Переписка
Ответ отца Олега Моленко Елене Барановой по поводу католической ереси «филиокве» (лат. filioque «и от сына»)
Благословите, отец Олег!
Недавно на одном форуме читала дискуссию православных и католиков, там встал вопрос о филиокве. И католичка привела в доказательство слова из Евангелия: «...как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого».(Ев. от Иоанна, гл. 20, ст.21)
Так что же, действительно получается, что Дух Святой и от Сына исходит? Она объясняла, что католики имеют в виду исхождение Духа от Бога-Отца ЧЕРЕЗ Сына. Именно так, мол, католики это понимают. Как к этому относиться?
Вразумите, батюшка!
Елена
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
К католикам должно относиться как к еретикам, а к их утверждению, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына как к ереси.
У православных в Символе веры об исхождении Духа Святого сказано так: «И в Духа Святаго, Господа Животворящего, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима глаголавшего пророки».
У римо-католиков это место в их Символе веры звучит так: «И в Духа Святаго, Господа Животворящего, иже от Отца и Сына исходящего...».
Католичка из форума лукавит, путая ипостасное исхождение Духа Святого от Отца с неипостасным посыланием Духа Святого Сыном Божиим. Ипостасное или природное исхождение Духа Святого происходит только от Отца. Так же и рождение Сына происходит только от Отца. Связь Отца и Сына называется рождением Сына Отцом. Связь Отца и Духа Святого называется исхождением Духа Святого от Отца. Дух Святой от Отца исходит и на Сыне почивает. Это все касается только Пресвятой Троицы и происходит внутри Нее. Как Дух Святой не рождает Сына, так Сын не испускает Святого Духа. Все Лица Пресвятой Троицы равночестны и отличаются только способом постоянной связи между собой. Отец отличается от Сына и Духа Святого тем, что все время рождает Сына (как, например, ум наш рождает мысль) и испускает Святой Дух (как ум наш вместе с рожденной мыслью сообщает ей дух, который и почивает на этой мысли). Сын отличается от Отца и Святого Духа тем, что все время рождается от Отца (как мысль от ума). Святой Дух отличается от Отца и Сына тем, что постоянно исходит от Отца и почивает на Сыне. Если бы Сын ипостасно испускал Дух Святой, то Он должен был бы тогда почивать на Отце. Но это не так! Если Одно Лицо испускает Дух, то обязательно на Другое Лицо. Таким образом Пресвятая Троица есть единосущная и нераздельная Божеством, и неслиянная Лицами.
Совсем другое дело, когда мы говорим о схождении Духа Святого на творения Божьи вне Пресвятой Троицы. Сын может посылать Духа Святого на конкретных людей. Это мы и видим в 21 стихе 20 главы Евангелия от Иоанна. Дух Святой на творения может посылать и Отец. Сам Дух Святой может сходить на кого Он хочет. Может Дух Святой сходить по просьбе святого угодника Божьего, как это мы видим в случае Его схождения на Николая Александровича Мотовилова по молитвам преподобного отца нашего Серафима Саровского. По сути батюшка Серафим послал Дух Святой на Мотовилова, однако это не означает, что Дух Святой исходит от Серафима Саровского. Вот почему новая лукаво составленная католичкой по ее пониманию цепочка схождения Духа Святого от Отца через Сына есть ересь, если она так исповедует испостасное исхождение Духа. Если же речь у нее не об ипостасном исхождении Духа от Бога на творения, то это, во-первых, не относится к Символу веры (о котором и был у них спор), а во-вторых, указанная цепочка (Отец-Сын-ДухСвятой-человек) является не единственным путем схождения Духа на творения. Дух может напрямую (т.е. не через Сына) посылаться от Отца, а также сходить Сам по Своему усмотрению.