Переписка
НЕИЗБЕЖНЫЕ СЛОЖНОСТИ В ПРОРЦЕСС ПОЗНАНИЯ ПО ПАВЛУ ФЛОРЕНСКОМУ
Однако определенные выше обстоятельства лишь создают условия для познавательного события, которое мы называем неактивным усилием. На основании
описаний Флоренского в этом событии можно выделить два конститутивных элемента, которые мы при всей неадекватности этих названий можем попробовать
определить при помощи пар понятий: пассивный / активный, открытый / предопределенный, отступающий / непреклонный, уступающий / борющийся до конца,
а также принимающий / верный. С одной стороны, субъект сознательно отказывается от всего, что могло бы быть интерпретировано как активная познавательная
деятельность — «полагается на авось», «дает вырасти»; даже глагол «идти» стоит
в паре со словами, которые нивелируют активную, подвластную контролю субъекта, форму — идет «наудачу», «ощупью». «Может быть, мы найдем ее <Истину>,
проходя некоторый путь наудачу, и тогда, может быть, она заявит нам себя, как
таковая, как Истина. <…> Итак, я иду ощупью, все время помня, что шаги мои не
имеют никакого значения» [2, с. 60].
Вместе с тем субъект вкладывает в познавательный акт постоянное усилие,
но лишенное какой-либо активности. Это неизменное согласие оставаться в том,
что происходит: «Я попробую на свой страх, на авось вырастить что-нибудь, руководствуясь не философским скепсисом, а своим чувством, <…> я имею тайную
надежду…» [2, с. 60].
Это очень сложная задача. Субъект познания отдает себе отчет в том, что его
цель труднодостижима. И тому есть много причин. Во-первых, когда субъект стремится к получению знания, используя известные ему способы рассуждения, он не
находит средств, которые могли бы привести его к желаемому объекту. И хотя он
не собирается сходить с пути, ведущего его к цели, привычный способ мышления
приводит его к выводу, что он должен оставить попытки познать то, что хочет.
Но вместе с тем разум ведет себя в этой специфической ситуации иначе, чем
сам советует, иначе, чем следовало бы из самого мышления, — нерационально. Согласно Флоренскому, сам разум подталкивает нас идти дальше по тому пути, с которого, рассуждая рационально, мы должны были бы сойти, свернуть: «По какому
же праву мы выходим за пределы нашего рассудка? <…> По тому праву, которое
дает нам сам рассудок: он нас к тому вынуждает» [2, с. 61]. Разум сам оказывается
причиной, по которой мы нарушаем правила рассуждения. Чтобы прийти к тому,
к чему мы стремимся, мы идем против привычных правил рассуждения.
Для описываемого познавательного акта характерно также то, что мы угадываем общее направление, в котором хотим идти, но что именно мы ищем, не вполне
ясно для нас самих. А мы привыкли ссылаться на нормальный процесс рассуждения, привыкли придерживаться известных правил, которые помогают нам достигать нашей цели.
Мы задействуем разум, чтобы двигаться в том направлении, которое, по нашему мнению, является правильным, но обнаруживаем, что привычные принципы
рассуждения не приближают нас к тому, что мы хотим узнать. В результате мы начинаем думать, что оказались в тупике. Но разум ведет себя как разогнанная машина, которую мы не можем остановить независимо от того, считаем ли мы усилие
целесообразным или бессмысленным, как большая собака, которая тянет нас за со-
бой с такой силой, какой мы от нее не ожидали, с силой, которая пробуждает в нас
одновременно потворство и ревность. С одной стороны, это усилие видится нам
бессмысленным, с другой — мы сами себе кажемся неспособными на что-то подобное. Мы не можем сказать собственному разуму: ты не можешь этого сделать.
Он нас не послушает. Поэтому, хотя мы чувствуем, что застряли тупике, в то же
время мы глубоко убеждены, что должен существовать другой способ идти вперед;
и этот способ двигаться вперед — мыслить вне общепринятых норм, игнорировать известные правила.
Само неактивное усилие остается в познавательном акте неизбежно связано
с элементами его обусловливающими. Правда, реконструированная модель неактивного усилия в момент своего действия концентрирует все внимание субъекта
без остатка, что приводит к потере внешнего элемента из поля зрения, однако толь-
ко до тех пор, пока субъект пробует обосновать для себя необходимость продолжать безнадежные познавательные усилия. Тогда признание пассивного существования «тона надежды» приводит к оправданию продолжения неактивного усилия:
«я имею тайную надежду» и одновременно «у меня нет иной внешней поддержки,
кроме тона надежды».
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
Мысль та, что путь познания не может сам по себе привести к истине. Но поскольку ничего другого люди после падения не умеют, как только рассуждать и познавать, то они продолжают идти путем познания зная, что он не приведет ни к какому результату. Посему Флоренский в мучительном поиске придумывает "тон надежды", который основан на неусилии в деле познания и ожидании, что вопреки познанию и помимо него Бог сжалится над человеком и даст ему истину. Примите истину - говорил Христос - и она сделает вас свободными. Свободными от чего? От мучений поиска и всего неистинного. Еще Он сказал, что Он есть путь, истина и жизнь. Путь не познанием приобретается, а даром Христа Бога, ибо только Он есть путь. Истина не познанием обретается, а даром Бога, ибо только Христос есть истина. Жизнь не познанием приобретается, хранится и живится, а даром Бога, ибо Сын Божий, Дух Святой и Отец Небесный есть жизнь, источник жизни и податель ее. Истина зрится и для нас она есть свет. Нет истины - и ты пребываешь во тьме. Бог возсиевает для тебя свет - и ты в истине и в жизни, ибо истина не раздельна от жизни, а жизнь от истины. Истинно то, что мы созданы для жизни живым Богом, и живем жизнью, которую Он дарует нам, как свет. Живя так мы истинствуем. Бог есть Бог живых и истинствующих. Во свете Его жизни мы видим и свет Его истины. Если бы человек выбрал сразу древо жизни, а не древо познания. то он бы истинствовал ныне и присно и во веки веков, не имея ничего общего с лукавым и лживым духом несущим смерть и разрушение в Божьем мире и в Его творениях. Теперь мы не живем, но много знаем, не зная ничего истинного и жизне утверждающего, кроме указания на Бога. Пребывая в познании мы остаемся мертвыми и вне живого общения с живым Богом. Тогда все зависит от Него, а не от нас. Мы свой ошибочный выбор уже сделали и увязли в смерти и тлении. Теперь ждем помощи и решения наших проблем от Него. Ибо человекам спастись от смерти и всех прочих последствий падения невозможно, но не Богу, ибо вся возможно Богу, Которому слава, честь, хваление, благодарение ныне и присно и во веки веков, аминь. Обрадуй же нас Боже наш, обрадуй нас.