Переписка
О Богословии
"Наткнулся вот.
Должно различить термины «богословие» и «боговедение». Нет никаких сомнений в том, что последнее может явиться (а может и не явиться) итогом первого, может стать венцом всякого познания (а может выступить и его предпосылкой), что только оно в собственном смысле и вожделенно само по себе, однако — оно само, а не разговоры о нем.
Вообще говоря, все, что по природе имеет к нам непосредственное отношение, не может обсуждаться, даже теми, к кому оно имеет это отношение; есть что-то профанное и развратное в таких разговорах, что-то ослабляющее, овнешняющее и искажающее как сам их предмет, так и отношение человека к нему. Тайны мистерий не подлежат разглашению, и в этом следует полностью согласиться с древними. Поэтому нескромны и безвкусны все многочисленные апелляции к внутреннему знанию, причастности Традиции и т. д. Итак, богословием в собственном смысле может быть названо знание о Боге, поскольку Он нами мыслится. Меньше всего этими словами хочется сказать, что богословием богопознание и ограничивается... ограничивается познание от других, чтобы было место личному - боговеденью".
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
"Наткнуться можно на что-то острое, на мину или на кучу г... . Автор данной "мины" не указан. Содержание не духовное и не богословское, а лишь на тему о "духовном" и "богословском". Человек написавший это либо полный невежда, либо провокатор работающий на врага спасения методом запутывания непросвещенных людей имеющих плотское мудрование. Выражение "нет никаких сомнений" чисто манипуляционное. Причем оно ставится перед тем, в чем нет уверенности, ибо автор пишет: "может явиться (а может и не явиться)". Как же не может быть сомнений в том, что не определено даже в отношении того будет оно или не будет? И дальше неопределенность, что это будет: "венец всякого познания" или его "предпосылка". Далее автор ведет разговоры о том и пишет: "оно в собственном смысле и вожделенно само по себе, однако — оно само, а не разговоры о нем". Почему же автор сам не избежал разговоры о нем? Далее автор постулирует: " Вообще говоря, все, что по природе имеет к нам непосредственное отношение, не может обсуждаться". Почему он обобщает и утверждает ложь (не истину) и чушь, что люди не могут обсуждать все то, что относится к нам непосредственно по природе? На чем это основано? Святые отцы не только рассуждали о природе человека, но и заповедали познавать человеку себя самого. А тут этого не может делать даже тот, к кому это имеет отношение. Дальше автор в своей манипуляции переходит на психологический прием унижения и обзывательства, с тем, чтобы вызвать у читателя негативное отношение к унижаемому предмету - разговорам о том, что имеет отношение к природе человека: " есть что-то профанное и развратное в таких разговорах, что-то ослабляющее, овнешняющее и искажающее как сам их предмет, так и отношение человека к нему". Почему предлагается только негативная линия? Разве нельзя что-то делать, рассуждать, познавать богоугодно, мудро, истинно? Что значит "овнешняющее"? Что автор имеет под "внешним" и "внутренним", что противопоставляет их? Что за предмет у автора, который почему-то только искажается, а не точно отражается человеком? И вдруг автор переходит на то, что приоткрывает его внутреннее со злой начинкой: " Тайны мистерий не подлежат разглашению, и в этом следует полностью согласиться с древними". Мы видим магический, языческий герметизм, тайные мистерии древних жрецов (служителей демонов), которые по мнению автора не подлежат разглашению. Но самы то жрецы "посвященные" и все знают и обсуждают между собой. Здесь и открылось языческое, жреческое нутро автора. И с этих позиций он пытается закрыть для всех остальных людей путь к внутреннему знанию, внутреннему человеку, к чему всегда призывали отцы Церкви, называя любое обращение к этому "нескромными" и "безвкусными". И вот после этой манипуляционной и психологической "подготовки" автор переходит к своему главному утверждению, ради чего все это и возводилось: "Итак, богословием в собственном смысле может быть названо знание о Боге, поскольку Он нами мыслится. Меньше всего этими словами хочется сказать, что богословием богопознание и ограничивается... ограничивается познание от других, чтобы было место личному - боговеденью". Могу утверждать, что автор, не имеет никакого понятия ни о Боге, ни о богопознании, ни о богословии, но пытается выдать себя экспертом по этим понятиям. Сначала он дает свое личное обозначение богословию: " богословием в собственном смысле может быть названо знание о Боге, поскольку Он нами мыслится". Автору кажется, что его формулировка безупречна и истинна и он убеждает в этом читателей. Правда потом сам высказывает свое сомнение и потому, спохватившись, добавляет: "Меньше всего этими словами хочется сказать, что богословием богопознание и ограничивается...". Но и этого ему недостаточно и он добавляет: "ограничивается познание от других, чтобы было место личному - боговеденью". То есть сказал нечто, понял, что неудачно сказал и взялся поправлять словами: " Меньше всего этими словами хочется сказать". И далее словами: "ограничивается познание от других" он окончательно запутывает читателя, превращая все им изложенное в словоблудие ничего не дающее читателю. Остается рассмотреть саму формулу автора о богословии. Вот эта формула: "Итак, богословием в собственном смысле может быть названо знание о Боге, поскольку Он нами мыслится". И здесь автор ошибся. Собственным смыслом слова "богословие" являются два слова "Бог" и "слова". То есть то, что можно сказать о Боге человеческими словами. Это и есть собственный смысл слова "Богословие". Но это лишь внешнее определение Богословия со стороны человека. Автор же отходит от собственного смысла и влагает вместо него другой смысл - знание о Боге, что именуется Богопознанием, а не Богословием. На самом деле истинным Богословием является слово о Боге и всем божественном исходящее от Самого Бога на понятном человеку его языке. То есть это не просто слово о Боге, которое может быть ошибочным, искаженным и неточным, а слово от Бога, которое истинно и божественно. Потому богослов не тот, кто нечто мыслит и говорит о Боге из себя, а тот, кто воспринимает от Бога Его слово (мысль) и не повреждено передает это прочим людям, ищущим Бога и Его познание".