Переписка
Ответ отца Олега на письмо Андрея Минаева о числах, левитах и арифметической точности Священного Писания
Добрый день!
Я считаю некорректным ваше замечание, что Александр Суворов (Уфа, Республика Башкортостан, Россия) невнимательно читает Писание, тогда как это вы, кто невнимательно читает Писание. Первое: именно 22000 левитов насчитал Моисей, о чем свидетельствует выкуп за первенцев сынов Израилевых. Второе: колено Левия не должно было исчислять вместе со всеми Израилетянами.
Рекомендую эту статью: http://hetrulycomes.info/articles/22000.php
И, если это в ваших силах, а я думаю что в ваших, просто удалите ваш ответ, потому что противники христианства только такие ответы, да и еще от рукоположенных и выдают всегда как официальные точки всех всех всех христиан. Они делают из них анекдоты, и рассказывают их всем.
Да даст вам Господь мудрость в столь нелегком деле!
Почитал ваш террариум, интересная у вас была и есть жизнь, святой отец!
Вы простите меня за дерзость, допущенную в предыдущим сообщении, но все же ошибочку лучше исправить, и сообщить об этом вопросившего. Вы и сами видите, как можно придраться к словам.
Пусть Господь поможет вам в вашем служении!
Андрей Минаев
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
Здравствуй, Андрей (Минаев).
Благодарю тебя за внимание к моим трудам и за заботу об их чистоте и правильности. Я, как человек, вполне могу ошибаться и потому всегда рад любому обращению в мой адрес с поправкой допущенной мной ошибки. Если где-то я оговорился или обсчитался, то приношу свои искренние извинения и прошу прощения у Бога и читателей. Однако в деле понимания и толкования текстов Священного Писания у меня сложилось особое положение и особое отношение. Я уверовал не от человека, а именно по особому действию божественной благодати через тексты Священного Писания. Милостью Божией я на практике и в ощущениях познал, что Священное Писание божественно по происхождению и благодатно по своему воздействию. От этого у меня сложилось крайне благоговейное отношение к этому дивному источнику божественной мудрости, благодати, пророчеств, назиданий, молитв и подлинной истории миробытия и народа Божьего. Вот почему я всякий раз, обращаясь к Священному Писанию, подхожу к его тестам с молитвой и глубочайшим вниманием. Толковать же нечто из Писания я начинаю лишь по вдохновению и воздействию Духа Святого, а не по своей воле и своему человеческому разумению. Тем не менее, я допускаю то, что в какой-нибудь мелочи я могу ошибаться. Чаще всего такая ошибка может возникнуть тогда, когда я в основание своего исследования какого-то текста Писания полагаю доверие к некоторому авторитетному источнику, который допустил ошибку. Одна чья-то ошибка непременно влечет за собой и мою ошибку. Подобное видно и по твоей попытке исследования текста из книги Чисел, гл. 3, которое ты предложил мне в качестве окончательной и непреложной истины в понимании данного места. Поверив своему толкованию как безспорной истине, ты на "законных" основаниях стал просить меня исправить мою "ошибку", якобы допущенную в моем понимании данного места книги Чисел. Указываю тебе на будущее как человеку (надеюсь) разумному, чтобы ты воздерживался в таких вопросах сразу с наскока обвинять своего оппонента или другого исследователя Священного Писания в ошибке (кроме случая, когда тебе это укажет делать Сам Господь Бог), но смиренно обращался бы к нему со своим вариантом толкования рассматриваемого места Писания, тогда бы при совместном исследовании и обсуждении могло бы открыться то, кто ближе к истине в своем понимании или толковании данного места.
Тебе в данный момент кажется, что твое толкование места из книги Чисел настолько истинно и безупречно, что ты на его основании можешь отвергать все остальные как заведомо ошибочные и грешащие против истины. На самом деле это не так, что я и постараюсь доказать ниже. Но прежде того, я напомню тебе, что по учению святых отцов Церкви имеется восемь уровней (и много подуровней) в понимании и толковании Священного Писания. Это говорит нам о том, что возможен такой случай, когда восемь разных человек, находящихся на восьми разных уровнях разумения Писания, могут воспринимать одно и тоже место Писания по-разному. Причем каждый из них может быть уверенным в истинности своего понимания и в своей правоте. В итоге таких пониманий и правых лиц будет восемь на одно место Писания.
Однако в данном случае с твоим и моим толкованием исчисления сынов Левииных и левитов, упоминаемых в книге Чисел, нет даже такого разночтения из-за разных уровней понимания. Я уж умолчу о духовном видении и понимании, ибо твое понимание чисто человеческое.
Я изучил твою заметку и еще раз внимательно рассмотрел спорное для нас с тобой место из книги Чисел. Твоя мысль и построенная на ней идея объяснения числового несовпадения исчисленных сынов Левииных и левитов мне вполне ясна. Однако к твоему сожалению она ошибочна для данного изложения книги Чисел. Она могла бы иметь место как возможный вариант (но не доказуемый, а предполагаемый и не безспорный), если бы в рассматриваемом тексте не был изложен ряд очень конкретных фактов, которые ты не учел. Ты обольстился кажущимся эффектом твоей идеи и настолько спешно ее прописал словами, что не заметил даже элементарной путаницы в этих словах. Заинтересованных лиц я отсылаю к твоей заметке по адресу: http://hetrulycomes.info/articles/22000.php
Путаница у тебя произошла от ослепления своей идеей и мнимой правотой в следующем месте. Ты в своей заметке написал так:
«Таким образом мы имеем результаты трех исчислений:
1. Всех сынов Левия (Числ.3:15)
2. Левитов (Числ.3:39)
3. первенцев из сынов Израилевых (Числ.3:42)».
На самом деле это не так, ибо противоречит тексту книги Чисел. По тексту следовало бы написать так:
Числ.3:
«14 И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, говоря:
15 исчисли сынов Левииных по семействам их, по родам их; всех мужеского пола от одного месяца и выше исчисли».
это задача, поставленная Господом Моисею.
Числ.3:
«16 И исчислил их Моисей [и Аарон] по слову Господню, как повелено».
это исполнение поставленной задачи.
Числ.3:
«17 И вот сыны Левиины по именам их: Гирсон, Кааф и Мерари.
18 И вот имена сынов Гирсоновых по родам их: Ливни и Шимей.
19 И сыны Каафа по родам их: Амрам и Ицгар, Хеврон и Узиил.
20 И сыны Мерари по родам их: Махли и Муши. Вот роды Левиины по семействам их.
21 От Гирсона род Ливни и род Шимея: это роды Гирсоновы.
22 Исчисленных было всех мужеского пола, от одного месяца и выше, семь тысяч пятьсот.
23 Роды Гирсоновы должны становиться станом позади скинии на запад;
24 начальник поколения сынов Гирсоновых Елиасаф, сын Лаелов;
25 хранению сынов Гирсоновых в скинии собрания поручается скиния и покров ее, и завеса входа скинии собрания,
26 и завесы двора и завеса входа двора, который вокруг скинии и жертвенника, и веревки ее, со всеми их принадлежностями.
27 От Каафа род Амрама и род Ицгара, и род Хеврона, и род Узиила: это роды Каафа.
28 По счету всех мужеского пола, от одного месяца и выше, восемь тысяч шестьсот, которые охраняли святилище.
29 Роды сынов Каафовых должны ставить стан свой на южной стороне скинии;
30 начальник же поколения родов Каафовых Елцафан, сын Узиила;
31 в хранении у них ковчег, стол, светильник, жертвенники, священные сосуды, которые употребляются при служении, и завеса со всеми принадлежностями ее.
32 Начальник над начальниками левитов Елеазар, сын Аарона священника; под его надзором те, которым вверено хранение святилища.
33 От Мерари род Махли и род Муши: это роды Мерари;
34 исчисленных по числу всех мужеского пола, от одного месяца и выше шесть тысяч двести;
35 начальник поколения родов Мерари Цуриил, сын Авихаила; они должны ставить стан свой на северной стороне скинии;
36 хранению сынов Мерари поручаются брусья скинии и шесты ее, и столбы ее, и подножия ее и все вещи ее, со всем устройством их,
37 и столбы двора со всех сторон и подножия их и колья их и веревки их.
38 А с передней стороны скинии, к востоку пред скиниею собрания, должны ставить стан Моисей и Аарон и сыны его, которым вверено хранение святилища за сынов Израилевых; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти.
39 Всех исчисленных левитов, которых исчислил Моисей и Аарон по повелению Господню, по родам их, всех мужеского пола, от одного месяца и выше, двадцать две тысячи».
а это результат проделанного исчисления.
Я намеренно выделил тремя разными цветами (синим, красным и зеленым) важные для правильности расчетов данного места.
Синим цветом я выделил те два места, которые ты перепутал в своей заметке.
Согласно Писанию тебе следовало бы обозначить свои пункты так:
1. «сынов Левииных» (Числ.3:15) (у тебя ошибочно указано «всех сынов Левия»)
2. «всех исчисленных левитов» (Числ.3:39) (у тебя ошибочно написано «левитов»)
3. «всех первенцев мужеского пола из сынов Израилевых» (Числ.3:42) (у тебя неточно написано «первенцев из сынов Израилевых»).
Теперь (говоря твоим языком) совершенно очевидно, что твоя фраза: «Теперь совершенно очевидно, что Аарон и его сыны (а с ними, надо полагать, и внуки, и пришельцы и рабы (пришелец и раб по обрезании становились природными жителями (Исх.12:48)), а также и Моисей, были сочтены, когда считали ВСЕХ СЫНОВ ЛЕВИИНЫХ, но не были сочтены с посвященными им левитам» с ее главной мыслью, основанной на ошибочном выделении слов «ВСЕХ СЫНОВ ЛЕВИИНЫХ»,? совершенно не очевидна и вполне ошибочна! На каком основании ты включил Аарона и его сыновей, а также Моисея в число исчисленных сынов Левииных? Нам известно их природное происхождение от Левия, но, тем не менее, эти люди были лидерами народа Божьего (бог-вождь-пророк Моисей и священник-пророк Аарон) и не входили в исчисленное число сынов Левииных или левитов. Твое самочинное разделение левитов на «сынов Левииных» и «левитов» с притянутым за «уши» двойным исчислением есть серьезнейшая ошибка и большой промах. Игра на словах «всех сынов Левииных» и «левитов» у тебя провалилась. Откуда ты взял, что рабы и пришельцы Аарона и Моисея причислены к сынам Левия? То, что они по обрезании становились природными жителями, верно, но это вовсе не означает, что они автоматически становятся левитами. Ведь все прочие люди из 11 колен тоже были обрезаны, но это не дает и права быть левитами. Левитами были только сыны из колена Левия! Однако если даже неправо посчитать всех рабов Аарона, то откуда наберется 300 человек?
В смысле повеленного Богом исчисления сынов Левииных между словами «сыны Левиины» и «левиты» нет никакой разницы. Это в данном случае синонимы, ибо нет никаких двух исчислений, но одно единственное:
Числ.3:
«14 И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, говоря:
15 исчисли сынов Левииных по семействам их, по родам их; всех мужеского пола от одного месяца и выше исчисли.
16 И исчислил их Моисей [и Аарон] по слову Господню, как повелено».
Итак, повеление одно и исчисление по нему тоже одно, как повелено Господом! Однако численных результатов этого одного исчисления мы имеем два! Одно состоит из суммы исчисленных представителей мужского пола от месяца и выше (смотри выделенное красным цветом) из родов Гирсоновых 7500, родов Каафовых 8600, родов Мерари 6200, что при сложении по правилам арифметики дает сумму 22300 человек. Другое состоит из суммы 22000 левитов, указанной в 39 стихе 3 главы книги Чисел. Эта разница в +300 левитов вполне перекрывает 273 первенца из сынов Израилевых. Однако по сумме, указанной в 39 стихе 22000 левитов, не хватает именно 273 левита для покрытия всех первенцев сынов Израиля:
Числ.3:
«40 И сказал Господь Моисею: исчисли всех первенцев мужеского пола из сынов Израилевых, от одного месяца и выше, и пересчитай их поименно;
41 и возьми левитов для Меня, Я Господь, вместо всех первенцев из сынов Израиля, а скот левитов вместо всего первородного скота сынов Израилевых.
42 И исчислил Моисей, как повелел ему Господь, всех первенцев из сынов Израилевых
43 и было всех первенцев мужеского пола, по числу имен, от одного месяца и выше, двадцать две тысячи двести семьдесят три».
То, что Моисей, Аарон и его сыновья не входят в исчисленное число 22300 левитов (а тем более в число 22000), легко доказывается словами Писания, выделенными мной зеленым цветом. С одной стороны я выделил этим цветом то, что исчисленные сыны Левиины исчислены не просто для числа, а для расположения их родов станами возле одной из трех сторон скинии причем каждый род должен стоять на своей указанной Богом стороне роды Гирсоновы (7500 душ) на западной стороне скинии, роды Каафовы (8600 душ) на северной стороне скинии и роды Мерари (6200 душ) на южной стороне скинии. Это припечатывание указанных родов к каждой из трех сторон скинии никак не дает нам усомниться в истинности числа 22300 левитов = сынов Левииных. С другой стороны я выделил четкий факт того, что у оставшейся восточной и передней стороны скинии Бог повелел стоять станом Моисею, Аарону и сыновьям его. Это ясно показывает и доказывает, что эти лица не могли быть исчислены числом 22300 левитов, которые распределены тремя родами на западной, северной и южной сторонах скинии! Т.е. Моисей не мог сам себя и Аарона с сыновьями посчитать в стане Каафа, ибо этот стан стоял на южной стороне своим полным числом, а Моисей с Аароном и их семьями стояли на восточной стороне скинии. Это их стояние на самой главной передней и восточной стороне не только глубоко символично, но и выделяет их из общего числа левитов тем, что Бог не включал их в обще число левитов и не повелевал им исчислять себя самих.
Итак, поскольку твоя попытка сослаться на Моисея и Аарона, приписав их семействам число 300 и присовокупив их к общим левитам, не состоялась, то остается ответить на одни вопрос: почему мы имеем два разных результата счета левитов 22300 и 22000?
Другая тема это замена всех посчитанных 22273 первенцев Израилевых на левитов, которых на эту замену было представлено 22000, а не 22300. То, что Моисей в обоих числах левитов (22300 и 22000) и в числе первенцев Израилевых (22273) не ошибся, несомненная истина. Истинно и то, что ни Моисей, ни Писание не нуждаются ни в моей, ни в твоей, Андрей, ни вообще ни в чьей человеческой защите. Поэтому наша задача не защищать, а правильно понять или благоговейно молчать в своем непонимании, веря, что у Бога в его Писании все точно, мудро и совершенно.
Я могу поделиться с тобой и всеми читателями моих трудов своим вариантом ответа на этот вопрос и на некоторые другие сопутствующие ему вопросы.
Одним из интересных вопросов по теме является вопрос: почему мы во всех исчислениях, повеленных Господом, имеем всегда округленные до сотен (иногда до 50 и десятка) числа (например в гл.2 книге Чисел: 74600, 54400, 57400, 86400, 46500, 59300, 45650, 151450, 4050, 32200, 35400, 157600, 180100, 62700, 41500, 55400, 157600 = 603550)» гл.3: 7500, 8600, 6200, 22300, 22000; гл.4: 2750, 2630, 3200 = 8580) и лишь в исчислении всех первенцев сынов Израилевых имеем число 22273?
Если бы речь шла о исчислении каких-нибудь воинских формирований, то круглые числа были бы вполне понятны, ибо удобно формировать различные подразделения четными и круглыми числами воинов. Но как могут быть исчислены живые колена, роды и семьи народа Израильского (или любого другого народа) только в круглых числах? Никак! Такого просто не может быть. Может где-то в каком-то роде иметь место совпадение с круглым числом, но не во всех же случаях... Если бы исчислялось реальное количество людей в колене или роде, то оно выглядело бы наподобие 22273. Почему же мы имеем такое округление во всех случаях и такую точность в случае исчисления всех первенцев Израильских? Ответ прост и находится он в словах Писания, которые передают нам повеления Господа о перечислении. Вот, что мы читаем:
Числ.1:
«1 И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, в скинии собрания, в первый [день] второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря:
2 исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно:
3 от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям их исчислите их ты и Аарон».
Числ.3:
«14 И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, говоря:
15 исчисли сынов Левииных по семействам их, по родам их; всех мужеского пола от одного месяца и выше исчисли».
Числ.4:
«1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
2 исчисли сынов Каафовых из сынов Левия по родам их, по семействам их,
3 от тридцати лет и выше до пятидесяти лет, всех способных к службе, чтобы отправлять работы в скинии собрания.
...
22 исчисли и сынов Гирсона по семействам их, по родам их,
23 от тридцати лет и выше до пятидесяти лет, исчисли их всех способных к службе, чтобы отправлять работы при скинии собрания.
...
29 Сынов Мерариных по родам их, по семействам их исчисли,
30 от тридцати лет и выше до пятидесяти лет, исчисли всех способных на службу, чтобы отправлять работы при скинии собрания».
Числ.3:
«40 И сказал Господь Моисею: исчисли всех первенцев мужеского пола из сынов Израилевых, от одного месяца и выше, и пересчитай их поименно;
41 и возьми левитов для Меня, Я Господь, вместо всех первенцев из сынов Израиля, а скот левитов вместо всего первородного скота сынов Израилевых.
42 И исчислил Моисей, как повелел ему Господь, всех первенцев из сынов Израилевых
43 и было всех первенцев мужеского пола, по числу имен, от одного месяца и выше, двадцать две тысячи двести семьдесят три».
Из приведенных мест ясно видно, что в каждом случае повеления исчислить ту или иную группу лиц в народе Израильском Господь ставил не только саму задачу посчитать людей, но условия для этого исчисления. Эти условия были разными для разных видов исчисления, соответственно разной было и Его требование точности для разных групп. Лишь в случае с исчислением всех первенцев Израилевых Господом была поставлена задача точного поименного счета этих первенцев. Это была Божья часть и божья ревность об этой части. Вот почему Господь Бог повелел заплатить серебром за 273 первенца, которые не имели покрытия левитами по причине естественной их нехватки (т.е. их просто не было в наличии). 300 лишних сынов Левииных, имевшихся в наличии, не могли идти в дело, ибо они были инвалидами или имели дефекты, не допускающие их к левитскому служению и возможности быть замененными на первенцев. Условием данного исчисления было: читать только первенцев и всех подряд поименно.
Для исчисления всего общества сынов Израилевых (гл.1) условиями были: счет вести по коленам, по родам, по семьям, по числу имен, всех мужеского пола поголовно; от 20 лет и выше способных к войне; по ополчениям их исчислите их. Другими словами, требовалось исчислить людей каждого колена (за исключением колена Левия), начиная с 20 летнего возраста, годных для войны. Господь требовал не просто узнать, сколько всего людей в каждом колен, а сколько каждое колено может выставить на войну. Разумеется, что дети, лица не призывного возраста, инвалиды и калеки, тяжелобольные и слабые, старые и дряхлые не исчислялись в этом военном исчислении. Повеление посчитать всех годных поименно или по числу имен означало в данном случае не выяснение точного числа возможных воинов до одного человека, а поголовный счет всех способных к войне, чтобы из них составить ополчения. Вот почему повеление Господне считать их (годных к войне) по ополчениям их давало возможность округления его по единице ополчения. Меньшей единицей ополчения был отряд в пятьдесят человек. Вот почему число ополчения округлялось по последней цифре до пятидесяти. Для войны важно знать не общее число способных воевать вообще, а число созданных на их основе боевых подразделений. Вот почему требование исчислять по ополчениям преобладает над требованием исчислять поименно и поголовно. Другими словами, если поголовно насчитано было, например, 76423 воина, то число это округлялось до 76400, а если 76346, то тоже до округлялось 76400, т.е. согласно десятитысячным, тысячным, сотенным и пятидесятным отрядам. Последний пятидесятный отряд мог иметь немного меньшее или большее число воинов, но оставался боевой единицей в 50 человек.
При исчислении сынов Левииных для постановки их станами у скинии условием исчисления было то, чтобы считать их по мужской линии от одного месяца и выше по родам и семьям их, а не поименно и поголовно. Вот почему точность округлялась до сотен. То же наблюдалось и при выделении наличных сынов Левииных левитов, способных к несению своего служения. Для исчисления левитов, способных немедленно приступить к работам и служению в скинии, условием был не поголовный их счет, но по родам и семьям, что тоже позволяло округлять до десятка. Прочему в данном случае до десятка? Потому что речь шла об относительно небольшом числе каждого отряда левитов (между 3200 2750 2630). Если бы повелено было считать их поименно, то числа были бы наподобие: 3217 2753 2631.
Важной причиной того, что невозможно причислить Аарона и его сыновей (уж не говоря о Моисее) к левитам была та, что они были священнического рода и стояли над левитами, а те были отданы им на служение:
Числ.3:
«9 отдай левитов Аарону [брату твоему] и сынам его [священникам] в распоряжение: да будут они отданы ему из сынов Израилевых;
10 Аарону же и сынам его поручи [скинию откровения], чтобы они наблюдали священническую должность свою [и все, что при жертвеннике и за завесою]; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти».
Здесь мы сталкиваемся со вторым служебным значением слова «левит». С учетом этого значение слов «сыны Левиины» (все потомки Левия) и «левиты» (т.е. потомки Левия, служащие при скинии) становится различным. Понятно, что из 22300 исчисленных потомков Левия (по трем указанным родам) не все могли служить при скинии по причине каких-либо врожденных дефектов. Таких из исчисленных нашлось 300 душ. 22000 были левитами, способными к служении при скинии. Но допускались к служению только лица с 30 лет (в первом наборе, а позже с 25 лет до 50). Вот почему из потенциальных 22000 исчисленных левитов для реального служения по достижению подходящего возраста набралось лишь 8580 человек из трех указанных родов (2750 + 2630 + 3200 годных для немедленного прохождения самого служения).
Итак, мы видим, что Моисей с Аароном не только блестяще и богоугодно справились со всеми порученными ими исчислениями, но и отразили их в достаточной степени точности для каждого случая. Именно это лишний раз доказывает нам точность «неточных» мест Писания их правдивость, живость, реальность и учет человеческого фактора тех дел, которые ведут люди. Божьи люди занимались не конкретной статистикой, а делом Божьим. Бог же повелевал им считать их полки и отряды не потому, что Он, Всеведущий, имел нужду знать какую-то численность, а для того, чтобы ее знали и употребляли начальники народа израильского, а также для того, чтобы до нас дошла историческая правда не только в описанных в Писании фактах и чудесах, но и в численной реальности.
Надеюсь, что данное исследование (как бы кто к нему не относился) поможет читателям книги Чисел, чтобы чтение ее было для них не таким сухим и скучным, как ранее.