Переписка
Вопрос о делании Иисусовой молитвы
Батюшка, благословите! Можете объяснить, что сие значит? Я не очень поняла, что имеет ввиду Святой Отец. Особенно последние строки, ведь надо всегда призывать Имя Божье во спасение, а тут...имеется ли то, что это относится только к самочинным, а те которые оставляют его и слушаются, то их не ждет подобное? ТО есть главное в молитве предочищение себя послушанием, а без него получается погибель, как не призывай Имя Божье..
св. Григорий Синаит
Научить других сему чину не всех возможно. Послушливых простецов и неграмотных – да; потому что послушание ради смирения ко всякой добродетели способно, Непослушливым же, простецы ли они, или ученые, не преподается сия наука, чтоб не впали в прелесть; ибо самочинный не может избежать самомнения, которому обычно сопутствует прелесть, как говорит святой Исаак. Некоторые же, не помышляя об имеющем быть вреде, всякого прилучающегося учат своими усилиями держать память Божию для того, чтобы ум навык сей памяти и возлюбил ее, что невозможно, особенно для привыкших жить по своему чину. Ибо так как ум их нечист по причине нерадения и высоко мудрия и не предочищен слезами, то они узревают паче срамные образы помыслов, нежели молитву, между тем как гнездящиеся в сердце их духи нечистые, будучи тревожимы страшным именем (Божиим), скрежещут, желая погубить уязвляющего их. Почему если самочинник услышит или из книг узнает о делании сем и возжелает держать его, то одно из двух постраждет: или, если нудить себя будет, впадет в прелесть и останется неисцельным, или, если нерадеть будет, во всю жизнь останется безуспешным.
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
"Научить сему чину не всех возможно" - это истина и горькая правда! Бог гордым противится, а любой непослушник действует гордостью и недоверием отцу духовному (если не неверием). Гордец и так не спасается, так что риск в любом случае оправдан. Смириться скорбями и прочим - овладеет молитвой и спасется. Не смирится - погибнет и с деланием (от прелести) и без него (без покаяния). Ибо покаяние, как делание состоит из трех частей: непрестанной молитвы Иисусовой, очищения помыслов и терпения находящих искушений за два первых делания. Не будет перво части (молитвы) - не будут и двух остальных, а значит и покаяния. А без покаяния, по слову Самого Спасителя, все погибнут!