Переписка
Вопрос о заповеди "не убий"
Анита:
Отец Олег! Можно ли получить помощь из Библии, т.к. мы на работе с некоторыми только спорим и до ясности дойти не можем по заповеди: не убий. "Вопрос в том, что священники благословляют парней идти на войну защищать так называемую родину, а как же взявший меч, от меча погибнет, а при Иисусе Христе такое было?
Петр ухо отрубил и Господь его остановил. Верующие воевать должны не автоматами и танками, а молитвой.
Говорят, что убивать защищаясь можно или защищать свою землю, т.е. если убийство не сознательно. Но ведь когда человек берет в руки автомат, то делает это сознательно с тем, что ему надо будет убивать и заповедь не убий разве относится к животным, как это йоги считают?
Как в наше время по Библии надо верующему ходить на войну, если ему государство это запишет в измену родине и осудит?
Как не остаться виновным против заповеди?
В Библии же не пишут, что для своей защиты или защиты ближнего можно убить?
А положить душу за других - это разве не сказано о том, чтобы помогать ближнему, молиться за него и служить ему?
Можно тело на костер отдать или за ближнего без никакой любви умереть под пулями.
Помогите пожалуйста разобраться и расставить все на свои места.
Спаси Господи.
Анита
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
Здравствуй, Анита.
Заповедь звучит несколько иначе, чем ты привела: Втор. 5, 17: "Не убивай". Не убий - звучит категорично, как запрет убивать вообще. А "не убивай", что нельзя убийство делать образом своих действий или принципом жизни. Т.е. не убивай жестоко, безсмысленно, неоправданно и не по Божьей воле. Но в другом месте той же книги Бог повелевает верному лишать жизни близкого и даже родного человека за определенные преступления:
Втор. 13:
6 "Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои",
7богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого,
8то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его,
9но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа;
10побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;".
Как видишь Бог прямо говорит "убей его" и "побей его камнями до смерти". Налицо антиномия. С одной ее стороны "не убивай", а с другой - "убей его". Значит жить божьему (послушному Богу) человеку надо так, чтобы в принципе никого не убивать, но, если будет конкретный случай, когда какой-то человек поставит себя в такое богопротивное положение, в котором Бог определяет ему в наказание смерть от рук верных Ему людей, то эти верные должны по воле и требованию Бога совершить убиение виновнаго пред Богом и народом человека. Конечно, в Новом Завете заповеди стали более совершенными и возвышенными, так, что за многие преступления за которые в ВЗ следовала бы смерть теперь следует лишь покаяние и отлучение, но, тем не менее, сама антиномия и само убиение беззаконика и преступника в конкретном случае Бог не отменил. Убиение - есть крайняя мера для остановки разлива зла. Оно бывает уместным и богоугодным иногда. Иногда, чтобы зло предотвратить, иногда, чтобы его остановить, иногда, чтобы его искоренить, иногда, чтобы наказать повинных в злодеяниях. Если в ВЗ любой из Богом избранного народа обязан был совершить казнь возмездия, то в НЗ это право принадлежит особым уполномоченным лицам, имеющим власть судить и казнить виновных. Чаще всего это правительство какого-то народа или государства и его судебные органы.
Особняком стоит вопрос об убиениях на войне. Войны ведутся за какие-то интересы. Войны могут быть с чьей-то стороны по Божьей воле и благословению, а с чьей-то противны Божией воле. Соответственно и убиения в них могут быть оправданы Богом и не оправданы. Война по защите своего народа и своей территории проживания чаще всего оправдывается Богом и убиения противников (врагов, захватчиков) не вменяется обороняющимся людям в грех. Иногда Бог войной наказывает и уничтожает грешников, а иногда наказывает завравшихся своих.
Если смотреть на наше время, то нет ни одной страны или государства, чтобы война была богоугодной и Богом оправдывались бы убиения совершаемые на ней. Если раньше часто войны велись с одобрения и поддержки всего народа, то сейчас они развязываются по велению правящих лиц, которые часто отстаивают интересы внегосударственных кланов, а не того государства которому они призваны служить. В РФ и всех прочих государствах образованных из бывших советских республик нет законных и богоугодных властей. Вот почему верный Богу не может участвовать в никаких военных действиях и разборках, войнах и конфликтах ни на чьей стороне и не может убивать кого бы то ни было по указу правящих лиц. Любое убиение людей в их пользу будет являться смертным грехом и нарушением заповеди "не убивай". Исключением является лишь вынужденная самооборона, когда убивается преступник или преступники, предпринимающие действия по убиению членов твоей семьи, что оправдывает любой гражданский суд. В наше время отказ служить в армии и прочих вооруженных формированиях любого государства вполне оправдан и богоугоден. Для уклонения от этого зла существует альтернативная служба. В крайнем случае лучше пострадать в виде претерпевания штрафа, судимости и отсидки срока за уклонение от служения в вооруженых силах, чем стать убийцей людей по злой воле злых людей и богопротивником. Лучше самому быть убиенным, чем убивать других!