Переписка
Письмо-ответ отца Олега на сомнения бабушки о крещении ее внучки
БАБУШКА:
Здравствуй, NN! Если можешь, прокомментируй такое определение:
"Поручами именуются узкие нарукавники, стягивающиеся
шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они совершая
таинства или участвуя в совершении таинств веры Христовой,
выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией.
Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время
Его страданий".
Прочитав такое и вспомнив голые руки и облачение
о.Олега на крещении внучки, я усомнилась в истинности этого
проводимого им таинства.
Может быть данная форма установлена
лично им?
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
Во время совершения таинства крещения, а особенно произведения погружения крещаемого младенца в воду священнослужитель не только снимает поручи, но и закатывает рукава, чтобы не намочить их. Нигде в Церкви нет указания, что наличие поручней является необходимым условием для совершения таинства крещения. Нам точно известно, что святой Иоанн Креститель крестил Господа Иисуса Христа (и всех прочихъ людей) без поручей. Также святой апостол Филипп диакон, который крестил встретившегося ему по пути евнуха царицы Кандакийской не имел при себе никакого облачения, тем более поручей, которые были введены в употребление значительно позже. Поручни и полное священническое облачение согласно Уставу святой Христовой Церкви священник или епископ одевает только при служении литургии, что о.Олег всегда делал и делает. Но были случаи во времена гонений, когда священники или епископы вынуждены были служить литургию без всякого облачения прямо у себя на груди, а не на Престоле и Антиминсе. Тем не менее таинство совершалось и сходила обильная Божья благодать. Наш Бог не обрядовер и не формалист, а Живая Личность. Таинство крещения может производить даже мирянин, который вообще не имеет права одевать поручни или что-то другое из священнического облачения.
В завершение приведу свидетельство из церковных источников о значении поручей. Так в книге "Новая скрижаль или объяснения о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных" в томе первом на странице 135 находим следующее:
Параграф 11;
Поручи: "Нарукавницы или поручи, надеваемые на правую и левую руку, обе вместе образуют узы Христовы. Симеон Солунский в гл. 42 о храме, пишет: "на руках нарукавницы образуют узы Спасителевы, которыми Он был связан, когда вели Его к Пилату".
Правая поручь. Но отдельно одна правая нарукавница образует всемогущество Христово, ибо священник и диакон, надевая ее на правую руку, говорят: десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги. Этими словами они прославляют, находящуюся в узах, победительную руку Христову и вместе с сим превозносят похвалами Божью силу, имеющую преосуществить хлеб и вино в тело и кровь Христову и обнаружиться в таинстве. Симеон Солунский в гл. 42, о храме, говорит: "так называемыя нарукавницы означают всемогущество силы Божией и то, что священнодействие тела и крови Иисус совершает собственными руками". Посему и читаемые при надевании их молитвы имеют соответственное сему значение: десница Твоя, Господи, прославися в крепости и проч.
Левая поручь. Левая же нарукавница в отдельности означает терпение служителя Христова".
Итак, очевидно, что по учению и требованию Церкви Христовой нарукавницы или поручи важны именно при совершении литургии и таинства Евхаристии.
Далее на странице 141 речь идет об епитрахили. Интересно привести и следующее указание: "Без епитрахили иерею нельзя совершить ни одной службы. Если же необходимо совершить какую-нибудь службу или молитву, или крещение, или иное какое-нибудь священное моление, а епитрахили не найдется, то совершение таинства из-за этого не должно останавливаться, но иерей берет или пояс, или отрывок веревки, или какое нибудь полотно, и благословив, надевает как епитрахиль и совершает службу".
Так что сомневаться в силе таинства крещения из-за отсутствия поручей и ставить его под сомнение есть либо безумие, либо полное невежество и лукавство.