Переписка
Всякий ли крест православный?
Здравствуйте Батюшка.
Разрешите задать вопрос о том всякий ли крест православный?
В Русской Православной Церкви крест считается христианским если он освящен. Соответственно любые узоры в виде креста не являются крестом христианским и не требуют соответствующего почитания.
Если не ошибаюсь для этого и был установлен чин освящения креста, чтобы отделить простое изображение от христианского символа.
Но в греческой церкви чина освящения креста нет и судя по слова Паисия Святогорца узоры на покрывале считаются православным крестом.
По поводу крестов на различных предметах и на подошвах обуви писал блаженной памяти старец Паисий Святогорец: «И вот еще в чем будьте внимательны: у вас на диване было постелено что-то с крестами, но садиться на кресты и наступать на них нельзя. Евреи делают обувь с крестами, изображенными часто не только на подошве снаружи, но и изнутри – под каблуками и подошвами. И денежки плати и кресты попирай!» (Слова. Tом II. Духовное пробуждение).
Иоанн Златоуст так же писал о почитании просто креста, не освященного:
«Если идешь по дороге и вдруг увидишь две палочки, сложенные в виде креста, то не поленись, – переложи, чтобы кто случайно не наступил, – не попрал символ Божией любви к людям».
Оказывается и в букве «X» есть форма креста:
«Буква «X» греческого алфавита уже со II века служила основанием для монограммных символов, и не только потому, что она скрыла имя Христа; ведь, как известно, «древние писатели находят форму креста в букве X, который называется Андреевским, потому что, по преданию, на таком кресте кончил свою жизнь Апостол Андрей», писал архимандрит Гавриил»
Вопрос: как относится к узорам в форме креста на бытовых вещах, если получается что в Русской Церкви и Греческой два разных взгляда.
Есть ли форма креста в букве X, который называется Андреевским?
Нужно ли срезать изображение креста на подошве ботинка если по сути на каждой обуви есть пересекающиеся линии.
Спасибо за ответ.
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
Мир тебе.
Все подобные вопросы и проблемы создаются людьми. Есть люди, которые переблагочествляют благочестие. Отцы прошедших времен писали о крестообразных образах с педагогической целью - приучить христиан к почитанию Креста. Бесам тоже не нравятся две палочки сложенные крестом, ибо они напоминают им о Кресте Христовом, хотя и не являются Им. Это образ образа. Вот почему всякий христианин может сам для себя решить то, как ему поступать. Бог примет любое его решение. Если он хочет ради Бога супер благочествовать, то пусть избегает наступать и садиться на все, что напоминает форму Креста Христова. Но полностью избежать этого будет трудно, ибо тогда надо перестать ездить и ходить по дорожным перекресткам. Другой может отделять образ Креста от прочих крестообразных рисунков и изделий, избегая разве явных четвероконечных крестов на подошвах обуви и на седалище брюк и юбок.
Насчет освящения крестиков для ношения на груди или в руках можно отметить то, что все они освящаются святой водой, которая в свою очередь освящается молитвой и крестом. А тот крест опять таки освящался крестом и молитвой, и т.д. Так мы доходим до первого креста, который не мог освятиться освященным крестом (разве что его прикладывали к подлинному Честному Древу Креста Господнего). Но от этого он не переставал быть образом Креста Христова или Распятия (если на нем изображался распятый Христос). Вот почему изготовленный крест является образом Креста Христова по его изготовлении (которое производится с молитвой), а его освящение по чину лишь сообщает или декларирует силу Креста Христова сообщаемому этому конкретному образу Креста Христова, а не делает его Им.