Переписка
Письмо-ответ отца Олега о плодах, бываемых у верного христианина после достойного причащения Святых Таинств Христовых
Чадо NN:
«Я блудная мерзость, был на таких Святых местах, в разных уголках земли. Я чувствовал благодать. Просил и умолял разрешить мои проблемы, в основном связанные с блудом. Умолял искренне, в Храме Гроба Господня, в Иерусалиме, как мне тяжело досталась эта поездка... Ездил на Украину к Вашей наставнице Христа ради юродивой Екатерине Моленко, я хорошо к ней отношусь, у меня нет сомнения что она святая и что ? не успел уехать, как наблудил, а ведь я умолял, клал земные поклоны, молился разрешить мои блудные проблемы (женой или ослаблением страсти), почему я не был услышан? Что это значит? Не того просил? Надо было просить избавиться от гордости? Почему Вы не сказали мне это на Кипре? Что, у меня проблема с блудом из-за гордости? Вам не было открыто?
Я ездил с верой, а теперь что мне делать с моей верой? На чем она основана, если прошу и ничего не происходит? А наоборот... Это что, богооставление? Опять проверка?
Я еще в Черногории заметил, когда Вы меня Причащали, я по Вашему выражению лица и по Вашим действиям понял, что Вам что-то, наверное, открыто (нехорошее), раз Вы от меня подальше убрали Чашу, когда я ее целовал. Думаю, Вам было открыто, что меня понесет, и вообще я, подходя, думал, ждал от Вас действия можно мне Причащаться или нет.
И еще о Причастии даже когда я Причащался я ждал большего как от себя так и от других. Это Тело и Кровь Бога значит, Бог явно должен проявлять Себя а я вижу, что ничего не происходит (внешне, кроме 1-2 раз). Я жду деятельной возможности исполнения заповедей, очищения тела и души от греха, избавления от помыслов, чтобы я качественно отличался от мирских, от язычников... Чтобы блуд не доставал... И чтобы это было явно заметно.
Разве я много прошу? Я не прошу, чтобы я сразу стал ангелом.
Почему у святых отцов ничего про это не написано? Такая Важная тема как проявляет себя Тело и Кровь Христа, Сына Божия, в теле христианина, новоначального или опытного старца? Например, у Вас?
Я не вижу явных изменений, жду их от себя, от братьев и не вижу их. Будучи в гораздо худшем состоянии, я могу переспорить их. Я задавал этот вопрос братьям какие изменения они видят в себе после Причастия такой простой и Важный вопрос был воспринят как искушающий вопрос. А я ждал другого... Исав (тогда еще не будучи отпавшим) сначала промолчал, ничего не мог ответить, сник головой, по его глазам я понял, что он даже не задумывался об этом, не знает ответа на такой важный вопрос. (А я его считал самым сильным из братьев). После узнав что на тот момент я отлучен от Причастия и за что начал осуждать и бранить меня, Вадим ничего не сказал или не помню что (сказал за что я отлучен от Причастия), Денис сказал, что такой вопрос слышал от тех, кто отпал, но потом добавил он чувствует мир в душе после Причастия.
Что плохого я спросил и почему мало кто задумывается об этом, мало написано об этом? Почему так воспринялось? Добавлю, что я задал этот вопрос сразу после Службы и задал этот вопрос не только братьям, но и Богу, раз они его Причастились. И ждал ответа от них и от Бога.
Попрошу Вас разрешить мои непонимания (только не выгонять из Церкви). Я молчал про это, не хотел говорить, боялся что Вы меня накажите...
После того, как Исав отпал, я чувствовал некую свою вину. Не знаю, может, я на себя наговариваю, и он бы по-любому отпал. Думаю, что я привлек бесов или Богу это не понравилось, за что и так пал и мучаюсь, думаю за это в том числе...»
Отец Олег Моленко
Афоризм:
«Скажу тебе: шутить с Творцом не надо, а то докатишься до ада»!
Характеризующее обращение:
«Ваше буквоедное глупейшество и безпутное баламутьство! В ответ на Ваше прелестное письмо осмелюсь заметить Вам, что Вы не только весьма глупы и невежественны в вещах духовных и божественных, но горды и высокомерны»!
Ответ:
На самом деле все твои «тупиковые» вопросы являлись тупиковыми для тебя самого, а не для других. Ты никого не переспорил, ибо никто с тобой никогда не спорил. Тебя великодушно терпели, снисходя твоему невежеству, нечувствию и отсутствию всякого духовного возраста или развития. Никто тебя даже за самые глупые вопросы (кроме еретических и богохульных) из Церкви выгонять не будет. Обычно люди такого горделиво-пытливого и претензициозного склада, какой просматривается у тебя, уходят из Церкви сами или вышвыриваются через страсти стоящими за ними демонами.
О вопросах вообще. Вопрос в духовной жизни это не просто логически построенное предложение, поставленное в вопросительной форме со знаком «?» на конце. Вопрос по духовному предмету это смиренная попытка выяснить истину или суть чего-то неясного или неизвестного тебе с целью получить пользу для души и для дела спасения. С этой точки зрения у тебя при множестве вопросов не было ни одного вопроса. Те вопросы (которые правильнее назвать забросами), которые ты задавал ранее и продолжаешь ставить теперь, происходят не из смиренного поиска насущных для души ответов, а из твоего горделивого превозношения над другими, от невежества и глупости. Увы, у людей часто наблюдается такой феномен, что чем человек глупее и невежественнее, тем больше он гордится и превозносится над другими людьми. Умный грешник гордится своими удачными ответами, а глупый коварно-лукавыми вопросами, угодный же Богу не гордится ничем и никогда. Подобными лукаво-коварными вопросами пытались злые и гордые первосвященники, книжники, законники, саддукеи и фарисеи искушать Самого Господа Бога Иисуса Христа. Многие твои вопросы попахивают именно этим фарисейским душком. На такие вопросы нет и не может быть ответов ни у кого, кроме как у Христа и тех Его угодников, через которых Ему угодно бывает обличить и смирить искушенцев (т.е. людей, искушающих своими лукавыми вопросами).
Другая категория твоих вопросов, которые я называю глупыми, происходит от прелести (в которой ты, увы, неисходно пребываешь) и недоступности для твоего плотского ума духовных предметов. Твой ум, привыкший к рациональным рассуждениям и логическим схемам, подходя к духовному предмету, сталкивается с чем-то совсем неизвестным ему, непонятным, абсурдным, невмещаемым. Тем не менее, будучи о себе высокого мнения, твой ум берется за невозможное и непосильное для него осмысление. В результате при всей кажущейся безупречности твоего логического построения из-за плотского и рационального переделывания (превращения) духовного предмета происходит полное искажение его духовной природы, сути и истины. В твоем воспроизведении духовный предмет становится неузнаваемым. Причем это искажение происходит у тебя не в утвердительной, а в вопросительной форме, что отчасти прикрывает твою глупость и «предохраняет» тебя от немедленного обличения духовно зрячим лицом. На всякое обвинение тебя другими у тебя заготовлен самооправдательный ответ: «Простите, но я ничего не утверждал, а лишь выяснял истину».
Обычно вопросы, подобные твоим, возникают у гордых людей с поврежденной психикой гордость всегда повреждает психику (душу) человека, а психические заболевания часто возникают по причине гордости человека.
Когда я читаю твои письма и вопросы, мне сразу вспоминается случай, имевший место во время моего подвижничества в горах Кавказа. Однажды к нам в гости забрел один человек с неуравновешенной психикой. Он считал себя православным христианином и был несколько начитан. Он рассказал нам, как по дороге к нам он проверял свою веру. Идя по горам, он вспомнил слова Господа Иисуса Христа из Евангелия: Мф.17,20: «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». По его мнению и логике он имел все: гору, слова Писания о сдвиге горы посредством веры и саму веру (ибо считал свою внешнюю православную веру той, о которой якобы и говорил Господь). Итак, он остановился на тропе, стал пристально смотреть на выбранную им гору и повелевал ей двинуться с места. (Уже нам смешно, но ты не спеши смеяться). Он напрягался и пытался сдвинуть своей верой гору с места в течение часа, однако гора оставалась на месте и нисколько не слушалась его. На лицо было явное несоответствие и даже прямое противоречие между написанным в Евангелии и происходящим в его жизни. Ему надо было как-то разрешить это противоречие. Признать слова Господа ошибочными он не дерзнул, и ему ничего не оставалось делать, как смириться и признать у себя отсутствие такой веры. После своего рассказа он спросил у присутствующих братий о том, могут ли они сдвинуть гору. Поскольку никто из нас не только не мог сдвинуть гору, но и даже сказать о том, что он попытается это сделать, этот гость сделал вывод, что мы все такие же неверующие, как и он. Логически его вывод был безупречен, а вся позиция подкреплялась словами Самого Господа Иисуса Христа. Но, на самом деле его прелесть, именно при всей его искренности и вере, была смешна. Духовные люди берут не логикой, а духом и духовным разумом. Спасает нас вера в Бога и Богу, а не вера в ложь, в себя и свое мудрование, что оно истинно.
Твой вопрос насчет причастия и долженствующих быть от него явных и очевидных для тебя плодов (как у тебя, так и у других братий) очень похож на тот случай с горедвижцем. Такая же схема: вера в свою конструкцию, подкрепленную словами Писания или святых отцов, ожидание надуманного результата, неизбежная неудача, недоумение и соблазнение по поводу неудачи, попытка разрешить возникшее противоречие своим плотским мудрованием, неудача в этом и последующее ей обвинение Бога, отцов, духовного отца и других братий в своей неудаче, и попытка самооправдания посредством наскока лукавым вопросом. При этом ты от удовлетворения своей страсти гордости и тщеславия чувствуешь некоторое внутреннее превосходство на другими братьями и подтруниваешь над ними примерно так: «Вот я сейчас как задам "крутой" вопрос, так на него не то что братия, а сам батюшка не сможет ответить. Вот какой я умный и крутой!» На самом деле ты не круче пасхального яйца и не умнее снесшей его курицы! Поставил ты свой вопрос и описал свою проблему весьма неудачно, но сама поднятая тобой тема имеет право на рассмотрение.
Слова «причащение», «причастие» означают действие подобное вкушению, потреблению, и их не следует писать с заглавной буквы. С заглавной буквы нужно писать слова «Святые Дары», «Тело и Кровь Христовы».
Так, ты написал: «... когда я причащался я ждал большего, как от себя, так и от других». Другие братия тебе не подвластны. Ты за них не отвечаешь пред Богом и не знаешь, что у них внутри. Как же ты можешь ждать от них большего? Чего именно ты ждал? Разве ты никогда не читал, что Царствие Божие не приходит с соблюдением ожидания? Одно дело верить, стараться, знать, наблюдать, получить паче чаяния и благодарить Бога, а другое настроить себя на ложное ожидание и ожидать чего-то заказанного от Бога. Подобное ожидание является своеобразной попыткой давления на Господа с целью получить ожидаемое. Но одно дело получить по вере и неотступному прошению своему, а другое не получать по ожиданию своему. Господь сказал нам просите и дастся вам, а не ожидайте и получите ожидаемое!
Далее ты подводишь «несокрушимую» (как тебе кажется) базу под свое ожидание: «Это Тело и Кровь Бога значит, Бог явно должен проявлять Себя». Дерзило, кто тебе сказал, что Бог тебе или кому-то из людей что-то должен? Это мы Его вечные должники! Точнее было высказать свою мысль так: «При причащении Тела и Крови Христовых мы прикасаемся к Живому Богу и даже соединяемся с Ним самым тесным образом. Такое соединение с Богом при готовности с нашей стороны не может не повлечь за собой необычных для нашего обыкновенного состояния плодов». Далее ты бы мог спросить у меня о том, какие бывают плоды и какие могут быть благие последствия от достойного причащения Святых Даров. А я бы тебе ответил со ссылкой на слова преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова и святителя Игнатия (Брянчанинова) о том, что, действительно, наше соединение с Богом через достойное причащение Святых Даров не может пойти безследно, однако мы не знаем, как именно сегодня Богу будет угодно проявить Себя в нас. Мы ожидаем милости от Бога, но не заказываем своим ожиданием чего-то конкретного. Надо во всем довериться Богу и ждать от Него то, что Ему угодно будет нам подать или подарить. Если же причащение прошло для нас совсем незаметно, то причина этого в нас, а не в Боге.
Если вопрос о силе и плодоносности причащения Святых Даров поставить в общей форме, то на него можно будет ответить перечислением некоторых чаще всего подаваемых плодов.
Об основных плодах причащения Плоти и Крови Христа Бога сказал нам Сам наш Господь Иисус Христос в Евангелии возлюбленного Своего ученика и друга Иоанна Богослова. Приведу места, относящиеся к теме, и прокомментирую их:
Ин.6:
51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
Во-первых, Господь именует Себя Богочеловека хлебом для людей, а во-вторых, показывает на происхождение этого хлеба свыше, с неба, от Бога. Далее Он открывает нам великую тайну и объясняет, что этим хлебом является Его Плоть! Таким образом воплощение Сына Божьего кроме прочих великих и важных даров Божьих принесло нам уникальную возможность вкушать привычным нам образом новую Божественную выпечку хлеб жизни, произведенный Богом посредством Плоти Христа и Его крестных страданий, смерти и воскресения. Воплощение Сына Божьего от Духа Святого и Марии Девы было в этом процессе хлебоделания приготовлением теста из чистой и безгрешной человеческой плоти Христа всквашенного Духом Божьим. Крестные страдания Христа Его Плотью и Душой были Божественной выпечкой хлеба вечной жизни. Положение во гроб было временем остывания этого хлеба. Воскресение же Христа было торжественным преподнесением и предложением этого хлеба жизни всем людям! Вознесение Господа было возвращением этого не съедаемого и не изждиваемого (т.е. не заканчивающегося и не умаляющегося) хлеба на небо к Отцу. Однако хлеб этот остался на земле в Церкви и преподносится верным за Божественной литургией в таинстве Евхаристии. В этом преподношении хлеба жизни Господь исполняет Свое обещание быть с верными до конца мiра сего. Вот почему прекращение причащения этого хлеба во всем мiре будет явным признаком грядущего его конца. Вкушение этого хлеба является неотменным Божьим условием как для выживания этого мира, так и для вечной жизни каждого вкушающего его.
52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
Типичная реакция плотских людей, сталкивающихся с непостижимым для них духовным предметом или божественным явлением. Плотской человек воспринимает слова Христа о вкушении Его Плоти и питии Его Крови как соблазн и призыв к каннибализму. В смягченной форме этот соблазн исповедуется в форме вопроса.
53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Духовный закон и основной плод вкушения Тела и Крови Христовых состоит в том, что только вкушающие будут иметь жизнь в себе! Речь идет не о внешней жизни, для которой мы едим обычный хлеб и прочие яства и напитки, а о жизни вечной, духовной, божественной по ее соединению с Источником жизни Богом. Есть жизнь плотская, временная, безбожная (в том смысле, что ею можно жить и без Бога, без веры в Него, и без Церкви Его). Есть жизнь новая, принесенная нам заслугами Христа. Эта жизнь от Бога, с Богом и в Боге! Это жизнь духом в Духе Божьем, в теснейшем соединении с Богом и приобщении к воскресшему и прославленному вечному божественному Телу Христову и животворящей Его Крови. Как наше тело не может жить без крови, так не может быть ни духовной жизни в этом веке, ни вечной в будущем без приобщения к Телу и Крови Христовым! Это (т.е. имение в себе жизни) и есть первый самый главный плод причащения, которое еще именуется и приобщением! Христос как Богочеловек имеет не только Свое персональное человеческое тело, но и Тело Церковь сообщество верных, соединенных Богом в единый живой Богочеловеческий организм! В этом Теле Он является одновременно и всем Телом (телообразующим каркасом, Лозой, Первенцем), и его Главой. Нам, при выполнении Его условий, милостиво позволено входить в это Тело личным возрождением свыше в купели крещения от воды и Духа Святого и присоединяться к Нему (единому Телу-Христу-Церкви-Лозе) приобщением Его Плоти и Крови. Это присоединение, закрепление и живоносное пребывание на Лозе-Христе-Церкви-Теле является вторым важным плодом причащения Святых Даров. Но нашему пребыванию в Боге и в Церкви мешает живущий в нас грех. Вот почему для нашей земной жизни причащение Тела и Крови Христовых имеет еще одно важное действие и плод оставление грехов! Это третий плод вкушения хлеба жизни и пития чаши спасения.
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Залог воскресения в будущую вечную и блаженную жизнь с Богом в Его царствии это четвертый плод причащения Святых Даров!
55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
Сообщение нетленности, всегдашнее подкрепление духовной жизнедеятельности и освежение ее является пятым плодом причащения Крови и Плоти Христа.
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
Пребывание причастника во Христе и пребывание Христа в причастнике т.е. взаимное проникновение, несмешиваемое переплетение и совместное сопребывание со Христом, а через Него со всей Пресвятой Троицей (теснейшее непосредственное богообщение) шестой плод причащения!
57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
Христоцентричность и жизнь Христом (вкушением Его Тела и Крови, Его присутствием в тебе, непрестанной памятью о Нем, стремлением к Нему, Его именем, Его благодатью и пр.) это седьмой плод причащения!
58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
Если ты нелицемерно каялся, тщательно готовился к причащению и достойно причащался, то непременно имел, как и все прочие братья во Христе, эти семь основных плодов причащения. Чего же большего ты ждал? А ждал ты по гордости своей ублажения тебя Богом каким-либо явным, заметным, ощутимым или чудесным образом, как человека «особенного», «достойного» и «значимого». Но такое твое ожидание есть печальный плод твоего прелестного воображения и самоудостоения. Ты возразишь мне, что, мол, ты согласен с указанными семью плодами. Однако, если они имели место, то почему ты не ощущал их?
Плоды и ощущения их это не одно и то же. Плоды причастия могут и должны ощущаться, но могут и не ощущаться по различным причинам. Таким образом мы переходим от темы плодов к теме их в нас действия и нашего их ощущения, или наших переживаний и ощущений, бываемых после достойного причащения Пречистых Тела и Крови Христовых.
О действии плодов причащения мы можем узнать от чтения отцов Церкви, молитв церковных, рассказов переживавших подобные действия братьев и от своего личного опыта (если он у тебя был). Лучше всего отследить бывающие и долженствующие быть действия от причастия из молитв ко причащению и благодарственных молитв по причащении. Вот что мы находим в этих молитвах:
1. «Хлеб живота вечнующаго да будет ми Тело Твое Святое, ... и Честная Кровь, и недуг многообразных исцеление» (Канон, Песнь 1). Т.е. причащение делает причастника наследником вечной жизни и исцеляет его от многообразных душевных и телесных недугов. Однако это исцеление не автоматически безотчетное переложение любого недуга в здравие, а возможный Божий дар смиренному болезнью причастнику, творческий подход со стороны Бога, согласующийся с Его промышлением об этом человеке и пользой для него. Т.е., если человеку полезнее для спасения пребывать в болезни, то причастие не отнимет недуг, но укрепит болящего к достойному его перенесению и терпению.
2. «Во оставление да будет ми прегрешений пречистое Тело Твое, и Божественная Кровь, Духа же Святаго общение, и в жизнь вечную... и страстей и скорбей отчуждение» (Там же, Песнь 3).
3. «...и во мне пребуди...» «угль Тела Твоего да будет мне... в просвещение и очищение оскверненной души моей Кровь Твоя» (Там же, Песнь 5).
4. «Да бых устранился от страстей, и Твоея благодати имел бы приложение, живота же утверждение, причащением Святых, Христе, Таин Твоих» (Песнь 6)
5. «... да будет ми свет, и живот, и безстрастие, и к преспеянию добродетели Божественнейшия ходатайственно...». «Да избавлюся от страстей, врагов, и нужды, и всякия скорби» (Песнь 7).
6. «...во мне пребуди, Спасе, и аз, ... в Тебе» (Песнь 8).
7. «Душею и телом да освящуся..., да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением Священных Таин, живущаго Тя имея в себе со Отцем и Духом...». «якоже огнь да будет ми и яко свет, Тело Твое и Кровь, Спасе мой, пречестная, опаляя греховное вещество, сжигая страстей терние, и всего мя просвещая, покланятися Божеству Твоему» (Песнь 9).
8. «яко да чистым сведением совести моея, святынь Твоих часть приемля, соединюся святому Телу Твоему и Крови, и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем, и Святым Твоим Духом...» (Молитва св.Василия Великого, 1-я).
9. «Но да будет ми угль пресвятаго Твоего Тела, и честныя Твоея Крове, во освящение и просвещение и здравие смиренней моей души и телу, во облегчение многих моих согрешений, в соблюдение от всякого диавольского действа, во отгнание и возбранение злаго моего и лукавого обычая, во умерщвление страстей, в снабдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение. ... яко дерзая на неизреченную Твою благость, и да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду. ... освяти мою душу и тело, ум и сердце, чревеса и утробы, и всего мя обнови, и вкорени страх Твой во удесех моих, и освящение Твое неотъемлемо от мене сотвори; и буди ми помошник и заступник, окормляя в мире живот мой...» (Молитва св. Иоанна Златоустого, 2-я).
10. «... во очищение, и освящение, и обручение будущего живота и царствия, в стену и помощь, и в возражение сопротивных, во истребление многих моих согрешений» (Молитва св. Иоанна Дамаскина, 4-я).
11. «Да будут ми святая сия во исцеление, и очищение, и просвещение, и сохранение, и спасение, и во освящение души и тела; во отгнание всякого мечтания, и лукавого деяния, и действа диавольского, мысленне во удесех моих действуемаго, в дерзновение и любовь, яже к Тебе; во исправление жития и утверждение, в возращение добродетели и совершенства; во исполнение заповедей, в Духа Святаго общение, в напутие живота вечного, во ответ благоприятен на Страшнем судищи Твоем» (Молитва св. Василия Великого, 5-я).
12. «...во оставление грехов и в жизнь вечную: во освящение, и просвещение, крепость, исцеление, и здравие души же и тела, и в потребление и всесовершенное погубление лукавых моих помыслов, и помышлений, и предприятий, и нощных мечтаний, темных и лукавых духов» (Молитва св. Иоанна Златоустого, 9-я).
13. «... даждь быти сим и мне во исцеление души же и тела, во отгнание всякого сопротивного, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царстия присвоение...» (Благодарственная молитва, 1-я).
14. «... паче же пройди во уды моя. Во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвети простую пятерицу. Всего мя спригвозди страху Твоему. Присно покрый, соблюди же, и сохрани мя о всякого дела и слова душетленнаго. Очисти, и омый, и украси, удобри, вразуми, и просвети мя. Покажи мя Твое селение единаго Духа, и не к тому селение греха. Да яко Твоего дому, входом причащения, яко огня мене бежит всяк злодей, всяка страсть» (Молитва благодарственная, 3-я).
Как можно, читая эти молитвы перед причащением и после, спрашивать о бываемых после причастия плодах? Если тебе непонятны слова и выражения на церковно-славянском языке, то вопроси меня и я тебе все разъясню.
Нельзя, однако, понимать выражения об очищении, избавлении от страстей и т.п. как обещания немедленного результата, возникающего после одного причащения. Это долгий процесс обновления и перерождения в нового человека, и он требует много времени. Но каждое достойное причащение помогает этому нашему обновлению, хотя это бывает мало-помалу и незаметно.
Вот что мы можем наблюдать и ощущать в себе после достойного причащения:
- Необыкновенный внутренний мир и душевный покой;
- Необыкновенную легкость во все нашем естестве, в теле. Цельность (соединенность) нашего тричастного естества;
- Полноту жизни в себе;
- Примиренность с Богом и покой совести;
- Примиренность со всеми людьми, обидчиками, скорбями, неприятностями;
- Особую расположенность ко всему божественному и святому, особенно же к молитве;
- Расположенность к уединению, чтению духовных книг и молчанию;
- Стройную, тихую и лучистую радость о Господе Боге и спасении своем;
- Укрепление веры и надежды;
- Умаление безпокоивших страстей, угашение похоти и целомудренность;
- Умягчение сердца, умиление, сокрушение без всякого нашего понуждения;
- Твердость духа и настрой все терпеть Господа ради;
- Необыкновенную любовь ко всем людям и прочим Божьим творениям, с видением себя хуже всех, а прочих людей святыми Ангелами;
- Охлаждение к мiру сему, его благам, утехам, удовольствиям, отвращение к греховным сластям и соблазнам;
- Необыкновенное упование на Бога, упокоение от всех забот и нужд житейских;
- Ощущение богоприсутствия;
- Божественный чистый страх;
- Просвещение ума и сердца, зрение внутри себя божественного света, божественных разумений;
- Блаженное неотмiрное состояние;
- Упоение благодатью с отрешенностью от всего и многое другое.
Если ты никогда ничего подобного не имел, не видел и не ощущал, то мне тебя жалко, ибо ты никогда еще не причащался достойно и не ощутил на себе силу Тела и Крови Христовых. Значит, ты еще не принес должного покаяния, не перестал работать страстям и служить бесам, не примирился с Богом.
Я всякий раз после причащения Святых Даров ощущаю нечто из описанного мной. Когда одно, когда другое; когда больше, когда меньше; когда сильнее, когда слабее, но ощущаю всякий раз некое изменение, несвойственное моему обычному состоянию. Так должно быть у каждого верного Богу христианина.