Переписка
Разговор о любви к Богу и ближним
Хочу Вас спросить о моем недавнем разговоре с Георгием о любви к Богу и ближнему этот дар дается сразу или постепенно пламя любви возгорается в человеке? Георгий настаивал на том, что этот дар дается сразу и человек уже затем проявляет его, постепенно развивая это проявление через пророчество, мудрость и т.д. А я утверждал, что постепенно любовь разрастается и, соответственно, по-разному может проявляться у людей, от меньшего дара к большему, как, например, по св. апостолу Павлу... В своих словах я был уверен и потому не понимаю, что меня так стало отягощать.
Сейчас посмотрел и нашел у святителя Игнатия Брянчанинова: "Любовь к Богу и ближним, являющаяся постепенно из страха Божия, вполне духовна, неизъяснимо свята, тонка, смиренна, отличается отличием безконечным от любви человеческой..." В общем видно, что любовь постепенно разгорается и из того же страха, а не просто по самой любви. То есть очевидна отличная сила любви как самой по себе, так и чем воспламеняется...
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
Дело в том, что и Георгий, и ты правы! Каждый прав по-своему и в своей плоскости восприятия и приложения любви. Георгий говорит о любви на том этапе, когда она дается подготовленному человеку, как дар Бога Духа Святого: "потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим.5,5). Понятно, что излиться в сердце любовь может только сразу, а не постепенно. Здесь любовь приходит от Бога как Его особый дар. Когда же мы говорим об исполнении заповедей 37возлюби Господа Бога твоего... [и] 39ближнего твоего, как самого себя (Мф.22,3739) то говорим о любви, проявляемой со стороны человека, при соответствующей помощи Божией. Такая трудовая любовь достигается в борьбе за очищение сердца и рождается от страха Божьего, о чем хорошо писал преподобный отец Симеон Новый Богослов. И та, и другая любовь духовны, тонки, неизъяснимы, смиренны и отличаются безконечным отличием от любви человеческой (падшего естества). Но первая любовь чудеснее, ибо она сперва излилась в сердце человека Духом Святым, а затем он из нее стал легко исполнять заповеди Бога, с радостью творить Его волю и даже готов страдать до смерти за Бога или что-то Божье. Та любовь, о которой вслед святителя Игнатия Брянчанинова писал ты, происходит от исполнения заповедей Божьих, творения воли Божией и скорбей, претерпеваемых ради Христа или за Христа. В результате и тот, и другой носитель Божественной и духовной любви, идя с разных сторон, встречаются в одном и том же месте в являемой ими святой и нелицемерной любви к Богу и ближнему.