Переписка
Письмо-ответ отца Олега Елене Барановой на вопрос: "Как возможно спастись?"
Как возможно спастись? Вот у некоторых людей пламенная вера, горение, мужество совершать подвиги и вести богоугодную жизнь явлены от чрева матери, а у меня, к примеру, этого до сих пор нет. И вера у меня слабая, и лени вагон, и малодушие, и сомнения обуревают и т.д. Ну нет у меня сил жить по заповедям, строго соблюдая всё установленное Церковью... Пробую молиться, но ничего не чувствую. У меня окаменелое сердце... Вот, к примеру, апостол Павел, гнал церковь, а его Господь направил голосом Своим к служению Ему. А почему других людей, которые тоже грешные, Он не вразумляет так, как его? Не достойны? Или Он провидел в нем будущего ревнителя веры? Так значит все уже предрешено, и на таких, как скажем я, Он не будет тратить силы на вразумление, сколько бы я не просила? И почему согрешая от силы лет 80, есть реальная перспектива попасть в ад НАВЕЧНО?! Ведь я и здесь, на земле, страдаю от греховности своей. Ну нет у меня сил и решимости! Я даже не могу выдержать пост. Видимо я грехолюбива, сластолюбива и т.д. Я стараюсь, по мере сил и надеясь на помощь Божью, но вижу только глубину своего падения, и, видимо, впадаю в еще больший грех отчаяния... Читая жития святых, я вижу, что там описывается, что святые люди радовались от молитвы, от мучений и т.д., а у меня этой радости нет. Где ж её взять? Где берется эта пламенность, я ведь тоже её хочу! Я тоже хочу любить Бога всем сердцем и крепостью. Но ничего не чувствую, а только сомневаюсь и ужасаюсь от мысли попасть в ад, но почему-то не настолько, что бы перестать грешить... Что же делать?...
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
Ты задала вопрос «как возможно спастись» не в прямом его смысле, а в том, который выясняется по мере чтения далее тобой написанного. Если подытожить все это написанное, то твой вопрос можно прочитать так: «Как возможно спастись, когда нет ни сил, ни должной веры, ни желания спасаться?» Но ты так просто не захотела вопросить потому, что ответ на такой вопрос очевиден при таком подходе к делу своего спасения человеку никак не спастись. В твоих комментариях видны недоумение, самооправдание, леность, саможаление, зависть к святым подвижникам, укор Господу Богу за существование вечных мучений и кажущуюся несправедливость в Его наказании нераскаянных грешников, ропот и т.п. Но никакие самооправдания и нападки на Божий промысел и суд не помогут человеку. Писание ясно говорит против подобного: Пс.50: «Яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти»?
Против подобных горделиво-оправдательных помыслов полезно читать два места из Писания. Первое находится в книге «Премудрость Соломона». Эту книгу полезно перечитывать всю, но я остановлюсь только на тех изречениях, которые касаются поднятой темы.
Прем.1:
«1 Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его,
2 ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему.
3 Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных.
4 В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху,
5 ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды.
6 Человеколюбивый дух премудрость, но не оставит безнаказанным богохульствующего устами, потому что Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его, и слышатель языка его.
7 Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово.
8 Посему никто, говорящий неправду, не утаится, и не минет его обличающий суд.
9 Ибо будет испытание помыслов нечестивого, и слова его взойдут к Господу в обличение беззаконий его;
10 потому что ухо ревности слышит все, и ропот не скроется.
11 Итак, хранитесь от бесполезного ропота и берегитесь от злоречия языка, ибо и тайное слово не пройдет даром, а клевещущие уста убивают душу.
12 Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших.
13 Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих,
14 ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле.
15 Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть:
16 нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием».
Прем.2:
«1 Неправо умствующие говорили сами в себе: "коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада.
2 Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших дым, и слово искра в движении нашего сердца.
3 Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух;
4 и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших; и жизнь наша пройдет, как след облака, и рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца и отягченный теплотою его.
5 Ибо жизнь наша прохождение тени, и нет нам возврата от смерти: ибо положена печать, и никто не возвращается.
6 Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью;
7 преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни;
8 увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли;
9 никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий.
10 Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца.
11 Сила наша да будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным.
12 Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания;
13 объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа;
14 он пред нами обличение помыслов наших.
15 Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его:
16 он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога.
17 Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его;
18 ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов.
19 Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его;
20 осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нем попечение будет".
21 Так они умствовали, и ошиблись; ибо злоба их ослепила их,
22 и они не познали тайн Божиих, не ожидали воздаяния за святость и не считали достойными награды душ непорочных.
23 Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего;
24 но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его».
Прем.3:
«1 А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их.
2 В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью,
3 и отшествие от нас уничтожением; но они пребывают в мире.
4 Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия.
5 И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его.
6 Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную.
7 Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю.
8 Будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать вовеки.
9 Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его.
10 Нечестивые же, как умствовали, так и понесут наказание за то, что презрели праведного и отступили от Господа.
11 Ибо презирающий мудрость и наставление несчастен, и надежда их суетна, и труды бесплодны, и дела их непотребны.
12 Жены их несмысленны, и дети их злы, проклят род их.
...
15 Плод добрых трудов славен, и корень мудрости неподвижен.
...
19 ... ужасен конец неправедного рода».
Прем.5:
«1 Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его;
2 они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его
3 и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: "это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания.
4 Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною!
5 Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его со святыми?
6 Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас.
7 Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали.
8 Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием?
9 Все это прошло как тень и как молва быстротечная.
...
13 так и мы родились и умерли, и не могли показать никакого знака добродетели, но истощились в беззаконии нашем".
14 Ибо надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый бурею, и как дым, рассеиваемый ветром, и проходит, как память об однодневном госте.
15 А праведники живут вовеки; награда их в Господе, и попечение о них у Вышнего.
16 Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею».
Прем.7:
«15 Только дал бы мне Бог говорить по разумению и достойно мыслить о дарованном, ибо Он есть руководитель к мудрости и исправитель мудрых.
16 Ибо в руке Его и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания.
17 Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий,
18 начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен,
19 круги годов и положение звезд,
20 природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней.
21 Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего.
22 Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый,
23 благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи.
24 Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает.
25 Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее.
26 Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его.
27 Она одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков;
28 ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью.
29 Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше;
30 ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба».
Прем.8:
«3 Она возвышает свое благородство тем, что имеет сожитие с Богом, и Владыка всех возлюбил ее:
4 она таинница ума Божия и избирательница дел Его.
5 Если богатство есть вожделенное приобретение в жизни, то что богаче премудрости, которая все делает?
6 Если же благоразумие делает многое, то какой художник лучше ее?
7 Если кто любит праведность, плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни.
8 Если кто желает большой опытности, мудрость знает давнопрошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнает знамения и чудеса и последствия лет и времен.
9 Посему я рассудил принять ее в сожитие с собою, зная, что она будет мне советницею на доброе и утешеньем в заботах и печали».
Прем.9:
«9 С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими и что право по заповедям Твоим:
10 ниспошли ее от святых небес и от престола славы Твоей ниспошли ее, чтобы она споспешествовала мне в трудах моих, и чтобы я знал, что благоугодно пред Тобою;
11 ибо она все знает и разумеет, и мудро будет руководить меня в делах моих, и сохранит меня в своей славе;
12 и дела мои будут благоприятны, и буду судить народ Твой справедливо, и буду достойным престола отца моего.
13 Ибо какой человек в состоянии познать совет Божий? или кто может уразуметь, что угодно Господу?
14 Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны,
15 ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум.
16 Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах кто исследовал?
17 Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше святаго Твоего Духа?
18 И так исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе,
19 и спаслись премудростью».
Прем.11:
«16 А за неразумные помышления их неправды, по которым они в заблуждении служили бессловесным пресмыкающимся и презренным чудовищам, Ты в наказание наслал на них множество бессловесных животных,
17 чтобы они познали, что, чем кто согрешает, тем и наказывается.
18 Не невозможно было бы для всемогущей руки Твоей, создавшей мир из необразного вещества, наслать на них множество медведей или свирепых львов,
19 или неизвестных новосозданных лютых зверей, или дышащих огненным дыханием, или извергающих клубы дыма, или бросающих из глаз ужасные искры,
20 которые не только повреждением могли истребить их, но и ужасающим видом погубить.
21 Да и без этого они могли погибнуть от одного дуновения, преследуемые правосудием и рассеваемые духом силы Твоей; но Ты все расположил мерою, числом и весом.
22 Ибо великая сила всегда присуща Тебе, и кто противостанет силе мышцы Твоей?
23 Весь мир пред Тобою, как колебание чашки весов, или как капля утренней росы, сходящей на землю.
24 Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния.
25 Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел.
26 И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою?
27 Но Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи».
Прем.12:
«1 Нетленный Твой дух пребывает во всем.
2 Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи.
3 Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей,
4 совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения,
5 и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях,
6 и родителями, убивавшими беспомощные души, Ты восхотел погубить их руками отцов наших,
7 дабы земля, драгоценнейшая всех у Тебя, приняла достойное население чад Божиих.
8 Но и их, как людей, Ты щадил, послав предтечами воинства Твоего шершней, дабы они мало-помалу истребляли их.
9 Хотя не невозможно было Тебе войною покорить нечестивых праведным, или истребить их страшными зверями, или грозным словом в один раз;
10 но Ты, мало-помалу наказывая их, давал место покаянию, зная, однако, что племя их негодное и зло их врожденное, и помышление их не изменится вовеки.
11 Ибо семя их было проклятое от начала, и не из опасения перед кем-либо Ты допускал безнаказанность грехов их.
12 Ибо кто скажет: "что Ты сделал?"- или кто противостанет суду Твоему? и кто обвинит Тебя в погублении народов, которых Ты сотворил? Или какой защитник придет к Тебе с ходатайством за неправедных людей?
13 Ибо, кроме, Тебя нет Бога, который имеет попечение о всех, чтобы доказывать Тебе, что Ты несправедливо судил.
14 Ни царь, ни властелин не в состоянии явиться к Тебе на глаза за тех, которых Ты погубил.
15 Будучи праведен, Ты всем управляешь праведно, почитая не свойственным Твоей силе осудить того, кто не заслуживает наказания.
16 Ибо сила Твоя есть начало правды, и то самое, что Ты господствуешь над всеми, располагает Тебя щадить всех.
17 Силу Твою Ты показываешь не верующим всемогуществу Твоему, и в не признающих Тебя обличаешь дерзость;
18 но, обладая силою, Ты судишь снисходительно и управляешь нами с великою милостью, ибо могущество Твое всегда в Твоей воле.
19 Но такими делами Ты поучал народ Твой, что праведному должно быть человеколюбивым, и внушал сынам Твоим благую надежду, что Ты даешь время покаяния во грехах.
20 Ибо, если врагов сынам Твоим и повинных смерти Ты наказывал с таким снисхождением и пощадою, давая им время и побуждение освободиться от зла,
21 то с каким вниманием Ты судил сынов Твоих, которых отцам Ты дал клятвы и заветы благих обетований!
22 Итак, вразумляя нас, Ты наказываешь врагов наших тысячекратно, дабы мы, когда судим, помышляли о Твоей благости и, когда бываем судимы, ожидали помилования.
23 Посему-то и тех нечестивых, которые проводили жизнь в неразумии, Ты истязал собственными их мерзостями,
24 ибо они очень далеко уклонились на путях заблуждения, обманываясь, подобно неразумным детям, и почитая за богов тех из животных, которые и у врагов были презренными.
25 Посему, как неразумным детям, в посмеяние послал Ты им и наказание.
26 Но, не вразумившись обличительным посмеянием, они испытывали заслуженный суд Божий.
27 Ибо, что они сами терпели с досадою, то же увидев на тех, которых считали богами и чрез которых были наказываемы, они познали Бога истинного, Которого прежде отрекались знать;
28 посему и пришло на них окончательное осуждение».
Прем.13:
«1 Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника,
2 а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила.
3 Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их.
4 А если удивлялись силе и действию их, то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их;
5 ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их.
6 Впрочем, они меньше заслуживают порицания, ибо заблуждаются, может быть, ища Бога и желая найти Его:
7 потому что, обращаясь к делам Его, они исследывают и убеждаются зрением, что все видимое прекрасно.
8 Но и они неизвинительны:
9 если они столько могли разуметь, что в состоянии были исследывать временный мир, то почему они тотчас не обрели Господа его?
10 Но более жалки те, и надежды их на бездушных, которые называют богами дела рук человеческих, золото и серебро, изделия художества, изображения животных, или негодный камень, дело давней руки.
11 Или какой-либо древодел, вырубив годное дерево, искусно снял с него всю кору и, обделав красиво, устроил из него сосуд, полезный к употреблению в жизни,
12 а обрезки от работы употребил на приготовление пищи и насытился;
13 один же из обрезков, ни к чему не годный, дерево кривое и сучковатое, взяв, старательно округлил на досуге и, с опытностью знатока обделав его, уподобил его образу человека,
14 или сделал подобным какому-нибудь низкому животному, намазал суриком и покрыл краскою поверхность его, и закрасил в нем всякий недостаток,
15 и, устроив для него достойное его место, повесил его на стене, укрепив железом.
16 Итак, чтобы произведение его не упало, он наперед озаботился, зная, что оно само себе помочь не может, ибо это кумир и имеет нужду в помощи.
17 Молясь же пред ним о своих стяжаниях, о браке и о детях, он не стыдится говорить бездушному,
18 и о здоровье взывает к немощному, о жизни просит мертвое, о помощи умоляет совершенно неспособное, о путешествии не могущее ступить,
19 о прибытке, о ремесле и об успехе рук совсем не могущее делать руками, о силе просит самое бессильное».
Прем.14:
«7 Благословенно дерево, чрез которое бывает правда!
8 А это рукотворенное проклято и само, и сделавший его за то, что сделал; а это тленное названо богом.
9 Ибо равно ненавистны Богу и нечестивец и нечестие его;
10 и сделанное вместе со сделавшим будет наказано.
11 Посему и на идолов языческих будет суд, так как они среди создания Божия сделались мерзостью, соблазном душ человеческих и сетью ногам неразумных.
12 Ибо вымысл идолов начало блуда, и изобретение их растление жизни.
13 Не было их вначале, и не вовеки они будут.
14 Они вошли в мир по человеческому тщеславию, и потому близкий сужден им конец».
Прем.15:
«1 Но Ты, Бог наш, благ и истинен, долготерпив и управляешь всем милостиво.
2 Если мы и согрешаем, мы Твои, признающие власть Твою; но мы не будем грешить, зная, что мы признаны Твоими.
3 Знать Тебя есть полная праведность, и признавать власть Твою корень бессмертия».
Прем.16:
«10 А сынов Твоих не одолели и зубы ядовитых змиев, ибо милость Твоя пришла на помощь и исцелила их.
11 Хотя они и были уязвляемы в напоминание им слов Твоих, но скоро были и исцеляемы, дабы, впав в глубокое забвение оных, не лишились Твоего благодеяния.
12 Не трава и не пластырь врачевали их, но Твое, Господи, всеисцеляющее слово.
13 Ты имеешь власть жизни и смерти и низводишь до врат ада и возводишь.
14 Человек по злобе своей убивает, но не может возвратить исшедшего духа и не может призвать взятой души.
15 А Твоей руки невозможно избежать,
16 ибо нечестивые, отрекшиеся познать Тебя, наказаны силою мышцы Твоей, быв преследуемы необыкновенными дождями, градами и неотвратимыми бурями и истребляемы огнем.
17 Но самое чудное было то, что огонь сильнее оказывал действие в воде, все погашающей, ибо самый мир есть поборник за праведных.
18 Иногда пламя укрощалось, чтобы не сжечь животных, посланных на нечестивых, и чтобы они, видя это, познали, что преследуются судом Божиим.
19 А иногда и среди воды жгло сильнее огня, дабы истребить произведения земли неправедной.
20 Вместо того народ Твой Ты питал пищею ангельскою и послал им, нетрудящимся, с неба готовый хлеб, имевший всякую приятность по вкусу каждого.
21 Ибо свойство пищи Твоей показывало Твою любовь к детям и в удовлетворение желания вкушающего изменялось по вкусу каждого.
22 А снег и лед выдерживали огонь и не таяли, дабы они знали, что огонь, горящий в граде и блистающий в дождях, истреблял плоды врагов.
23 Но тот же огонь, дабы напитались праведные, терял свою силу.
24 Ибо тварь, служа Тебе, Творцу, устремляется к наказанию нечестивых и утихает для благодеяния верующим в Тебя.
25 Посему и тогда она, изменяясь во всё, повиновалась Твоей благодати, питающей всех, по желанию нуждающихся,
26 дабы сыны Твои, которых Ты, Господи, возлюбил, познали, что не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя.
27 Ибо неповреждаемое огнем, будучи согреваемо слабым солнечным лучом, тотчас растаявало,
28 дабы известно было, что должно предупреждать солнце благодарением Тебе и обращаться к Тебе на восток света.
29 Ибо надежда неблагодарного растает, как зимний иней, и выльется, как негодная вода».
Прем.17:
«1 Велики и непостижимы суды Твои, посему ненаученные души впали в заблуждение.
2 Ибо беззаконные, которые задумали угнетать святой народ, узники тьмы и пленники долгой ночи, затворившись в домах, скрывались от вечного Промысла.
3 Думая укрыться в тайных грехах, они, под темным покровом забвения, рассеялись, сильно устрашаемые и смущаемые призраками,
4 ибо и самое потаенное место, заключавшее их, не спасало их от страха, но страшные звуки вокруг них приводили их в смущение, и являлись свирепые чудовища со страшными лицами.
5 И никакая сила огня не могла озарить, ни яркий блеск звезд не в состоянии был осветить этой мрачной ночи.
6 Являлись им только сами собою горящие костры, полные ужаса, и они, страшась невидимого призрака, представляли себе видимое еще худшим.
7 Пали обольщения волшебного искусства, и хвастовство мудростью подверглось посмеянию,
8 ибо обещавшиеся отогнать от страдавшей души ужасы и страхи, сами страдали позорною боязливостью.
9 И хотя никакие устрашения не тревожили их, но, преследуемые брожениями ядовитых зверей и свистами пресмыкающихся, они исчезали от страха, боясь взглянуть даже на воздух, от которого никуда нельзя убежать,
10 ибо осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы.
11 Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка.
12 Чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение.
13 И они в эту истинно невыносимую и из глубин нестерпимого ада исшедшую ночь, располагаясь заснуть обыкновенным сном,
14 то были тревожимы страшными призраками, то расслабляемы душевным унынием, ибо находил на них внезапный и неожиданный страх.
15 Итак, где кто тогда был застигнут, делался пленником и заключаем был в эту темницу без оков.
16 Был ли то земледелец или пастух, или занимающийся работами в пустыне, всякий, быв застигнут, подвергался этой неизбежной судьбе,
17 ибо все были связаны одними неразрешимыми узами тьмы. Свищущий ли ветер, или среди густых ветвей сладкозвучный голос птиц, или сила быстро текущей воды, или сильный треск низвергающихся камней,
18 или незримое бегание скачущих животных, или голос ревущих свирепейших зверей, или отдающееся из горных углублений эхо, все это, ужасая их, повергало в расслабление.
19 Ибо весь мир был освещаем ясным светом и занимался беспрепятственно делами;
20 а над ними одними была распростерта тяжелая ночь, образ тьмы, имевшей некогда объять их; но сами для себя они были тягостнее тьмы».
Второе полезное место находится в третьей книге Ездры.
3 Ездр.7
«11 Для них Я сотворил век; но когда Адам нарушил Мои постановления, определено быть тому, что сделано.
12 И сделались входы века сего тесными, болезненными, утомительными, также узкими, лукавыми, исполненными бедствий и требующими великого труда.
13 А входы будущего века пространны, безопасны, и приносят плод бессмертия.
14 Итак, если входящие, которые живут, не войдут в это тесное и бедственное, они не могут получить, что уготовано.
15 Зачем же смущаешься, когда ты тленен, и что мятешься, когда смертен?
16 Зачем не принял ты в сердце твоем того, что будущее, а принял то, что в настоящем?
17 Я отвечал и сказал: Владыко Господи! вот, Ты определил законом Твоим, что праведники наследуют это, а грешники погибнут.
18 Праведники потерпят тесноту, надеясь пространного, а нечестиво жившие, хотя потерпели тесноту, не увидят пространного.
19 И Он сказал мне: нет судии выше Бога, нет разумеющего более Всевышнего.
20 Погибают многие в этой жизни, потому что нерадят о предложенном им законе Божием.
21 Ибо строго повелел Бог приходящим, когда они пришли, что делая, они будут живы, и что соблюдая, не будут наказаны.
22 А они не послушались и воспротивились Ему, утвердили в себе помышление суетное.
23 Увлеклись греховными обольщениями, сказали о Всевышнем, что Его нет, не познали путей Его,
24 презрели закон Его, отвергли обетования Его, не имели веры к обрядовым установлениям Его, не совершали дел Его.
25 И потому, Ездра, пустым пустое, а полным полное.
...
42 Он отвечал мне и сказал: настоящий век не есть конец; славы в нем часто не бывает, потому молились за немощных.
43 День же суда будет концом времени сего и началом времени будущего бессмертия, когда пройдет тление,
44 прекратится невоздержание, пресечется неверие, а возрастет правда, воссияет истина.
45 Тогда никто не возможет спасти погибшего, ни погубить победившего.
46 Я отвечал и сказал: вот мое слово первое и последнее: лучше было не давать земли Адаму, или, когда уже дана, удержать его, чтобы не согрешил.
47 Что пользы людям в настоящем веке жить в печали, а по смерти ожидать наказания?
48 О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим.
49 Что пользы нам, если нам обещано бессмертное время, а мы делали смертные дела?
50 Нам предсказана вечная надежда, а мы, непотребные, сделались суетными.
51 Нам уготованы жилища здоровья и покоя, а мы жили худо;
52 уготована слава Всевышнего, чтобы покрыть тех, которые жили кротко, а мы ходили по путям злым.
53 Показан будет рай, плод которого пребывает нетленным и в котором покой и врачевство;
54 но мы не войдем в него, потому что обращались в местах неплодных.
55 Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание, а наши лица чернее тьмы.
56 Мы не помышляли в жизни, когда делали беззаконие, что по смерти будем страдать.
57 Он отвечал и сказал: это помышление о борьбе, которую должен вести на земле родившийся человек,
58 чтобы, если будет побежден, потерпеть то, о чем ты сказал, а если победит, получить то, о чем Я говорю.
59 Это та жизнь, о которой сказал Моисей, когда жил, к народу, говоря: "избери себе жизнь, чтобы жить".
60 Но они не поверили ему, ни пророкам после него, ни Мне, говорившему к ним,
61 что не будет скорби о погибели их, как будет радость о тех, которым уготовано спасение.
62 Я отвечал и сказал: знаю, Господи, что Всевышний называется милосердым, потому что помилует тех, которые еще не пришли в мир,
63 и милует тех, которые провождают жизнь в законе Его.
64 Он долготерпелив, ибо оказывает долготерпение к согрешившим, как к Своему творению.
65 Он щедр, ибо готов давать по надобности,
66 и многомилостив, ибо умножает милости Свои к живущим ныне и к жившим и к тем, которые будут жить.
67 Ибо, если бы не умножал Он Своих милостей, то не мог бы век продолжать жить с теми, которые обитают в нем.
68 Он подает дары; ибо если бы не даровал по благости Своей, да облегчатся совершившие нечестие от своих беззаконий, то не могла бы оставаться в живых десятитысячная часть людей.
69 Он судия, и если бы не прощал тех, которые сотворены словом Его, и не истребил множества преступлений,
70 может быть, из бесчисленного множества остались бы только весьма немногие».
3 Ездр.8:
«1 Он отвечал мне и сказал: этот век Всевышний сотворил для многих, а будущий для немногих.
2 Скажу тебе, Ездра, подобие. Как если спросишь землю, она скажет тебе, что дает очень много вещества, из которого делаются глиняные вещи, а не много праха, из которого бывает золото, так и дела настоящего века.
3 Многие сотворены, но немногие спасутся.
4 Я отвечал и сказал: душа! пожри смысл и поглоти мудрость.
5 Ибо ты обещала слушать, и пожелала пророчествовать, а тебе дано время только, чтобы жить.
...
38 Ибо истинно не помышляю Я о делах тех созданий, которые согрешили, прежде смерти, прежде суда, прежде погибели;
39 но услаждаюсь подвигами праведных, и воспоминаю, как они странствовали, как спасались и старались заслужить награду.
40 Как сказал Я, так и есть.
41 Как земледелец сеет на земле многие семена и садит многие растения, но не все посеянное сохранится со временем, и не все посаженное укоренится, так и те, которые посеяны в веке сем, не все спасутся.
...
50 Многие и горестные бедствия постигнут тех, которые населяют век, в последнее время, потому что они ходили в великой гордыне.
51 А ты заботься о себе, и подобным тебе ищи славы;
52 ибо вам открыт рай, насаждено древо жизни, предназначено будущее время, готово изобилие, построен город, приготовлен покой, совершенная благость и совершенная премудрость.
53 Корень зла запечатан от вас, немощь и тля сокрыты от вас, и растление бежит в ад в забвение.
54 Прошли болезни, и в конце показалось сокровище бессмертия.
55 Не старайся более испытывать о множестве погибающих.
56 Ибо они, получив свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли закон Его и оставили пути Его,
57 а еще и праведных Его попрали,
58 и говорили в сердце своем: "нет Бога", хотя и знали, что они смертны.
59 Как вас ожидает то, о чем сказано прежде, так и их жажда и мучение, которые приготовлены. Бог не хотел погубить человека,
60 но сами сотворенные обесславили имя Того, Кто сотворил их, и были неблагодарными к Тому, Кто предуготовил им жизнь.
61 Посему суд Мой ныне приближается,
62 о чем Я не всем открыл, а только тебе и немногим, тебе подобным».
3 Ездр.9:
«9 Тогда пожалеют отступившие ныне от путей Моих, и отвергшие их с презрением пребудут в муках.
10 Те, которые не познали Меня, получая при жизни благодеяния,
11 и возгнушались законом Моим, не уразумели его, но презрели, когда еще имели свободу и когда еще отверсто было им место для покаяния,
12 те познают Меня по смерти в мучении.
13 Ты не любопытствуй более, как нечестивые будут мучиться, но исследуй, как спасутся праведные, которым принадлежит век и ради которых век, и когда.
14 Я отвечал и сказал:
15 я прежде говорил, и теперь говорю, и после буду говорить, что больше тех, которые погибнут, нежели тех, которые спасутся, как волна больше капли.
16 Он отвечал мне и сказал:
17 какова нива, таковы и семена; каковы цветы, таковы и краски; каков делатель, таково и дело; каков земледелец, таково и возделывание; ибо то было время века.
18 Когда Я уготовлял век, прежде нежели он был, для обитания тех, которые живут ныне в нем, никто Мне не противоречил.
19 А ныне, когда век сей был создан, нравы сотворенных повредились при неоскудевающей жатве, при неисследимом законе.
20 И рассмотрел Я век, и вот, оказалась опасность от замыслов, которые появились в нем.
21 Я увидел и пощадил его, и сохранил для Себя одну ягоду из виноградной кисти и одно насаждение из множества.
22 Пусть погибнет множество, которое напрасно родилось, и сохранится ягода Моя и насаждение Мое, которое Я вырастил с большим трудом».
Для чего я сделал такие длинные выписки из Писания? Ведь я мог просто отослать читателя к этим местам Писания, указав лишь ссылки на них. Сделал я это из-за немощей людей, т.е. из-за их младенчества в духовных вопросах. Ведь и заботливые родители не отсылают своего младенца на кухню одного, но сами подают ему соответствующую еду, садятся с ним за стол и кормят его с ложечки своими руками. Вот и я сам как бы кормлю вас с ложечки, чтобы вы приняли приготовленную Духом Божьим пищу духовную, т.е. вдумчиво и со вниманием прочитали бы выбранные мной места из Писания. Если ты потрудилась внимательно прочесть все то, что я подобрал, то на многие свои вопросы должна была получить ответы. Главное же состоит в том, что ты получила правильное настроение своего духа и своей воли. Теперь осталось конкретно пройтись по твоим размышлениям, с учетом современности.
Так ты пишешь: «Вот у некоторых людей пламенная вера, горение, мужество совершать подвиги и вести богоугодную жизнь явлены от чрева матери, а у меня, к примеру, этого до сих пор нет». На это я вопрошу тебя: а почему у тебя этого нет до сих пор? Противопоставив отсутствие этого у себя присутствию этого у святых людей, ты невольно высказала свой укор Господу Богу за то, что им Он дал это, причем от чрева матери (т.е. как бы без их заслуг), а тебе не дал. Выходит по-твоему, что Бог повинен в твоем непреуспеянии. Однако это ложь и обольщение твое. Во всем виновата только ты сама. А так хочется, ложно жалея себя, свалить свою вину на других. Но у Бога нет неправды. Нет у Него и лицеприятия, чтобы одного человека погубить, а другого спасти. Он не хочет погибели ни одного человека и все сделал для спасения всех людей и каждого человека. Если какой-то человек погибает, то лишь по своему произволению и по своей вине. Пойми, что Бог не требует от человека невозможного и не возлагает бремени неподъемного. Все Его заповеди и требования к нам не только справедливы, но вполне достижимы и исполнимы для каждого человека. Вот почему Он за неисполнение, уклонение от исполнения или плохое исполнение угрожает нам вечными мучениями. Святые люди, совершая свое спасение и угождая Богу, тем самым обличали и ныне обличают других живущих людей в их нежелании спасаться и нерадении в деле своего спасения. Они смогли потому, что по-настоящему захотели. Ты же не хочешь по-настоящему, от всего сердца и потому не можешь!
Далее ты пишешь: «И вера у меня слабая, и лени вагон, и малодушие, и сомнения обуревают и т.д. Ну нет у меня сил жить по заповедям, строго соблюдая всё установленное Церковью... Пробую молиться, но ничего не чувствую. У меня окаменелое сердце...». Возможно это отражает реальность твоего состояния, но преподнесено это исповедание не как покаянная исповедь во грехах, а как оправдание себя. «Ну нет у меня сил жить по заповедям, строго соблюдая всё установленное Церковью» это девиз твоей жизни и главная линия твоего отношения к Богу и Его постановлениям. Спрошу я тебя: «А почему у тебя нет сил на то, для чего ты и пришла в этот мир? Разве Бог требует от тебя непосильного или не дает сил исполнить то, что Он от тебя требует в своих заповедях»? Если это было бы так, то почему именно тебе Бог не дает силы на дело спасения, но строго требует от тебя его исполнения? Бывает, что Бог не дает человеку чего-то необходимого для его спасения. Но не дает Он не потому, что не хочет или не готов дать, а потому что видит человека не готовым принять или сохранить Его дар на пользу себе и во спасение.
Далее ты пишешь: «Пробую молиться, но ничего не чувствую. У меня окаменелое сердце...». Насчет окаменелости твоего сердца ты права, ибо это так и есть на самом деле. Причем это не твоя личная особенность, а приобретенное падением человеческой природы погибельное свойство или качество, имеющее место в каждом рожденном человеке (исключая Христа, Богородицу и Иоанна Богослова). Но это злое качество вполне преодолимо благодатью покаяния и молитвами именем Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему, кто не выходит из окаменелого нечувствия, тот виноват в этом сам. Пробуют пишу при ее приготовлении, а не молитву. Молитву должно творить, а не пробовать, и творить от всей души, от всего сердца, от всего помышления и всей крепости своей! Молитва это не просто и не только способ прошения чего-то нужного у Бога, не только славословие Бога и выражение благодарения Ему за все Его безчисленные милости и благодеяния. Молитва это не только мать всех добродетелей и орудие нашего очищения. Молитва это не только наша смиренная беседа с Богом и способ богообшения. Молитва это наша устремленность от нашей автономии к Богу спасающему, Источнику нашей жизни и всякого блага! Это поиск Его и утверждения в Нем! Это проникновение в Него и познание Его! Молитва это наше дыхание и способ нашей жизни! Это непрерывающаяся связь с Источником Бытия и Творцом всего сущаго Богом! Я уж умолчу о ее прикладном для нас значении, защите от бесов и т.п. Как же можно жить без молитвы? Без призывания имени Бога и Спасителя нашего? Без жажды к молитве, правде и чистоте?
Окамененное нечувствие сердца это печальное общечеловеческое наследие падения нашей природы. Но Господь Бог даровал нам чудесные средства к умягчению нашего сердца молитву именем Иисуса Христа и плач о нашем окаянстве, бедственном состоянии, скорбной участи, немощи, подвластности бесам и греху. Исполняя заповеди Христовы и призывая имя Его, любой человек может не только умягчить свое сердце и стяжать плач духовный, но и достичь благодатного богоподобия, стать богом по благодати!
Далее ты пишешь: «Вот, к примеру, апостол Павел, гнал церковь, а его Господь направил голосом Своим к служению Ему. А почему других людей, которые тоже грешные, Он не вразумляет так, как его? Не достойны? Или Он провидел в нем будущего ревнителя веры? Так значит все уже предрешено, и на таких, как скажем я, Он не будет тратить силы на вразумление, сколько бы я не просила?»
Очевидно, что здесь тобой двигала скрытая зависть к Апостолу Павлу (его удаче в отношениях с Богом) и твое саможаление, сообщающее тебе желание быть с Богом, но без всякого труда и скорбности с твоей стороны. Вместе с этим у тебя получилась неосознанная укоризна к Господу Богу в твоих словах: «А почему других людей, которые тоже грешные, Он не вразумляет так, как его?» Как ты, немощная тварь, дерзаешь предъявлять Богу свои претензии? Разве ты умнее Его или сильнее? А если Он несравненно умнее и сильнее тебя, то почему ты не оставляешь за Ним Его право решать и поступать с Его творениями по Его усмотрению и хотению? Мы из откровений Божьих знаем о Нем, что Он все совершенно знает и все наперед провидит. Это Его естественное и неотъемлемое свойство, которое Он использует в Своем промышлении о тварях.
Можно было бы просто заградить твои дерзкие уста словами того же Апостола Павла:
Рим.9:
«11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?"
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?»
Но я отвечу тебе на пользу многим людям подробно о пути греха в нас и о наших путях выхода из него.
Вернемся к Савлу. Именно Савл гнал Церковь, а не Апостол Павел. Он стал Павлом во Христе после примирения с Ним, после возрождения свыше в купели крещения. Почему Господь обратил Савла из Тарса? Посмотрим на историю его обращения. Савл был горячим, т.е. ревностным, в том, что считал истинным и богоугодным. С детства он был научен закону Моисея и прочему из веры иудейской, зная, что она происходит от истинного Бога. Про уклонения религиозной верхушки он не знал и не думал, но ревновал о вере отцов, зная, что с Моисеем говорил Бог. Он не был безбожником, обрядовером, лицемером, притворщиком в вере. Он не искал от веры земной корысти. Он ревновал о вере истинной и о Боге, как ему доносила его вера. Он не был безразличным и холодным к правой вере, но ревновал. Он не знал, что его обманули среди правды и солгали среди истины. Христос своим служением стал в оппозицию не вере и Моисею, а уклонившимся от правого исповедания и понимания первосвященникам, книжникам, законникам, саддукеям и фарисеям. Но эти слепые и лицемерные лидеры и вожди выставили Его еретиком, богохульником, слугой Веельзевула, противником закона и Моисея. Юноша Савл так и воспринял Христа, Его учение и Его учеников и последователей. Он ошибочно верил, что они не от Бога, против Бога и есть разрушители правой веры и благочестия. Не удивительно, что он при его ревности стал решительно ради Бога (как он полагал) гнать Христа, Церковь Его и христиан. Но поскольку делал он это не по злобе, а по неведению и непониманию, будучи обманутым, а также ревновал о Боге, а не о себе или чем-то земном, то он дал Богу право и возможность образумить и исправить его. Исправить нужно было лишь направление, а не качества Савла. Но в этом Своем выборе Савла Господь показал Свое промышление о Церкви, а не только о самом Савле. Савл был активным гонителем Церкви, и его обращение служило лучшей ее защитой. Но дело не заканчивалось защитой. Бог провидел, что этот человек с такой же, а то и с большей ревностью послужит делу благовествования Христа и Евангелия Царства. Лучшего кандидата в Апостолы для язычников и в столпы Церкви, чем обращенный Савл, просто не было. Мог ли Бог обратить искреннего юношу Савла раньше, задолго до того, как он стал гонителем Церкви? Конечно мог. Но ранее исправление Савла было не выгодно для Церкви.
Во-первых, не было бы эффекта от обращения гонителя в ревностного последователя и яркого лидера растущей Церкви:
Гал.1:
«22 Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен,
23 а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял,
24 и прославляли за меня Бога».
Во-вторых, место гонителя занял бы необратимый человек, со всеми вытекающими последствиями. Есть еще много и другого в промышлении о Савле, ставшем Павлом, о чем знает лишь один Бог и не знаем мы.
Вывод:
Савл был не произвольным грешником, а благочестивым юношей, неправильно сориентированным в вере вождями иудейскими. Он ревновал о Боге и вере Божьей, хотя и ошибался по неведению в приложении веры к жизни. Вот почему нельзя его сравнивать с грешниками, которые ленятся подвизаться о своем спасении и о славе Бога или которые произвольно грешат, удовлетворяя своим страстям и похотям. Уже этого достаточно, чтобы не сравнивать его с подобными грешниками. Он не скрыл свой грех, и сам пред всем миром и на все века осудил себя за допущенные по неведению действия:
1Кор.15:
«8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию».
Гал.1:
«13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий».
Бог избрал Савла=Павла от утробы матери, как Он избрал Предтечу Иоанна, Иоанна Богослова и некоторых других святых:
Гал.1:
«15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью».
Вот почему к нему не приложимы рассуждения, подходящие к простым людям. Бог избрал его от чрева матери, но попустил в Своих видах до времени заблуждаться. Он призвал его Своей благодатью в самое полезное для Церкви и для него самого время когда он из ложной ревности гнал Церковь Божию. Таких сильных духом и преданных Богу людей, как Апостол Павел, всегда было мало, но он есть единственный и неповторимый вообще. Святитель Иоанн Златоуст писал одному человеку, который ссылался на пример Павла: «Покажи мне второго Павла». И действительно за всю историю мы не видим второго такого человека, который бы так славно послужил Богу и так много сделал для Церкви и спасения людей. Бог призвал его Своей благодатью в особенной обстановке и после этого открыл в нем Сына Своего, чтобы, познав Его в себе, он благовествовал Его язычникам. Есть великая разница между благовествованием Христа тем человеком, который Его открыл и познал в себе, и тем человеком, который благовествует Христа, не зная Его, но много зная о Нем понаслышке или начитанности своей. Павел знал Кого он проповедует!
Обращение Савла удивительно не только чудесной обстановкой, явленной для него Господом Иисусом Христом, но и его реакцией на явление ему Христа. Ведь обращая Савла, Господь обещал ему только страдания:
Деян.9:
«15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.
16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое».
При чтении о чудесном превращении гонителя Савла в Апостола Павла может возникнуть мысль, что подобное обращение легко сделать каждому человеку. Но это ложная, прелестная и опасная мысль. На самом деле тяжело обратиться не только гонителю Христа, но и случайному прохожему. Савл был уверен, что, гоня христиан, он служит Богу и творит угодное Ему! Само личное явление Христа какому-то человеку, предстояние пред Ним и беседа с Ним не гарантирует обращение этого человека ко Христу. Мы видим, что Христос предстоял пред Анной, Каиафой, Пилатом и Иродом и говорил с ними, но это никого из них не только не обратило, но сделало повинным тяжким грехам: издевательствам над Христом Богом и соучастию в Его убийстве. Ты возразишь мне, что Господь не осиявал их небесным светом, как это было в случае с Савлом. На это я напомню тебе, что Бог лучше знает, что делать. Если бы Он и перечисленных выше злодеев осиял бы небесным светом, они все равно остались бы необратимыми, но степень их без того тяжкого мучения увеличилась бы. Но что говорить о явных врагах и ненавистниках Христа? Обратимся к Его ученикам и Апостолам. Разве Апостол Петр кроме безчисленных чудес Христа не видел Его дивный Божественный свет на Фаворе? Но разве это помогло ему удержаться от троекратного отвержения Христа? Но лучше всего противопоставить Апостолу Павлу бывшего Апостола Иуду Искариотского.
Разве можно сравнить минутное явление Христа Савлу на пути в Дамаск с тем, что сделал Христос Иуде? Он избрал его, ввел в число двенадцати Апостолов, даровал дары исцелений и изгнания бесов и общественную кассу. Иуда часто лицезрел Христа, слушал Его Божественные речи и видел дивные дела и чудеса. Но все это не удержало его от предательства Христа, от извержения из числа Апостолов Христа и вечной погибели! Но посмотри, как было у Савла:
Деян.9:
«3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать».
Мы видим, что Господь сказал всего три фразы, а Савл всего две. Первая его фраза была вопросом для выяснения с Кем он имеет дело: «Кто Ты, Господи»? Он не сомневался, что имеет дело с Кем-то великим и божественным. После получения ответа, что он имеет дело с Иисусом, которого он гонит, Савл говорит дивные слова: «Господи, что повелишь мне делать?»! Для меня во всем этом случае эти слова являются самым большим чудом! Для Господа явиться и осветить светом не есть чудо, но чтобы гонителю Христа от одного объявления имени явившегося Христа явить такую веру, преданность, готовность к послушанию и служению это воистину есть чудо из чудес. Думаешь, легко принять Христа и сразу послушаться Его? Это трудно сделать даже Его святым служителям и расположенным к Нему людям. Приведу всего два примера. Первый из книги Деяний:
Деян.9:
«10 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.
11 Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,
12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.
13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;
14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.
15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.
16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.
17 Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа».
Мы видим, что святой муж Анания не сразу принял повеление Христа, но сперва высказал свое недоумение. Господу пришлось снисходительно повторить повеление «иди» и объяснить Анании Свой промысел о Савле. Подобное было и у меня при первом явлении мне Христа во время моего обращения к истинной православной вере. Я был в великой обращающей благодати и восхищении от чтения книг Нового Завета. Однако когда Господь повелел мне следовать за Ним, я вдруг стал говорить Ему: «А как же мама и работа»? Почему я не смог сказать Господу, как Савл: «Господи! Что повелишь мне делать?» или «Господи! Буди воля Твоя»?
Итак, Если Господь не соизволяет придти к тебе явным образом и осиять тебя светом, как Савла, значит, так для тебя лучше. Значит, Его явление ничего тебе полезного не дало бы, но ответственность возросла бы многократно. К тому же Господь не лишает тебя обетованного Им блаженства тем, кто уверует в Него, не видя Его: Ин.20,29: «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».
Теперь рассмотрим твое рассуждение насчет кажущейся тебе несправедливости и несоразмерности между короткой жизнью грешного человека и его вечными мучениями за нее. Ставя вопрос так, ты весьма заблуждаешься, ибо непостижимое и объемное Божие загоняешь в неподходящие для него примитивные и плоские рамки. В такой постановке вопроса ты «превращаешь» Господа Бога в простого земного человека с профессией судьи. Ты мыслишь узко, по-плотски и по-земному, сравнивая божественное правосудие с человеческой юриспруденцией, а правду Божию с Римским правом. На земле конечный человек конкретным ограниченным образом может согрешить перед какими-то людьми или обществом людей, страной, государством, народом и в самом крайнем случае против всего человечества. Соответственно нарушению установленного закона он объявляется преступником, арестовывается, подвергается следствию, суду и подвергается принудительному наказанию в виде лишения свободы или смертной казни. Смертная казнь (за редкими исключениями) ставит душу казненного преступника в опасное положение быть немедленно отправленным во ад на мучения до Страшного Суда, а после него навечно! Любой срок заключения, включая пожизненный, дает человеку возможность покаяться, обратиться к Спасающему Богу и спасти свою душу в вечности.
Сравнивая земное наказание с небесным, ты смотришь только на соотношение между мерой греха и мерой наказания. В таком случае мысленно увеличивая греходелание условного человека до 80-100 лет, ты требуешь и пропорционального этому сроку греходелания срок заключения в аду. Вечное наказание в мучениях ада за краткую земную жизнь тебе кажется чрезмерным, жестоким и несправедливым. Но твой подход ошибочен в самом корне. Нельзя сравнивать земное и небесное, Божье и человеческое, святое и грешное. Пойми разницу того, против кого соделан осужденным человеком грех или грехи! Одно дело - когда грехи соделываются против конечных людей, почему в наказание за них применяются конечные меры. Совсем другое дело - когда грехи соделываются против безконечного Бога и безконечного Святого Неба. Вот почему такие грехи по правде Божией требуют безконечного (т.е. вечного) наказания. Понимаю, что это разъяснение тоже не совсем удовлетворяет тебя. Ты хочешь понять логику Бога в Его наказании нас. Но понять Бога и Его действия нам невозможно, ибо мы не только безконечно несопоставимы с Ним, но и пребываем в совершенно разном положении. Мы меряем только от себя, для себя и своим известным нам. Божье мы не знаем, не ведаем, не понимаем и понять не можем, кроме того, что Богу будет угодно донести до нас на нашем уровне. Вот почему Господу Иисусу в беседах с людьми приходилось часто прибегать к подобиям, образам и притчам.
Пойми то, что Господь Бог не подходит к оценке человеческих грехов с позиций Римского права или человеческих мерок и оценок. Мы и близко не можем представить то, чем является пред Богом один наш грех. Даже самый малый! Даже тень греховного помысла! Этого нельзя понять от чтения или слушания самых искусных речей самого духовного человека. Но это можно понять при опытном сравнении ощутимого тобой неизреченного и славного Бога и твоего самого малого греха. Когда ты хоть раз в жизни хоть сколько-нибудь ощутишь присутствие Господа Бога, то сразу невольно сравнишь Его с собой и увидишь весь ужас и всю неизреченную мерзость твоего греха пред Ним. Ты будешь рыдать и терзаться от нашедшего на тебя ужаса от открывшегося и переживаемого тобой сопоставления несопоставимого Его величия и славы и твоего ничтожества. Тогда ты сама увидишь, как страшно согрешить против Этой Живой, Всеславной, Всесовершенной и Безграничной во всех смыслах Личности Бога! Тогда тебе не нужно будет доказывать, что любой грех против Этой Чистейшей и Славнейшей Личности требует вечного наказания для согрешившей твари! Тогда ты поймешь и то, что покаяние, дарованное нам Богом (как и время на его принесение) есть неоценимый Его нам дар и Величайшее чудо из чудес! Ты (говорю это из своего опыта), лежа ниц перед Его величием, ничего не сможешь сказать Богу, кроме: «Господи, мне так стыдно! Рассотвори меня, если это возможно! Буди на все воля Твоя»!
Но Господь Бог снисходит дальше твоей немощи и объясняет тебе, что Он не только за то отсылает согрешившего против Него человека на вечные мучения, что соизмеряет его нераскаянный грех и Себя, но и потому, что не может допустить сотворенную этим человеком порчу (заразную болезнь, гниль, нечистоту, уродство, злосмрадие, смертоносность и т.д.) в Его блаженное Царство и вечность. Бог не может поставить спасенных людей и святых Ангелов под угрозу и опасность повторения того, что мы уже проходим после грехопадения части Ангелов и рода человеческого! Злобе нельзя давать свободное бытие и развитие, ибо она ненасытима! Итак, все дело в неподходящем качестве тварей, которые сами настолько изуродовали себя безбожием и противобожием, что стали неспособны для пребывания с Богом и в блаженных условиях Его вечного мироздания. Нет им другого места, кроме выбранной ими самими вечной изоляции!
Убойся же губящего и уродующего тебя греха! Убойся порчи греховной, делающей тебя негодной для вечности! Цени Божий дар покаяния! Цени Богом данное время земной жизни, которое дано только на покаяние! Не оправдывай себя ложно немощью, безсилием и неспособностью! Преодолей страхом нежелание и леность к спасительным делам! Возревнуй о своем вечном благе и спасении! Устремись к Богу через покаяние и молитву! Вставай всякий раз, когда грех или немощь подкосит тебя или запнет, и начинай все с начала! Не отчаивайся, не оставляй узкий, тесный, многоскорбный, но спасительный, блаженный и сладостный путь следования за Христом! Не сбрасывай с себя свой крест! Он посильный, и Бог помогает нести Его тебе! Возлюби имя Божье и моление им, как дивное и спасительное чудо Божие, паче чаяния дарованное нам! Трудись, терпи, ползи, корячься, вой от боли и скорби, но не оставляй дело спасения твоей души! Для тебя после Бога нет ничего дороже твоей души! Помни же слова Твоего Спасителя Бога о важности и достоинстве души:
Мф.16:
«25 ибо кто хочет душу свою сберечь (живя в лености, плотоугодии и грехах), тот потеряет ее (тем, что попадет в места вечных мучений), а кто потеряет душу свою ради Меня (т.е. откажется от грехолюбия, ставшего душой т.е. смыслом грешной жизни падшего человека), тот обретет ее (очишенной, обновленной и спасенной у Бога Своего)».
26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою»?