Переписка
О плаче
Прочитав статьи, реально понимаешь некую сильную связь между духовностью и физиологией. Не это ли наивысшее доказательство того, что Бог есть и он всемогущ. Заинтересовал вопрос о состоянии сумы Человека, о плаче. А ведь реально когда поплачешь, становится легче, как будто действительно выходит всё самое ужасное и на мир смотришь другими более чистыми глазами. А какие ещё проявления такой взаимосвязи вы можете назвать?
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
Преподобный Максим Исповедник : "Бог по природе есть всегда и в подлинном смысле слова Единый и Единственный; Он заключает в Себе всю совокупность подлинного бытия и в то же время превосходит это бытие. А если это так, то вообще ничто из того, что обозначается словом “бытие”, не обладает бытием в подлинном смысле слова. Ведь вообще ничто из того, что отлично от Бога по сущности, не созерцается вместе с Ним от вечности — ни век, ни время, ни те [твари], которые обитают в них. Ибо подлинное и неподлинное бытие никоим образом не сочетаются друг с другом.
Всякое начало, середина и конец вовсе не отрицают категорию отношения. Бог же, существуя в беспредельной бесконечности, превосходит вообще всякое отношение и, естественно, не является ни началом, ни концом, ни серединой. Ибо Он не есть какая-либо вещь из тех, в которых возможно созерцать категорию отношения.
Все сущие, как утверждается, постигаемы умом и содержат в себе ясные начала ведения их. Бог же называется “Недоступным для умосозерцания”, и из всех умосозерцаемых [существ] только бытие Его одного принимается на веру. Поэтому ни одно из них не может быть сопоставлено с Ним.
Ведения сущих содержат для доказательства собственные логосы, которые природным образом соединены воедино и четкие пределы которых придают существованию сущих естественную устойчивость. Что же касается Бога, то посредством этих логосов сущих обретается вера только в бытие Его. Он дарует благочестивым людям исповедание и веру в то, что Он подлинно есть, и подобная вера доступнее всякого доказательства. Ибо вера есть истинное ведение, обладающее не доказуемыми началами, поскольку она есть ипостась вещей, превышающих ум и разум".
Только такая вера и соединяет сперва человека с Богом. Затем эта связь поддерживается смирением, то есть ясным и прочувствованным осознанием кто есть Он, а кто есть ты. Голос смирения - плач. А слезы из него - материализованные хрустальные свидетельства любви к Нему. Но начинается все с первой личной встречи человека с Богом. Чтобы узнать Бога, человеку непременно нужно встретиться с Ним и увидеть Его необъемлемого ничем, ощутить Его бытие, которое и есть только Бытие и начало нашего бытия, ужаснуться ужасом великим, вострепетать страхом страха и трепетом трепета! Тогда в человеке рождается премудрость и начало любви к Господу Богу своему, отчасти познаному Его посещением лично тебя! Только эта всепоглощающая любовь к Источнику своего бытия и всех благ в нем убирает паралич страха перед неизмеряемой никак и не охватываемой никем Личностью Живого Бога. Человек продолжает работать Господу со страхом, радоваться Ему с трепетом, но и любить Его от всего ума, всей души, всего сердца и всей крепости, как Великую и все превосходящую Тайну Бытия! Тогда ему открывается Богом другой аспект - тайна человека, накрепко связанная с Тайной Бога, ибо Бог изначально решил стать Человеком и войти в жизнь каждого благого человека, который возлюбит Его паче всего! Тогда в человеке является таинственная любовь к ближнему, как сопричастному к Тайне Бога и соучастнику совместного с Ним и с тобой бытия! Любя так другого человека - ты любишь и Бога, и себя. Потому Христос и сказал, чтобы мы возлюбили ближнего, как самого себя! А любовь - это непрекращающееся желание и стремление быть с Любимым - с Богом и с ближним? которого Бог не случайно ввел в твою жизнь, тебя - в его. Потому он и называется ближним. Ближним к тебе и к вашему общему и объединяющему вас в бытии Богу!