Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Переписка

Ответ отца Олега о перстосложении

 



Вы писали: "Во-вторых, с таким же успехом можно сказать, что ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствует о двуперстии."

ЭТО НЕПРАВДА!

1) СТОГЛАВЫЙ Собор. Правило 31. "Аще кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает двема персты крестнаго знамения; да будет проклят, якоже Святии Отцы рекоша. Прочее же о крестном знамении известно и достохвалъно, писание преподобных Отец наших, Мелетия и Феодорита, сице возвещают с прочим толкованием, како рукою благословлятися, и креститися всем Православным; иже кто не знаменается двема персты, якоже и Христос, да будет проклят." И далее...

 

 

о.Олег Моленко

Я полагал, что любому грамотному читателю ясно, что речь у меня идет только о настоящих и богоугодных Соборах Церкви, а не о различных собраниях верующих людей. Церковь Христова отвергла многие подобные людские соборы, называя их разбойничьими. Стоглавый собор Российской церкви 1551 г. я отношу именно к таким ошибочным соборам. Если этот собор признавать святым и богоугодным, то не только вся Поместная Российская церковь с 17 по начало 20 века окажется вне Церкви Христовой, но и весь сонм ее святых, включая преподобного Серафима Саровского, святителя Феодосия Черниговского, преподобного Иону Киевского, святителя Игнатия Брянчанинова, преподобного Феофила Киевского и Иоанна Кронштадтского. Таким образом ссылка на этот единственный собор является не правомочной. Последующие истинные и богоугодные Соборы Церкви всегда одобряли все предшествующие истинные и богоугодные ее Соборы. Однако стоглавый собор ни один последующий собор Российской церкви (не путать ее с «РПЦ МП») не признал истинным.

Смешно приведенное 31 правило этого неистинного собора. Не понятно, о каких Святых Отцах в этом правиле идет речь. Ведь Мелетий и Феодорит прибавлены лишь как прочее. Но указанные отцы не являются великими или обще авторитетными в Церкви Христовой. Они притянуты только ради их двусмысленных высказываний о якобы перстосложении (хотя это надо еще проверять), которые каждый может натягивать по своему вкусу и желанию. В отношении перстосложения и осенения себя крестным знамением в Церкви существует идущая от святых апостолов Христовых традиция и установленная практика, которая неразрывно связана с ходом всего богослужения и прежде всего служения Евхаристии.

Во время принесения Безкровной Жертвы епископ или священник осеняет предложенные хлеб и вино именным перстосложением, означающим IС ХС, которое можно сложить 5 перстами руки. Если такое сложное перстосложение дошло до нас через Предание и Традицию неповрежденным от святых апостолов, то как могло не дойти общеупотребительное крестное знамение верных чад Церкви Христовой?

Нелепа в этом правиле и ссылка на Христа, будто бы Он Сам знаменовался двуперстным крестным знамением. Это явная выдумка двуперстообрядцев. Ни апостолы Христа, ни святые отцы Церкви никогда не утверждали, что Христос осенял Себя крестным знамением. Иконописные изображения Христа с благословляющей рукой (руками) не могут служить источником по перстосложению или детализированным основанием для догматов Церкви.

Например, приличие не позволяет изображать Христа в иконописи совершенно обнаженным, каким Он был на Кресте и перед положением во гроб. Однако это несоответствие с исторической реальностью никого не смущает, что вполне справедливо и богоугодно. Однако предание, дошедшее до нас в служении Евхаристии, указывает нам на дошедшую до нас от Христа и Его апостолов практику благословлять предложенные в Евхаристии хлеб и вино именно таким именным перстосложением, каким на Тайной Вечери воспользовался Христос. А поскольку Он согласно Писанию есть Альфа и Омега, то и перстосложение Его складывается и читается именно греческими буквами IC ХС, которые совпадают с церковнославянскими буквами в точности. Например, для православного исповедания англичанина, француза, немца, итальянца, испанца, армянина, араба, грузина такое именное перстосложение не говорит об имени Иисуса Христа, ибо на их языках написать перстосложением IС ХС невозможно. Вот почему в католицизме (латинизме) клирики благословляют и все вообще осеняют себя всей ладонью.

 



2) Святые отцы. Петр Дамаскин свидетельствует о двуперстии. " яко два перста убо и едина рука являют распятаго Господа нашего Исуса Христа во двою естеству и едином составе познаваема, десница же безмерную Его силу и одесную Отца седение возвещает." (См. греческое Добротолюбие 1782г. стр. 642), т.к. во всех синодальных изданиях добротолюбия это место изъято (ФАЛЬСИФИЦИРОВАНО!). В греческом же читаем ясно: (-далее-следует-греческий-текст-). Часто встречается контраргумент: "неясно, о каких двух перстах в этих словах говорится – о втором ли и третьем перстосложении раскольническом, или о четвертом и пятом перстосложении православном", приписываемые архиепископу Никанору (Бровковичу). Но этот аргумент совершенно не имеет силы, т.к. изначально в постановлении соборов 1666/7 гг. сказано, что эти два перста ничего не выражают "И знаменіе честнаго и животворящаго Креста творити на себе треми первыми персты десныя руки: палецъ глаголемый, и иже близъ его глаголемый указателный, и средній, слагати вкупе во имя Отца, и Сына, и святаго Духа. Два же, глаголемый мизинецъ и иже близъ его близосредній, имети наклонены и праздны, по древнему преданію святыхъ Апостоловъ и святыхъ Отцевъ" (Деяния БМС 1667г. Лист 6, Аналогично см. в Деяниях БМС 1666г. Лист 41 об.). Если эти два перста не выражают двух естеств Христа, то очевидно, что не об этом, новообрядческом, перстосложении ведет речь Петр Дамаскин. Кстати Христологическое значение эти два "праздных" перста получили лишь в позднее время, но и по сей день пор это значение не было канонически закреплено в новообрядческой церкви, так что это указание БМС 1666/7 имеет больший вес, чем частные мнения о значении праздных перстов. И с канонической точки зрения перстосложение в новообрядческой церкви до сих пор не несет Христологического смысла, указанного Петром Дамаскином.

 

 

о.Олег Моленко

Святой Петр Дамаскин только у двуперстообрядцев «свидетельствует о двуперстии». Нелепо приводить в свидетельство перстосложения изречение, где о самом перстосложении не идет речь, но лишь о символизме ладони и двух перстов. Но ладонь и два перста, указующих на Христа, как раз имеются в общецерковном от апостолов идущем перстосложении (троеперстии указательного перста и иже с ними соседних + двуперстии безымянного и мизинца прижатых к ладони). Поскольку у святых отцов не было нужды писать об общеизвестном для всех верных употреблении перстосложения, то и искать об этом у них не имеет смысла. Однако ревнителям двуперстия надо было как-то оправдать свое ошибочное перстосложение, которое согласно заявлению преподобного отца нашего Серафима Саровского не принимается Богом (ни больше, ни меньше!), вот они и притянули ссылку на Петра Дамаскина, который не говорил о перстосложении, и лукаво исказили ее ложным толкованием стоглавого собора, ибо больше никакого источника у них нет. Именно ссылкой на этот стоглавый собор они пытаются отвести справедливый контраргумент, приведенный архиепископом Никанором (Бровковичем). Вот почему тщетны все попытки апологетов двуперстия найти реальные подтверждения своему ошибочному перстосложению в трудах святых отцов Церкви. Без ложного толкования стоглава даже те редкие ссылки, где у одного святого отца Петра Дамаскина речь идет о символизме, с безотносительном к перстосложению упоминанием двух перстов и ладони, ложные ревнители двуперстия использовать не могут. А «праздными» (т.е. не задействованными) персты в перстосложении именуются и являются только у двухперстников. У истинных православных нет «праздных» перстов, ибо все пять пальцев ладони участвуют в символизме изображающим три Лица Единого Божества Святой Троицы (указательный с двумя соседними перстами), две природы Христа (безымянный и мизинец) и Его пришествие на землю (прижатие их к ладони). У двуперстников Христос символически «зависает» в пространстве, Троица попадает под Христа ниже Его, а также происходит разбивание (разрыв) символизирующих Трех Лиц перстов двумя перстами символизирующих «зависшего» Христа. Итак, очевидно, что с точки зрения символизма верность церковной догматике соблюдают лишь употребляющие православное троеперстие, тогда как двуперстие старообрядцев символически несостоятельно и недогматично.

Применение автором выдержки на древнегреческом языке для русскоязычных людей, не могущих ее прочитать и понять, не тактично и неуместно, а со словами «В греческом же читаем ясно» – выглядит просто издевательством. Сегодня даже современные греки не могут читать на древнегреческом. Читает на нем весьма малый круг узких специалистов. Но и у них по тем или иным выдержкам бывают разночтения, ибо каждый опирается на свое личное мнение и восприятие. Вот почему использовать ссылки на древнегреческий язык в споре между русскоязычными людьми по церковным вопросам просто несерьезно. Специалисты по древнегреческому языку могут спорить, но лишь в рамках лингвистики, а не богословия и догматики, в которых они специалистами не являются.

Не было никакой нужды закреплять канонически идущее от святых апостолов Христовых общеупотребительное во всей Восточной Православной церкви перстосложение для благословения и крестного знамения, ибо оно закреплено церковным Преданием, употреблением и Традицией.

 



3) Греческая каноническая книга – Пидалион (Кормчая), толкуя 91 правило св. Василия Великого о крестном знамении, утверждает: Древние христиане иначе слагали персты для изображения на себе креста, чем нынешние, то есть изображали его двумя перстами – средним и указательным, как говорит Петр Дамаскин: "Вся рука, – говорит Петр, – означает единую Ипостась Христа, а два перста – два естества Его" (Никольский. Греческая Кормчая, книга "Пидалион". под ред. свящ. Н.А.Копьева. М.1888. С. 259.)

4) Первая тысяча лет христианского искусства вопиет о двуперстии! Смотри и икону Божией Матери – Тихвинскую – писанную самим апостолом Лукой!

Вы писали: "Если бы у них была поздняя замена "правильного" двуперстия на "неправильное" троеперстие, то там, неминуемо (!), возникло бы движение неприемлющих ревнителей, как это позже возникло в Греции по поводу календаря".

Греки не проклинали и не хулили православное предание, а отпадали постепенно, заключая позорные унии, попав под власть папской цензуры (все печатные дворы к тому времени были под папским цензом). Второй рим ПАЛ, ЗАБЫЛИ?

 

 

о.Олег Моленко

Когда все аргументы у ложных ревнителей исчерпаны и опровержены истинными ревнителями святой Церкви Христовой, им ничего не остается делать, как сослаться на "Пидалион". Но "Пидалион", если даже он и утверждает нечто не согласное с православной догматикой или традицией, не является ни догматом, ни святым отцом Церкви (хотя по догматическим вопросам даже мнение одного лишь святого отца не имеет для Церкви силы и значения до тех пор, пока вся Церковь не примет его как свою истину). К тому же здесь ложные ревнители двуперстия привели именно ТОЛКОВАНИЕ одного единственного "Пидалиона" (не понятно, как книга сама по себе может толковать?). На самом деле толковал не "Пидалион", а г. Никольский – известный ложный ревнитель отпавших от Церкви Христовой раскольников «особообрядцев», именовавшихся в русской истории «старообрядцами». На самом деле троеперстие более древний обряд, чем двуперстие, которое имело хождение только на северной Руси (но не в Малороссии и Белороссии, и тем более не в Греции и всем Православном Востоке).

Начинать ссылкой на Петра Дамаскина, а в конце упомянуть святого апостола Луку могут только ложные и запутавшиеся ревнители своего особого «старого» обряда. Если бы действительно апостол Лука ясно говорил о перстосложении для осенения себя каждым верным крестным знамением, то не было бы ни какой нужды ссылаться даже на Петра Дамаскина, а тем более на стоглав и "Пидалион". На иконе, приписываемой Евангелисту Луке, которая лишь на Руси стала именоваться Тихвинской, мы видим благословляющее, художественное (но не догматически выверенное и утвержденное Церковью) перстосложение у Богомладенца Христа, а не у любого верного священнослужителя. И уж совсем речь там не идет о перстосложении для осенения себя всеми верными и каждым верным крестным знамением. Зато мы имеем среди нетленных и святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских преподобного 11 века, который почил о Господе с троеперстным сложением десницы (я сам не раз видел мощи этого святого, почивающие в пещерах Киево-Печерской Лавры). Именно он даже после отшествия из этой жизни своей святой душой оставил для всех верных чад Поместной Российской церкви достоверное свидетельство о правильной и богоугодной церковной традиции, предании и употреблении перстосложения для осенения себя крестным знамением. Киево-Печерская Лавра – самый древний монастырь на Руси – была основана преподобным Антонием, который до ее основания много лет подвизался на святом Афоне. Именно с Афона от благочестивых греков, независимых от католицизма, преподобный Антоний принес богоугодную и древнюю традицию троеперстного перстосложения для осенения себя крестным знамением. Вот почему вкравшееся впоследствии в северной Руси двоеперстие есть не более, чем ошибочное нововведение, справедливо и богоугодно исправленное Российской Поместной церковью в правление ею благочестивым и богомудрым патриархом Никоном.

Падение греков, как и падение россиян (ведь пал не только «второй Рим», но и «третий Рим») после нашествия богоборческих коммунистов не имело никакого отношения к содержимому ими обряду, и в частности к перстосложению. Вот почему использовать факт падения греков в подтверждение истинности двоеперстия куда более страшно падших россиян нелепо и ошибочно. Ни турки, ни большевики не занимались вопросами перстосложния или обряда. И те, и другие добивались для себя лишь подчинения православных.

Российские коммунисты ставили своей конечной целью полное уничтожение православной веры и верующих (и любой другой не советской веры), вместе с обрядами и всем прочим. В своей революционной борьбе восставшее против веры и царства богоборческое скопище опиралось на богатых и влиятельных лиц из так называемого «старообрядчества». В каком-то смысле у большевиков и старообрядцев совпадали цели и желания по крушению царства (которое не признавало старообрядцев, держа их за раскольников) и «Никонианской» (так старообрядцы именовали Российскую Поместную церковь) церкви. Так их ставшая ложной вера привела их к ложным и страшным греховным деяниям и беззакониям в жизни.

Мы же, помня слова Богоносного отца нашего Серафима Саровского, что Бог не принимает двуперстного знамения и что все старообрядцы уходят связанными своим заблуждением, будем богоугодно употреблять традиционное, ненавистное бесам и истинно работающее православное троеперстное перстосложение при осенении себя или предметов крестным знамением.

 

 

 

 

 

 

 


Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова