Переписка
Три вопроса
Андрей Глухов
Доброго здравия Вам, Отец Олег!
Очень прошу Вас ответить на несколько вопросов:
1. Какой максимальный перерыв (по времени) допустим в делании Иисусовой молитвы, при котором считается, что я не оставил её делание? (т.е. если студент пропускает лекцию, это же не значит, что он бросил учёбу).
2. "...Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ...........ни хищники - Царства Божия не наследуют." Здесь не говорится о чревоугодниках. Означает ли это, что чревоугодие - единственная страсть, которую допускается иметь? И в чём оно заключается? В том что человек каждый раз наедается "до отвала" (т.е. лишний объём съеденного), или в том что человек ест только вкусное, хоть и в нормальном колич-ве?
3. Как правильно понимать фразу "Подвизавшийся незаконно не будет увенчан"?
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
1. Одним из основных двигателей преуспеяния в ИМ является непрестанность (как можно большая частота и продолжительность в пребывании). Допускаются неизбежные потери на сон, на вкушение еды, заботу о гигиене, на труд для приобетения средств для физвыживания и т.п. Господь наш все это прекрасно знает и не вменяет такие перерывы в грех. Тем более, что их можно восполнить прошением молитв за себя у других преуспевших в молитве отцов и братий. Чрезвычайно важно НЕОСТАВЛЕНИЕ молитвенного делания, как бы оно ни шло или не шло.
Это отражено в двух притчах нашего Господа. Сравнение делания ИМ с учебным процесом и учеником не проходит. У ученика приобретение знания - это накопительный процес, который может регулироваться перемеживанием прогулов и их усиленных восполнений. Делание ИМ отцы сравнивали с процессом отопления дома печкой. Всякий раз, когда ты вовремя не подбросишь необходимое для горения количество дров, происходит охлаждение печи и всего дома. Тогда все дело обогрева надо начинать сначала, ибо никакого накопления тепла от чередования топки и охлаждения не происходит и не может происходить. Поэтому мы встречаем у отцов выражение об ОХЛАЖДЕНИИ молитвенного и покаянного делания, а у Апостола Павла - об УГАШЕНИИ своего духа (сердца). Огонь молитвы гаснет и сердце охладевает в отношении к Богу и всему духовному именно от оставления молитвы или от большого во времени перерыва в ее делании.
2. Чревоугодие, согласно учению святых отцов Церкви, входит в семерку смертных (то есть духовно убивающих и лишающих наследования вечной жизни в Царстве Христа Бога) грехов. Апостол Павел перечислил не все категории греха, которые не впускают их совершителей в Царство Небесное. Наример, он не упомянул о корне грехов - сребролюбии. Но это не означает, что сребролюбцы или чревоугодники наследуют жизнь вечную. Эти и прочие неупомянутые поштучно грехи все входят в грех идолослужения, который упомянут Апостолом. Чревоугодие и есть угождение идолу "чреву".
3. Эту фразу святой Апостол основывает на сравнении со спортивным состязанием его времени. Если какой-то человек решит, например, пробежать марафонскую дистанцию (42,195 км) сам для себя, то никто его за это не станет награждать олимпийской медалью и прочими почестями законно подвизающихся спортсменов, находящихся в спортивной системе, даже если он превзойдет рекорды мира и олимпийских игр. Точно так никакой человек, подвизающийся сам по себе в духовной, спасительной и Бого общительной жизни, делающий все по своему собстенному плану, представлению, вере самому себе и прочим проявлениям самодеятельности, самочиния и самонадеянности, не получит от Бога и Неба никакой награды, поощрения, одобрения и даже внимания, но может получить лишь порицание за напрасно потраченные силы и время, и за безплодие в законном подвизании по воле Бога и под руководством у Им поставленных для этого Его человеков.