Переписка
Письмо-ответ Виталию по 1-му и 3-му искушению Христа сатаной
Заложен ли в 1-м и 3-м искушениях Христовых следующий смысл: нельзя накормить (то есть сделать счастливыми) всех, так как нельзя уравнять их потребности?
Люди не равны от рождения и воспитания в своих потребностях.
Став царём мира, нельзя сделать всех счастливыми помимо их воли.
Спасибо.
Виталий К.
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
Виталий, Вы весьма неудачно выразились, сказав "в искушениях Христовых". Такое выражение может пониматься как будто Христос кого-то искушал. На самом деле Христос никого не искушал, но Его искушал сатана. Вот почему правильнее было бы написать так: "в искушениях Христа сатаной". Тогда всем ясно, кто Кого искушал.
Что касается предложенных Вами вариантов понимания 1-го и 3-го искушений Христа, то замечу следующее.
Предположение по первому искушению неверно. Речь в предложении сатаны - сделать из камней хлебы - не шла об уравнении потребностей людей или о цели накормить всех, да еще чудесным образом: Мф.4,3: "И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами".
Это хорошо видно из ответа Христа: Мф.4,4: "Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих".
Мы также помним о том, что Христос накормил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч мужей (не считая жен и детей) и семью хлебами четыре тысячи мужей. Таким образом Господь не отверг чудесного накормления людей, если в том была нужда. Но это накормление последовало после трехдневного слушания данными людьми слов, исходящих из уст Божиих. Таким образом Христос точно повторил то, о чем сказал сатане, что не хлебом единым (хотя и хлеб нужен людям и не отвергнут Богом) жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих (и люди три дня слушали эти слова). Из всего этого мы видим, что сатана искушал именно крайностью (это его основное свойство в искушениях - доводить все до крайности и абсурда), замкнув все чудеса и силу Сына Божия на материальном и именно на хлебе - основном продукте питания людей. Хлеб был выбран им не случайно, ибо очень трудно отказать людям в хлебе, на чем и основано лукавое коварство сатаны. Он полагал, что Господь "клюнет" на его "безупречную" приманку в виде хлеба. Однако Господь посрамил сатану и победил это искушение мудрым Своим ответом, в котором Он не отверг нужды в хлебе, но перенес внимание на то, что человек, как существо духовно-телесное, имеет еще большую нужду, чем в хлебе земном, в словах Божьих. Слова, исходящие из уст Божьих (а устами Божьими бывают Его пророки, Апостолы и святые, имеющие дар слова), являются необходимой духовной пищей для человека, без чего он становится в один ряд со скотами безсмысленными. Таким образом для нас это искушение готовило то, что человек обрекался на жизнь одним чревом (т.е. быть только плотским человеком), чем и уподоблялся животным, унижая себя и губя для вечности. Таких людей Господь унизительно называл волками, лисицами, псами, свиньями, змиями, порождениями ехидны и козлищами. Понятно, что такие"животные" царства Божьего не наследуют.
Твое предположение по 3-му искушению Христа тоже неверно. В нем сатана не предлагал сделать всех людей счастливыми помимо их воли. Он искушал Христа соблазном грубой власти над миром - сегодня и сейчас, в обмен на Его поклонение ему: Мф.4,8-9: "Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне". Обольстительной наживкой этого искушения был показ всех царств мира с их славой, а целью - заставить искушаемого, падши, поклониться сатане. Т.е. сатана требовал себе божеского поклонения, поклонение твари, а не Творцу. Вот почему Господь ответил именно на суть этого искушения такими словами из Писания: Мф.4,10: "Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи".
Если бы сатана искушал в том смысле, какой предложил ты, то он должен был сказать примерно так: "Если Ты сможешь сделать всех своих подчиненных счастливыми помимо их воли, то я дам Тебе всё это".