Переписка
Письмо-ответ отца Олега Елене Барановой на вопрос об истории падения сатаны и бесов
Почему пал сатана и треть ангелов с ним? Про гордыню мне известно, но я не могу понять, что же не хватало сатане и его ангелам? Ведь они созданы чистыми и зла еще не было... Так что же их не устраивало, почему они взбунтовались? И ещё, написано, что Бог создал воинства (ангелов?) для чего? Он провидел падение части из них? Значит, Он знал, что что-то в Его творении несовершенно, если это может кому-то не понравиться?
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
Сатана пал первым из ангелов. Одна треть ангелов, последовавших за сатаной, падали каждый сам за себя. Каждый из них лишь повторил то, что уже сделал сатана, но только на своем уровне. Вот почему все они попали под его власть.
Можно много рассуждать и говорить о падении сатаны, но невозможно до конца понять то, почему именно он пал, т.е. взбунтовался и отпал от Бога. Мы знаем, что Бог не создавал зла и греха, и на момент падения сатаны зла и греха в мире не было. Именно падение сатаны родило зло, грех, беззаконие и преступление. Пал он по гордости и зависти. Именно у него эти две страсти появились и взяли свое начало. Страсти не могут быть сами по себе и не иметь основания. Гордость возможна по отношению к Господу Богу или тем творениям Божьим, над которыми данный субъект возгордился. Зависть возможна лишь в отношении кого-то другого, например, Господа Бога или Его творений.
Сатана был создан Богом одним мановением из ничего. Он осознал свое бытие и увидел свое конечное совершенство и залюбовался им. По сравнению с Творцом Господом Богом, безконечно совершенным во всем, Его разумные творения являются совершенными только в своих пределах, соответственно своей природе, своим данным и возможностям. В сравнении с Богом они безконечно проигрывают в том, что только можно сравнить. Вот почему при сравнении с Богом любая тварь выглядит несовершенной, будучи совершенной в самой себе или перед другими творениями. Сатана сперва увидел свое совершенство и стал любоваться им. Любование собой еще не было грехом и злом, но уже вело к ним. Грех начался от сравнения себя с другими тварями (в данном случае с ангелами) и с Господом Богом. От сравнения себя с другими Ангелами сатана увидел свое превосходство, за чем и последовала гордость. Гордость возникла не самовольно, а именно актом сатаны. Он мог возгордиться, а мог и смириться. Итак, сатана своим выбором сам возгордился, чем:
- согрешил пред Богом (ибо согрешить можно только перед кем-то другим или против кого-то другого) и есть первый в мире грешник;
- сотворил не существовавшее до того зло и есть первый злодей, носитель и распространитель зла;
- нарушил закон Божий, требующий от каждого творения быть в своих пределах, держаться Творца и быть довольным своим совершенством и своей полнотой; он есть первый беззаконник и живет не по Божьим законам, а по выдуманным им самим;
- он переступил через Божьи постановления, заповеди и законы и есть первый преступник;
- он взбунтовался против Бога и есть первый бунтарь;
- он стал враждовать против Бога и есть первый в тварях враг;
- он соблазнил другие твари на грех и есть первый соблазнитель;
- он первым позавидовал Богу и есть первый в тварях завистник;
- он первым стал убивать другие творения и есть первый убийца;
- он первым украл у Бога то, что ему не принадлежало, и есть первый вор;
- он первым стал оправдывать сам себя и есть первый лукавый;
- он первым стал говорить ложь и есть начальник и отец лжи.
Что же такое есть зло (согласно Божественному откровению, а не как философская категория)?
Зло существует, но не имеет бытия или корня в бытии, ибо Бог его не создавал, не одобрял и не поддерживает. Зло не было создано Богом, но Бог провидел его появление от тварей. Предвидение Бога есть Его совершенное качество, и оно не имеет никакого отношения к появлению зла и никак на него не влияло. Бог не создавал зла, но Он создал такие условия, которые могли послужить его появлению произволом (волеизъявлением) созданных Им разумно-вечных тварей. Зло не может быть само по себе, но есть качество его носителей. Зло всегда связано с его носителями, живет только в них и распространяет свое действие через них.
Зло стало противоположностью для добра, а грех для добродетели. Как зло есть родитель греха и основание для него, так добро есть родитель добродетелей и основание для них. Добро абсолютно и безконечно, ибо происходит от безконечного и абсолютного Бога. Зло конечно само по себе, ибо есть продукт порождения конечной твари, но безконечно по протяженности во времени и вечности, вместе с безконечным существованием тварей, носящих его. Вот почему злые твари будут навечно изолированы от Божьего мироздания в узилищах ада, а сам ад ввержен (погружен) в озеро огненное, неизвестное нам по своей природе.
Зло можно понять и охарактеризовать только через его происхождение. Произошло оно от сатаны и сатаной, затем было продолжено частью ангелов (примерно одной третью), а затем приросло падением людей. Возможность появления зла была в том, что сатана (и вслед его прочие разумные твари) был наделен Богом свободной волей, которая проявлялась прежде всего свободой выбора из возможного. Выбор у сатаны по его созданию (как и у прочих разумных тварей) был в том, что он мог и должен был согласиться своей волей с волей Своего Творца Бога, принять вместе с бытием и Божьи условия этого бытия, установленные для него, а мог не согласиться с волей Божьей о нем, не принять поставленные для его бытия условия и воспротивиться Богу. Именно последнее и выбрал сатана и все его последователи. Понять этот выбор невозможно. Мы знаем, что он после сравнения себя с тварями сперва впал в гордыню, а после сравнения себя с Богом (т.е. с тем, насколько он Его видел и знал) он впал в зависть. Смесь зависти и гордости привели его к возмущению и бунту против Бога. В результате он стал стремиться от Бога, выступать против Бога и послушных Ему тварей и пытаться жить без Бога, т.е. полностью автономно. Вот это автономное или безбожное пребывание и есть основа зла и греха. Для умственного утверждения в своем обольщении и удовлетворении своих амбиций и греховных страстей, которые появились в нем после его отпадения от Бога, сатана возомнил себя равным Богу и самодостаточным. Но на самом деле он есть конечная и обезумевшая тварь, которая без Бога есть ничтожество (как стремящийся опять в ничто). Вот почему ему ничего не остается делать для поддержания своего ложного положения, как паразитировать на созданном Богом мире, лгать, притворяться, воровать и держать своих подчиненных в страхе.
Уж так у зла получается, что с одной стороны оно надмевает посредством гордыни до того, что тварь чувствует и видит себя всем т.е. равной с Богом или вместо Бога, и при этом стремится к своему пределу т.е. к саморазрушению и самоуничтожению или опять превращению в ничто, из чего любая тварь и была сделана Богом. В человеческой практике мы видим подобное направление, например, в индуизме-буддизме, где адепты этого сатанинского уловления загоняют себя в состояние «нирваны», т.е. искусственного небытия, несуществования, хотя на самом деле не могут никак вопреки воле Божьей уничтожить себя. Другую крайность проявления зла среди людей можно увидеть в лице бунтарей и революционеров, которые тщетно пытаются соответствовать словам одной их песни «кто был ничем, тот станет всем», т.е. богами. На самом деле и слова и «музыка» этой песни были давно написаны сатаной еще в его искушении первых людей в райском саду и там они звучали так:
Быт.3:
«4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
В этих искусительных словах сатаны мы видим шесть частей или шесть направлений искушений, основанных на лжи:
- ложь первая нет, не умрете; на нее попадаются все, кто стремится не думать о смерти или ищет путь как ее избежать;
- «но знает Бог, что...» ложная посылка; искушение клеветой на Бога через приписывание Ему какого-то злого умысла или качества;
- призыв к нарушению поста или к вкушению чего-то запрещенного Богом;
- «откроются глаза ваши» ложь, искушающая мыслью о получении господства, власти, силы и т.п. посредством познаний; тайных знаний, ложных откровений, зрения и видения чего-то;
- «будете, как боги» главная искусительная ложь ложное обещание безграничного могущества, власти, славы и возможностей;
- ложное обещание знать добро и зло посредством ослушания Бога и преступления Его заповедей.
Идеология падения сатаны была примерно такой: «У, какой я совершенный и прекрасный, лучше всех остальных! Ой, но есть Некто лучше и совершеннее меня, Который зовется Богом. Он не только превосходит меня во всем, но и является моим Создателем! О, как же мне, столь прекрасному и славному, мучительно осознавать Его превосходство! Почему Он, а не я, Творец? Почему Он лучше и сильнее меня? Почему я завишу от Него, а не Он от меня? А может, я все-таки лучше и сильнее Его? Или хотя бы равен Ему? А если это увы мне и не так на самом деле, то пусть я явлюсь таким пред теми, кто ниже меня и кто последовал моему примеру и теперь под моей властью! Да, я Бог и царь! Я равен Богу Всевышнему, а может и лучше Его!? Если за мной последует много тварей, то я покажу Ему и докажу, что я хоть в чем-то лучше Его»!
Итак, как можно понять такой выбор и такую идеологию? Своего сатане и бесам его хватало всего и в преизбытке! Не хватало им того, что они видели своим завистливым оком природного богоравенства! Но единственное, что Бог не может никогда сделать Своим тварям, это уступить им Свое природное место Господа Бога и Творца. А сатана и все его последователи никак не могут смириться со своей сотворенностью и подчиненностью Господу Богу.
Что касается светлых и верных Богу Ангелов, то они действительно называются воинствами небесными. Точное происхождение этого наименования мы не знаем. Возможно, что Бог и Царь Ангелов (Саваоф) изначально задумал ангельские чины в виде воинства Своего. Это красиво, чинно и благородно и вовсе не означает необходимости с кем–либо воевать. Это в нашем земном опыте и сознании воинство всегда связано с необходимостью воевать. Возможно полагать, что верные Богу Ангелы стали именоваться воинством после бунта сатаны и войны, бывшей на духовном небе. Однако при всей практичности подобной идеи я к ней не склоняюсь. Почему? Потому, что уже в начале второй главы первой книги Писания «Бытии» написано: Быт.2,1: «Так совершены небо и земля и все воинство их». Как видим, Писание называет воинством вовсе не боевые подразделения Ангелов и людей приготовленные к войне, а иерархию небесных и земных творений.