тело не есть человек
Прошу прощения если буду повторять Ваши слова, т.к. не все последние беседы успел прослушать.
Но вот одну из последних беседу на литургии прослушал, там было про разницу и конфликт между реальностью и предполагаемой желаемой реальностью на примере первых мучеников.
Мы критически оценивали всякие коммунизмы, много было критики, причем правильной, в отношении психологии российского общества. Это важно когда это все ведет к пониманию проблем (когда это не просто колхозная ненавистническая ругань), это все можно положить в основу благих изменений в себе и обществе. Потому что это оказывает влияние хочешь или нет.
И вот одно из явлений, которое мы критикуем, это совковость.
Как понимаю мы это рассматриваем как нечто, что внезапно появилось и потом когда сменится поколение оно вроде бы уйдет. В чем-то это так, все действительно меняется, но не бывает в природе ничего, что появляется просто так из ничего, особенно в человеческой массовой психологии.
Поэтому можно было бы сказать, что совковость это некий апогей и комбинация всего плохого, что случалось в психологическом и духовном с российским обществом.
Это конечно грубо говоря, потому что какой-нибудь совок может быть получше какого-нибудь террориста или психопата. Тут приходится вводить целую градацию кто лучше кто хуже. Оттенки серого. Хочется белое, но когда имеешь дело с тем, что вроде и не совсем черное, но белым не будет или никогда или будет только через очень большие метаморфозы - тогда приходится в это все опускаться.
Но откуда в российском обществе этот негатив. Видимо, это комплекс каких-то исторических факторов. Ну и конечно падения человеческой природы. Но на нее можно вообще все свалить и тогда можно и не разбираться далее. Но практика показывает, что разбираться приходится. Все ждут что вот-вот Господь придет и порядок наведет, в итоге тысячи лет не пытаются в себе разобраться.
Далее буду использовать понятие "Православие" ,но не в смысле сам набор вероучений или Христианство как таковое и пр., а психологический типаж, который сформировался со стороны людей, но на основании Правой веры - Христианства. В отдельно взятом народе - славянах (русские, украинцы, белорусы).
1) славяне выживали в среде азиатов и востока. Было также смешение. Что такое Азия и какие там порядки - понятно. Скверное место, довольно скверные нравы и люди, насилие. Это все налагало вот эту вот тяжесть от взаимодействия, от их деградирующей "культуры", от постоянного их участия в жизни, в том числе генетически. Россия всегда была проходным двором, что не предполагает единства вообще и крайне плохо сказывается на нравах;
2) война с Азией. Все время, вся история России это "или мы или они". Ни одного ангела не помню, чтобы он пришел и порешал войну. Это было бы красиво может быть в помощь Небесное Воинство вызвать, на картинах рисуют. Но это вероятно художественные образы, на практике на Бога надейся - сам не плошай. Бери в руки оружие и защищай свой дом и своих близких от смерти, насилия, грабежей. Так было всегда. Всем хотелось бы иначе но иначе то уже Рай или Царствие Небесное, а тут все не так. "Грязную работу" приходится делать людям, а не ангелам;
3) слабость людей. Да, опять же на Бога уповают крестьяне, но не хватает ума, сил, средств, организации перестроить жизнь, свергнуть помещиков, которые в рабстве держат людей. И сами крестьяне не могут организоваться даже если бы восстали. Низы не могут, верхи не хотят. Почему не хотят, почему молчит Православие, где проповедь цивилизационной пассионарности. Или ангелы придут и поменяют жизнь во всем, заводы построят, выведут из деревень и темноты людей, школы построят. Нет, все люди. Но вот мы не можем по логике Православия - значит Бог поможет. И как бы в личном плане Он может и помогает, но общецивилизационно так сказать это уже совсем другое. Не меняется это все молитвой и постом. Много всего надо, причем от самих людей. Но они в России как бы слабы, не могут. Причина в неверном уповании на Бога в этом смысле переходит в психологическую апатию и социальный суицид. Пусь другие делают, "неверные". Зачем ругать Ивана - дурака, который щуку ждал из проруби если по большому счету все Православие на социальном уровне это проповедует. Типа мир, дружба, терпим, щеки подставляем, ждем милостей от Бога. В личном плане работает, но нужно еще понимать где. В социальном - это путь в животное маргинальное существование нации. Народ в таким виде не может долго существовать, его уничтожат или он деградирует сам по разным причинам. Социально, культурно, генетически. Не будут плохие люди или окружающие враги в игрушки играть - или ты или они. Или общество уничтожат или его будут другими путями встряхивать и вести чтобы она не умерло. И в итоге понятно совершенно почему приходят картавые революционеры из вагонов - у них конкурентов нет воообще;
4) даже к основным человеческим качествам типа творчества, интеллекту в Православии неприятие - типа слишком умные это безбожники. Культ духа природы и близости к природе в виде деревень в противовес "цивилизационному этикету и культуре". Не в смысле картины рисовать, а вот это вот стремление к сложным социальным формам, продуманности, комфорту тому же - чтобы туалет был почище и червяков в еде не было. Как у старообрядцев. Ничего против цветочков и деревьев не имею, но именно такой подход и идеология все плохо влияет и формирует какой-то совершенно иной типаж людей чем хотелось бы. А тут еще это все маринуется Верой;
5) культ старцев и старости, бабульки, дедульки, деточки и пр. ерунда. Ну по логике да, уважай старость, никто не против. С годами приходит опыт, но и деградация тоже если не стяжал мудрости или благодати. Старый типаж угнетает, он неинтересен, почему-то теряется задор и какое-то наполнение. Молодость имеет много проблем с самоорганизацией и пр. что и требует руководства мудростью и старшими, но имеет более сильную силу молодости. В Российском обществе просто - диктат старшинсвта, кто старше или выше по должности тот и прав. Откуда это? С востока по всей видимости, но и Православие этому всячески способствовало. Православие это религия старых по своему наполнению. А в этом вероятно и одно из оснований культа личности;
6) труд. Труд это основа развития общества. В Православии вообще никак не уделено этому внимания, наоборот - помолись и Бог даст. В итоге же батрачили все как не в себя не вкладывая ум и мозги в работу, но убеждали, что так и надо. Главное с молитвой чтоб. Откуда берется желание халявы? Ну вот к примеру отсюда и берется видимо. Протестанты именно с организации труда начали свои идеологические наработки, но их занесло конечно. Они прям хотели взять совсем новые мехи, в итоге без мехов оставили вино или вообще его на пепси-колу заменили. Но не про крайности речь, а про то, что они видели проблему и ее решали. Именно эту - апатичность по отношению к труду и развитию, которая была в Восточной Церкви;
7) общественные крайности. Во ругают там правителей или чиновников РосИмперии, что они не так реализовывали Православие, вмешивались в веру и пр. Было такое. Но само по себе Православие никак не решает на уровне общественной культуры никакие вопросы почти. Пусто. Приходится самим что-то из этого делать. Или перенимать извне. Раздай все - иди в лес. Для личного совершенства это хорошо, но 99% населения остаются за бортом и могут только играть в веру, получается, потому что они никогда не могут ей соответствовать. В итоге заменяется все обрядоверием и елейностью.Приходится так делать. И вот в нравы народа входит это все, игра в веру, братолюбие, царя-батюшку и Империю. Кто виноват? Ну вот Православие как будто и виновато само;
8) суровость. За желанием чтобы было все радостно, благо и красиво стоит суровая реальность. Тут и войны, и труд и тяжелый быт и сложные самые проблемы, на которые не всегда есть ответы. Можно представить себе, что взявшись за руки и сказав, что все мы тут хорошие - все наладится, но так никогда не будет. Это входит в противоречие с недосягаемой никогда картинкой которую рисует Православие. Возникает "официальная культура" где все хорошо и все молодцы, и "реальная", где народ имеет место с суровой реальность, в которой Православие места не имеет, но которой приходится жить;
9) отсутствие культурообразующей силы. Православие узконаправлено, не помогает строить то что называется культурой и психологией, остраняясь от этого. Возникает вакуум, который полностью заполняется светскими и пр. нормами. Да, вера на то и вера, что она не для всех. Но остальное общество пусть даже оно приняло как культуру Православие и Христианство могло бы получать больше пользы от преложения Христианства и Православия как универсальные нормы жизни, на основании которого строится жизнь недотягивающих до подлинной Церковной жизни людей. А слжтлось так, что или Церковь или светская жизнь, другого не дано. Получается нужно если кризис веры - чтобы народ как в Скандинавии стал полностью холодным к Вере (гейпарады, слабость перед исламом и пр. ересями) или планомерно строить Христианскую культуру, которая тем не менее не есть полностью Церковная, а массовая такая. Или она сама так или иначе сформируется стихийно в виде слепленных лоскутов, хочешь или нет. Как в России сейчас. То есть лаодикийская культура как бы плохо, но на практике она была, есть и будет всегда в том или ином виде и с ней надо планомерно работать было (наверное);
10) запрет пассионарности. Все равно все умрем, зачем что-то делать, университеты там строить и пр. В итоге полная апатия и отчаяние ко всему, взращенная веками. Да логика то верная, только она не должна быть в такой крайности. По такой логике надо суицидом заниматься массово - родил, наложил на себя руки. А че тянуть-то... Работать, учиться, зачем это все;
11) отказ от применения силы и идеологический вакуум в вопросах насилия. Ну если есть зло в обществе его приходится уничтожать. В Православии же принято терпеть. Терпилой быть таким. Да надо терпеть, это имеет место, но нужно знать когда надо таким быть и с кем, а когда нет и жестко пресекать. Потому что от терпенеи не все может изменить, это когда ты с относительно нормальными людьми общаещься оно сработает. А когда много отбитых злодеев - тащи жезл железный, другого не дано. В итоге получается культура непротивления, в розовых очках,потому что если нет понимания развернутого когда нужно преступника из дробовика встретить, то логика у обычного человека остается на общем уровне "возлюби ближнего", и она плохо влияет на результат - зло растет, уничтожает и довлеет над нейтральными и хорошими людьми. А добро без кулаков, потому что никто не растолковал когда же можно и нужно использовать кулаки, а значит - нельзя его использовать.
Все эти проблемы и некоторые еще - довольно очевидные. Они способствовали вполне естественно революции и к тому, что российское общество имеет такой свой двойственный психотип. И совковость как будто имеет основания во всем этом.
Ну и еще колено Даново или кто там понаехал, привнеся психопатическую атмосферу в совок.
Некоторые по этим причинам утверждают, что евреи специально придумали Христианство, чтобы держать в апатии и безволии славян, но проблемы в сами славянах и в их проработке и реализации Христианства. Само собой это не так, но проблемы и кризис очевидные и большие.
Всех Вам благ, батюшка, и Преображения!
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
Ты не прослушал мои последние беседы. Там я рассказал, что эпоха Христа в виде Его Церкви, как Его Тела, не может быть активной и деятельной, ибо тело не есть человек. Оно лежит и ждет вдохновение. Это сотвореный Адам, до вдувания в него Богом Духа Святого. Сейчас готовится это вдувание в Тело Церковь, приходом Духа Святого через Его вочеловечение, чтобы оно стало сильным и действенным Богочеловеческим организмом и Личностью, полнотою наполняющей всё. То, что ты написал в отношении применения силы и т.п. имело место в прошедший период. Сейчас же мы сильны не агрессией, не силой насилия, смертоубийства и т.п., а силой жизни, и света, и любви, и тем, что нас никто не сможет ни умертвить, ни ранить, ни повредить, ни победить применением силы. Потому мы и будем страшны и ужасны, как демонам, так и смертным, агрессивным человекам, которые никак не смогут воздействовать и влиять на нас, в то время, как мы самим своим наличием и полной защищенностью от любого вреда будем свидетельствовать о силе Бога и жизни, и это при неограниченных всех ресурсах и возможностях божественного уровня. Мы не насилуем никого, но вытесняем светом тьму, мудростью безумие, радостью горе, любовью вражду, жизнью смерть, нетлением тление, красотой уродство, совершенством несовершенство, свежестью вялость и увядание, вечной молодостью старость и дряхление, цельностью недуги, несокрушимым здравием болезни, благоуханием злосмрадие, и т.д.