Переписка
Ответ отца Олега на письмо о том можно ли женщине быть в шляпе во время богослужения
о. Олег, благословите!
У меня к Вам вопрос, может Вы его нам разрешите. У нас тут в общине произошел небольшой спор о женских головных уборах. Одна прихожанка пришла в Храм и приступила ко Св. Причастию не в платке, а в шляпе. Некоторые из наших прихожан считают, что в шляпе женщине нельзя причащаться, а только в платке. Каково Ваше мнение по этому вопросу. Я сам раньше с такой проблемой не
встречался. Честно сказать и проблемой это не считаю.
С уважением - о.Хризостом
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
Для начала обратимся к словам Апостола Павла:
1Кор.11:
«3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
1415 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
Как мы видим, жена (но не всякий человек женского пола) во время молитвы или пророчествования по духовному закону должна иметь свою голову покрытой. Почему? Потому, что нося головной убор, жена свидетельствует историю создания людей, Божий промысел о людях и Божье благоволение к ним. Жена находится под властью мужа, ибо она изначально была создана для мужа своего! О, если бы жены могли смириться и принять это Божье установление! Покрытая голова есть знак изначально установленной Богом власти мужа над женой! Это очень важно для ее послушания Богу и для помощи и внимания к жене со стороны Ангелов Божьих. Понятно, что девы и прочие незамужние женщины не связаны этой властью и не обязаны покрывать голову во время своей молитвы, кроме "невест Христовых" (т.е. монахинь и дев посвятивших себя Христу еще в этой жизни). Для монахинь "Женихом" является Христос. Ради Его власти над ними они и покрывают свои головы.
Итак, мы знаем теперь кто из женского пола должен покрывать свою голову во время молитвы и пророчествования. Знаем мы и то, почему жены (замужние женщины) должны это делать неукоснительно. Остается решить вопрос о том, чем позволительно и чем непозволительно женам покрывать свои головы.
Если девы и прочие незамужние особы женского пола не должны покрывать свои головы из-за отсутствия у них власти над ними мужа, то это не означает, что они не должны покрывать их вообще. Есть другая причина. по которой все особы женского пола должны покрывать свои головы во время их участия в общественных богослужениях или совместных молитвах. Они должны делать это ради сохранения братьев во Христе от соблазна, чтобы явить свою скромность и целомудрие. Именно ради этого особам женского пола должно покрывать свою голову, грудь и ноги соответствующей одеждой.
Итак, мы выяснили. что все особы женского пола (замужние, незамужние, вдовы, девицы, монахини) должны хоть и по разным причинам покрывать свои головы во время общественного богослужения или совместных молитв. Головной убор ради подчеркивания власти мужа над женой может быть любой, например корона, венец, платок, косынка, покрывало, шарф, шляпа, шляпка, пилотка, фуражка, шапка, колпак и т.д. Однако со стороны вопроса целомудрия и несоблазнения братий женский головной убор должен выполнять функцию несоблазнения и хранение целомудрия. Он не должен оставлять волосы и голову женщины в привлекательном или соблазняющем виде! Головной убор должен быть скромным, подчеркивающим смирение и целомудрие его носительницы. Вот почему более всего подходит для этого платок, покрывало или шарф. Но любой другой головной убор соответствующий данным требованиям (хоть та же шляпка) может быть вполне допустим.
В вопросе покрытия женщинами головы мы имеем две крайности. Одна состоит том, что женщина отказывается вовсе носить головной убор во время совместных молитв и богослужений. Другая крайность состоит в полном закрытии головы и лица, например паранжой (в Исламе).