Переписка
Ответ отца Олега: В ПОМОЩЬ КАЮЩИМСЯ И ПЛАЧУЩИМ
Батюшка, благословите!
Батюшка, я хочу спросить Вас о слезах во время Иисусовой молитвы. Батюшка, часто бывает так, что когда во время Иисусовой молитвы приходят слезы и ты плачешь и осознаешь, как бы в малой части, свою греховность, в это время со слезами и плачем благодаришь Бога за слезы, за все благое, и за все остальное, что Он тебе, грешнику, дает. Ты понимаешь, что если ты плачешь, то Бог невидимым для тебя образом присутствовал на твоей молитве. Ты как бы снова вспоминаешь то, как ты во время молитвы и предстояния перед Богом впадал в разные помыслы и потому понимаешь, что дарованный плач был у тебя не из-за каких-либо твоих заслуг, а просто по милости Божией ко тебе, воистину грешнику. Это приводит меня к слезам и плачу во время молитвы, и это снова подвигает на слезы и плач.
Батюшка, но после слез приходит как бы умиление, и как бы не получается молиться, молитва Иисусова как бы умиляется и я чувствую, что я Ее произношу более автоматически. Как бы приходит какое-то нечувствие. Простите, Батюшка, не могу правильно объяснить, но Вы лучше меня и опытнее, и знаете, какое это чувство.
Батюшка, прошу Вас, помогите понять, что это за чувство и что мне делать в это время, что бы не остаться как бы не благодарным Богу за милость, проявленную мне, грешнику, дарованными мне плачем и слезами во время молитвы.
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
Мир вам.
Умиление – это малое сокрушение. Это состояние растопленного сердца. Это состояние, производящее плач и слезы. Сильное умиление именуется сокрушением. Умиление – это благодатный дар Бога, а тем более сокрушение, плач и слезы из него.
Своим внимательным призыванием имени Иисуса Христа мы убодаем свое жесткое и каменное сердце, умягчаем его и сжимаем. Сила имени Бога сжимает наше сердце, и оно ждет расширения. Это наша подготовка к сокрушению. Наше дело – возжелать сокрушения и плача, понуждать себя к нему при всякой молитве и чтении Писания и писаний отцов, и просить о даровании его у Бога. Наше сердце при внимательном произнесении на поверхности его имени Иисуса Христа чувствует силу имени Бога, получает впечатление от этого имени и сжимается. Затем приходит миг, когда Бог, видя нашу готовность к сокрушению, посылает сокрушающий помысел-ключ. Это может быть краткая молитва. Часть молитвы и даже пару слов, например, «Отче наш». Это может быть краткое изречение из Писания, из писаний отцов, строчка из стихотворения или песни, которая соответствует твоему состоянию и может вывести тебя на предмет плача.
Например, ты произносишь начало молитвы «Отче наш» – всего два первых слова. А Бог помогает тебе духом увидеть и покаянно прочувствовать и пережить следующий открывшийся твоему духу предмет, который можно пространно выразить примерно так:
Бог – Небесный, Живой и всемогущий твой Отец, а ты, имея такого совершенного, чистого и святого Отца, мучаешься в этой жизни! Тебе плохо, дискомфортно и болезненно. Ты грязный, липкий, мерзкий, немощный и грешный, а имеешь такого Отца! И на этом контрасте – Кто Он, и кто ты – у тебя рождается сильное сокрушение, производящее плач и, часто, обильные слезы. Ты все время повторяешь только слова «Отче наш», а сам зришь и переживаешь то духовное понимание, которое они сейчас для тебя несут. Так ты поддерживаешь себя в плаче сколько только тебе возможно и Богу угодно тебе сегодня его даровать. Это Бог посетил тебя на твоей молитве! Это Он послал тебе сокрушающий помысел и открыл увиденное твоим духом, что привело его в плач и трепет пред Ним. При этом благодатном по происхождению плаче (хотя он дан тебе авансом, на время, взаймы) твое сердце расширяется, освобождается от бывшей тесноты и утешается плачем. Плач этот на время примиряет тебя с Богом, и ты чувствуешь надежду на помилование и спасение. Раз Твой Бог такое с тобой делает, значит, Он ведет тебя к очищению и спасению! Во время этого плача ты чувствуешь мягкость и оживление твоего сердца. Ты ощущаешь его чистоту. Оно во время плача становится впервые способным нелицемерно и безкорыстно любить Бога и ближних! Ты любишь Бога как Источник жизни и спасения. Ты в своем плаче впервые ощутил и ощущал настоящую жизнь. Это духовное чувство никак не передаваемо и оно никак не ощущается, кроме как в своем живом опыте. Испытав эту жизнь, ты выходишь из прежней прелести, понимая, что до сего мига у тебя не было жизни и даже понятия о ней! Ты понимаешь, что был мертв и погибал.
Но вот встреча с Богом закончилась, и Бог тихо и незаметно ушел, оставив тебя в покаянном настроении и смиренном состоянии. Теперь ты впервые узнал в своем опыте, что такое покаяние, которое принимает Бог. Ты познал также, почему Он его принимает и что оно дает тебе и делает с тобой. У тебя выправились все неправильные до того понятия о покаянии, плаче, сокрушении, слезах, жизни, духовности, плодах покаяния, чистоте ума и сердца и прочем. Ты познал Бога как милостивого и заботливого Своего Благодетеля, помощника. Источника твоей истинной жизни и важных для тебя даров – даров оправданий Божьих. Это об этом мы вслед святого царя Давида молимся «Научи мя оправданием Твоим», «Внегда расширил еси сердце мое» и многое другое.
Бог ушел, а ты продолжил понуждением свой плач. Но вскоре ты увидел разницу между состояниями, когда Бог был с тобой и когда ты, хоть и в благом состоянии, но остался один. Слезы высохли. Сердце выплакалось и успокоилось. Бог принял твое сегодняшнее покаяние – и это для тебя самое важное и главное. Мирное устроение, смиренное состояние и впечатление от пережитого остаются с тобой. Ты получил духовный опыт и личное ведение. Память о пережитом навсегда останется в твоем сердце, помогая приводить его в покаянное чувство. Ты духовно обогащен Богом и облагодетельствован. Не забудь от всего сердца поблагодарить Его за Его милость, великий дар и снисхождение к тебе, недостойному.
Бог ушел, вот почему умалилось молитвенное чувство и желание, прекратился плач размягченного и смиренного им сердца. Но это не безчувствие, а переживание нового последождевого состояния. Это состояние мягкости сердца, мира, благорасположенности ко всем и благодарности к Богу. Понятно, что мы не можем сразу переключиться на сугубо внимательную осознанную Иисусову молитву. Нам надо несколько побыть в этом состоянии, следя за собой. Напечатлеть пережитое. Вспоминать эту милость Божию и благодарить Бога, чтобы сохранить Его расположение и дарованное тебе сокровище. Это оазис, а впереди еще трудный путь по пустыне, от оазиса к оазису в землю обетованную. Впереди еще многие битвы и искушения.
Затем опять настают для тебя покаянные будни. Опять нужно тебе призывание имени Божия. Опять противление страстным помыслам и ощущениям. Опять борьба с духами за свое очищение и спасение. Опять молитвы на потребу дня. Опять подкрепление от церковных таинств и треб. Опять исповедь и исповедание состояния перед отцом духовным. Опять поиск Бога и встречи с Ним. Опять утеснение твоего сердца. Опять неожиданное, как всегда, посещение тебя Богом и дарование нового сокрушающего помысла-ключа. Опять очищение, смирение и ощущение жизни. Новое ведение, новый опыт, новое познание безграничного Бога. Опять сокрушение и плач по конкретному новому предмету, и продвижение к овладению своим сердцем – к состоянию присно сокрушенности и смиренности его, что и есть жертва, Богу угодная, которую Он не уничижит (т.е. не унизит и не отвергнет), но примет как благоуханную и приятную ему.
Так мы покаянно переделываем себя с Божьей помощью из ветхого в нового человека. Так мы приносим богоугодное покаяние Богу и продвигаемся в деле своего спасения. Так мы стяжеваем смирение и любовь. Так мы примиряемся и содружаемся с Богом! Так Бог познает нас, а мы – Его! Кто вне этого блаженного делания, тот может услышать грозный голос Бога: «Отойдите от Меня делатели беззакония и неправды, Я не знаю вас»! Он услышит этот приговор даже если и молился, постился, творил милостыню и прочие добродетели и исполнял заповеди Христа, и даже творил Его именем чудеса. Почему так? Да потому, что он все это делал не из сердца СОКРУШЕННОГО И СМИРЕННОГО! А значит, делал это лицемерно, корыстно, с самоудостоением, самомнением, гордостью и тщеславием, как не познавший блаженный плач и Бога, обретающегося в этом плаче. За это он и унижен, и отвержен Богом.
«Боже всемилостивый, покаяния не стяжах, ниже слез, сего ради молю Тя, даруй мне сердце присно сокрушенное и нищету же духовную! Да сие принесу Тебе, яко жертву приятную, единый Спасе!» (Из великого канона Андрея Критского, песнь 8).