Переписка
Ответ отца Олега о том, как богоугодно любить себя
Здравствуйте, батюшка!
Меня зовут Светлана. Мне 31 год.
Хотелось бы задать Вам вопрос, как избавиться от уныния? Как можно человеку любить себя?
Сейчас очень много популярной литературы, советующей, как достигнуть гармонии с собой, но все это не ложится на сердце.
Я очень неуверенно себя ощущаю в жизни, мне кажется, что я везде лишняя и никому не нужна. Очень часто меня тревожат неприятные воспоминания из детства, связанные с родителями, и порой они настолько сильно заполоняют мысли, что избавиться от них бывает сложно и тогда весь настрой падает, и пропадает вера в счастливое будущее.
В свои года я абсолютно неуверенная. Если мне кто-то скажет обидное, то сразу опускаются руки, я чувствую себя просто загнанным зверем, сломленной и "тряпкой". Многие говорят, что человек должен уметь защищать свое пространство, а я не умею.
Мне хочется узнать, какими молитвами просить у Бога изменений в моей жизни, как подняться вверх над этим состоянием? Ведь живя с такими мыслями, нельзя быть хорошей женой и матерью, а мне хочется иметь свою семью и стать кому-то надежным другом.
С уважением, Светлана
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
Мир тебе, Светлана.
Все беды, скорби, болезни и печали происходят от греховности людей, которая стала следствием падения человеческой природы в лице первых людей. Мы изгнаны из рая, обречены по смерти на пребывание в аду, стали немощны, грехолюбивы и смертны. Земля – место нашего изгнаннического пребывания, но вместе с тем и место нашего перерождения и обретения спасения. Сущность спасения состоит в расторжении общения с сатаной и его бесами и в примирении с Господом Богом. Для достижения спасения нужно вступить в Новый Завет с Господом Богом, войти в Церковь Христа Спасителя через возрождение свыше в таинстве святого крещения и миропомазания, жить церковной жизнью, подкрепляя себя церковными таинствами, и пребывать неисходно в святоотеческом покаянии.
Покаяние состоит из трех основных частей: непрестанной молитвы именем Иисуса Христа, очищения страстных греховных помыслов и сердечных ощущений, терпения находящих за первые два делания скорбей и искушений. При правильном занятии молитвой и покаянием человек непременно столкнется с тремя демонами-исполинами, которые стоят на пути его спасения и не допускают человека вырваться из плена бесовского. Эти три исполина следующие: демон забвения, демон неведения и демон уныния или злого разленения. Прежде всего повергается демон забвения. Основным оружием против него является непрестанная (как можно частая) Иисусовая молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя грешную», произносимая в новоначалии голосом и устами со вниманием к словам молитвы с целью покаяния. Через такую молитву мы насаждаем в себе память Божию, посредством которой и выходим из забвения. Стяжав непрестанную память Божию, мы всегда помним о присутствующем с нами Боге. Всегда взираем на Него оком нашей веры и всегда молимся Ему о помощи и разрешении всех наших нужд и проблем. Бог, видя наше смирение и нашу ревность о спасении и боугождении, дарует нам все необходимые познания для спасения и преуспеяния в духовной жизни. Эти познания именуются даров ведения. Через дар ведения мы выходим из неведения, побеждая стоящего за ним исполина. Последним побеждается демон-исполин уныния. Побеждается этот демон благой надеждой, благой ревностью, страхом Божьим и радостью о Боге и Его милости к человеку. Человек, расторгнув общение с демонами, примиряется своим покаянием с Богом. Бог дает ему от Себя благодатную тишину ума, мир души и покой сердца. В таком состоянии человек всегда радостопечален и не может унывать. Уныние может приразиться к нему только тогда, когда человек своим согрешением потеряет внутренний мир.
Богоугодно любить себя – это значит отвергнуться себя в своем падшем состоянии, взять свой жизненный крест и нести его вслед за Господом Иисусом Христом на свою Голгофу, где распяться для мира сего, а мир сей распять для себя. Любить себя богоугодно – это значит ненавидеть грех и всячески очищаться о него покаянием. Любить себя богоугодно – это значит пожалеть себя для вечности и все делать усердно для своего спасения.
Никакую литературу-макулатуру читать не надо, кроме Священного Писания, святых отцов Церкви и опытных духоносных людей.
Неуверенность в себе лучше и полезнее, чем самоуверенность и самонадеяние. Однако излишняя робость и комплексование тоже вредны. Уверенность наша в нашем Боге и надеяние только на Него. С Богом человек не может быть растерянным, раздавленным, подавленным, чувствовать себя лишним и никому не нужным, а тем более загнанным зверем. Все это признаки мертвости и безжизненности. Жизнь подлинная даруется Богом в процессе покаяния. Человеке впервые начинает ее ощущать во время плача о своих грехах и немощах. Только ощутив эту жизнь, человек уразумеет и признает, что до этого он не жил.
Защищать свое пространство от людей – напрасная трата времени и сил, которая приводит лишь к грехам. Наша брань не с людьми, а с духами злобы поднебесной. В отношении же людей мы имеем заповедь Господа: «Не убойтесь убивающих тело, но убойтесь лишь Того, кто душу и тело может погубить в геенне огненной» (т.е. только Бога).
Кто такой человек, чтобы тебе бояться его? Сегодня он есть, а завтра будет прахом и пеплом. «Проклят всякий, кто надеется на человека». «Всяк человек ложь». «Не надейтеся на князи, на сыны человеческие, в них же несть спасения».
Основные молитвы для нас дарованы свыше:
- Молитва Господня «Отче наш».
- Молитва «Богородице Дево Радуйся».
- Символ Веры.
- Иисусова молитва.
- Молитва «Господи помилуй».
- Молитва Трисвятое: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас».
- Молитва «Достойно есть».
К ним можно добавить молитву Кресту: «Да воскреснет Бог», 90 псалом, молитва Ангелу Хранителю.
Просительные молитвы должно составлять по своей нужде просто, кратко и ясно. Просить надо о даровании покаяния, плача о греховности, смирения, нищеты духовной, зрения своего греха, терпения, внимания, молитвы, прощения грехов, помощи и укрепления, защиты от демонов, благодати Духа Святого. исцеления души благодатью, разума духовного, ведения, вселения Духа Святого, неотъемлемого мира.
О житейском можно просить: исцеления от болезни, укрепления в терпении недугов, разрешения житейской проблемы или нужды, жениха и мужа во спасение, детей для радости и спасения.