Переписка
ОТВЕТ НА ВОПРОС ЗРИТЕЛЯ КАНАЛА НА ЮТУБЕ О НИЩЕТЕ ДУХОВНОЙ
А можно ссылку на те видео о. Олега, где он говорит о нищете духа, что Вами комментируется? Есть новое видео на эту тему на "Экзегет" - _https://www.youtube.com/watch?v=QvnlwzGROgM&t=152s не могли бы о нем несколько слов сказать? хоть небольшой критический разбор... мне понравилось, что Вы отметили - привлекли внимание к словам - "Царство Небесное" в первом евангельском блаженстве...
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
К сожалению я не сохранил ссылки на прежнее толкование о.Олега Стеняева. Послушал по вашей ссылке новое его толкование. Оно лучше предыдущего. Но и обилие истинных и прекрасных цитат святых отцов Церкви не делает его ответ точным. Все то, что цитировал и к чему подвел Стеняев в своей речи истинно и известно само по себе, и с этим ни один верный Христу человек спорить не будет. Однако утверждение Стеняева о том, что это сказанное им и есть "нищета духовная", о которой Говорил Иисус Христос в Нагорной проповеди, никем из отцов не подтверждено и не соответсвует действительности, а значит не истинно. Оно истинно в отношении смиреномудрия и ненадеяния на себя. Но это не является НИЩЕТОЙ человеческого духа. О.Стеняев дал свой ошибочный посыл: "нищета духа" - это нищета Божьей благодати. То есть, чем у человека меньше благодати, тем он более нищ духом своим и потому наследует Царство Небесное. Тогда выходит, что Царство Небесное - это царство безблагодатных людей. Но на самом деле ненадеяние на себя и приписывание всего Христу приносит благодать Божию и милость Его. Нищий духом - это весьма благодатный человек и потому он блажен! А почему он блажен через нищету? Через какую нищету своего духа? На что он должен обнищать, чтобы стяжать Божью благодать? А ведь по мнению преподобного и Богоносного отца Серафима Саровского целью христианской жизни есть именно стяжание (приобретение и хранение в себе) благодати Духа Святого. То есть нищета человеческого духа на что-то конкретное ведет его к богатству Духом Святым даруемым по милости Бога заслугами Сына Божьего Иисуса Христа! Выходит, что мы должны обнищать не на Божие (как это видит и предлагает Стеняв), а на свое. А в нас до получения милости Божией что есть, кроме греха и погибели? Значит мы должны обшищать на грех? Но и это мы сами сделать не можем! Мы можем только желать этого и просить у Бога. Именно это покаянное настроение, которое по милости Бога становится внутри нас действительным благим изменением, и называет Христос нищетой духа. Мы должны обнищать на греховные помыслы и ощущения, чтобы затем из глубины этой нищеты, при осознании своей собственной безпомощности и безсилия, получить врачующую, очищающую и обновляющую благодать Духа Святого, что и делает нас блаженными и наследниками Царства Небесного. Нищие же благодатию Царства Божия не наследуют! Стеняв ошибся в том, что не верно определил нищету духа, как нищету благодати в человеке, а затем на эту ошибку наложил другую ошибку из букета верных цитат отцов о другом. Ошибка эта состоит в том, что указанныйи им букет от отцов не имеет никакого отношения к той выдуманной этим горе богословом "нищите духа = нищете на благодать" и очень малое отношение к верно понимаемой нищете духа, о которой говорил Христос. Книжное понимание душевного и плотского человека, в лице о.Олега Стеняева, понимание по букве убивает дух и рождает чудовища ересей и лжеучений, которые для вящей убедительности обрамляются и обильно приправляются прекрасными цитатами из святых отцов Церкви. Но мы научены Духом Святым отделять мнения святых отцов от ошибочных человеческих мнений плотских и душевных людей.