Переписка
Вопрос о плаче
Батюшка, благословите!
Прошу у Вас вразумления и ответа вот на какой вопрос:
В Лествице вот выдержка:
"Когда мы и труда не прилагали, и в мыслях не держали, а душа делается слезящею, многоводной и умягченною, тогда поспешим, потому что Господь пришел незваный и дает нам губу боголюбивой печали и прохладную воду благочестивых слез для изглаждения на хартии наших грехопадений. Храни сии слезы как зеницу ока, пока они не пройдут; велика сила такого плача, несравненно выше того плача, который бывает следствием нашего старания и умышления.
А в другом месте:
"Благим и праведным Судиею нашим, как во всем прочем, так и в слезах, без сомнения, приемлется в рассмотрение сила естества. Ибо видел я, что и малые капли слез, как кровавые, источались с трудом, и видел также источники слез, проливаемые без труда. И о трудящихся судил более по труду, нежели по количеству слез. А думаю, что также судит и Бог".
На первый взгляд, кажется противоречия, но их быть не может у Святых Отцов, это от меня закрыт смысл. Батюшка, о каком источнике слез идет речь в первой выдержке и почему эти слез так ценны. И если проводить параллель этих двух выдержек, то они говорят о разных источниках слез?
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
В первом и втором случаях речь идет о разных источниках слез.
В первом случае это неожиданное посещение незваного Гостя - нашего Господа, Который по Своей милости и благости нежданно приходит к избранной Им душе и дает ей слезы, как дар Своего благоволения. Вот почему эти слезы очень действенные и очень ценные. Их нельзя останавливать ни на миг! И ничем больше не заниматься, пока они сами не иссякнут!
Не известно будет ли еще раз такая милость или не будет!
Во втором случае речь идет о наших слезах, достигаемых двумя способами: первый - трудовой, понудительный и трудный, а второй - безтрудные слезы, которые пришли от нашего естества с легкостью, хотя и по причине печали о своей греховности. Трудовые ценятся Богом несравненно больше, чем легкие и добытые без труда. Это касается и смирения, и всех прочих добродетелей, которые мы возделываем.
Отмечу важную деталь в делании молитвы: для успеха в этом делании не достаточно одного понуждения и усиленного труда, но ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНА ЕЩЕ БОЛЕЗНЕННОСТЬ ОТ ЭТОГО ДЕЛАНИЯ, которую должно мужественно, с великим терпением претерпевать! Если молитва дается нам легко (без особого Божьего воздействия), то это ложный путь и успеха не будет!