Переписка
Письмо-ответ отца Олега о страхе Божием
Отче, благословите, я хочу спросить у Вас.
Отцы учат, что один из первых и необходимых даров для молитвы и отношений к Богу это страх Божий.
Я не помню, чтобы я хотя бы однажды переживал такой глубокий, сильный трепет, страх и благоговение пред Господом Богом. Может и было нечто подобное, но очень слабое, а страх Божий не может не запомниться. А у меня на молитве, как Вы уже знаете, бывает другое боль, теснота, тяжесть, но и радость, умиление, сладость.
Я не знаю, вопрос наверное глупый: это ничего не иметь страха? Я, увы мне окаянному, не просил у Бога дара страха, наверное нужно просить. Мне казалось, что я хотел бы иметь пока другие духовные чувства и переживания. Или нужно просить, иначе я много теряю?
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
Мир тебе, NN.
Первый страх по отношению к Богу возникает от слышания проповеди или чтения Священного Писания, особенно тех мест, в которых идет речь об угрозах, адских мучениях и т.п. Этот страх возникает от проникновения Божьего откровения в человека и от новых познаний, которые человек соотносит к себе и своему жалкому состоянию.
После углубления знакомства с Господом Богом, укрепления веры в Него и Ему, получения от Него милостей и помощи человек начинает бояться потерять Бога, как Источник всякого для себя блага.
И только после того, как у человека произойдет первая личная встреча (Один на один) с Господом Богом и человек наконец-то, насколько только он сможет вместить, "увидит" Бога таким, каким Он есть на самом деле, у него возникает чистый страх Божий. Он возникает естественно, хотя и по действию благодати присущего и ощущаемого здесь Бога, от сравнения себя в своей малости и худости с впервые открывшейся человеку безконечной силой, славой, благостью, величием непостижимого, необъятного, непонятного Бога! От этого живого ощущения Живого Бога и рождается в человеке чистый духовный страх Божий, благоговение к Нему, трепет, глубочайшее и потрясающее человека осознание своего недостоинства, своего ничтожества, немощи. Только после такого переживания человек будет хоть отчасти по-настоящему знать, кто есть он и Кто есть Он!!!
До такого переживания человек может иметь страх только о Боге (страх смерти, страх бед и скорбей, страх ада, страх бесов, страх вечных и временных мучений), но не Самого Бога. А такой страх подвержен ослаблению, перемене, забвению и т.д.
Чистый страх Божий это величайший и нужнейший человеку дар Божий, на котором он только и сможет построить твердое и несокрушимое основание для своего дома спасения. Без этого страха человек все время, даже при тщательном исполнении заповедей Христа и ревностном возделывании добродетелей, будет в неверном к непознанному еще им Господу Богу положении и отношении. Он будет общаться с Богом или как с отвлеченной и ошибочной (в ту или иную меру) идеей, или как с неизвестным ему Лицом с неизвестными данными.
У такого ошибочного общения нет перспектив для развития. У человека при этом нет основания для выхода из своей автономии и связанного с ней миролюбия (т.е. выворота изнутри во вне), нет основания для смирения пред Богом и почитания Его, как Бога, Бога несравненно превосходящего творение во всем.
Вот почему так важно просить о даровании страха Божия, который является одним из семи даров Духа Святого.