Переписка
О ВОСПИТАНИИ НАШИХ ДЕТЕЙ
Чадо NN:
"Батюшка, последний случай с сыном одного из Ваших чад меня очень волнует. Ведь и у меня есть сын. И у меня схожая с этим чадом ситуация - жена вне Церкви, а при этом возможно и даже очень вероятно влияние бесов. И даже, в этом случае, оно имеет место. Но как же быть? Как защитить своего сына? Как правильно воспитать его в православной вере. Вот, применительно ко мне, до некоторого времени, он был младенцем. Теперь он отрок и ходит в школу.
Вопрос у меня насущный и меня очень волнует. Как ПРАВИЛЬНО воспитать сына? Как ему рассказать и объяснить о любви к Богу? О Боге? Я осознаю, что недостаточно, преступно для меня, мало времени уделяю времени этому наиважнейшему вопросу. И это еще одна тема для покаяния. Очень обширная.
Гораздо легче воспитывать ребенка (или детей) когда вся семья в вере.
А как мне быть? Нет, моя жена нисколько не мешает мне быть в Церкви, отдавать СВОЮ 1/10 и т.д. Даже, наоборот.
Но все же я чувствую, что все это недостаточно. Как правильно воспитать сына? Я понимаю, что если в человеке есть Божье начало, то Бог обязательно поможет ему развиться. Было бы желание человека. Но дело в том, что с меня, как с отца не снимается ответственность за сына, а, наоборот. Батюшка, я очень безпокоюсь за своего сына и за всех наших детей. Это мое действительно «слабое место», я боюсь бесовских ударов в этом направлении.
Да, надо приучать его к молитве и т.д. Что-то он умеет, читает. Но я пока не вижу в нем особой тяги. Очень редко, но объясняю ему о Боге и т.д. Как правильно объяснить, как научить его? Батюшка, прошу Вас, научите, вразумите! Он такой беззащитный!
Я понимаю, что в двух-трех строчках это не описать, но все же… Я постараюсь понять!
Вы только направьте меня! Батюшка, простите меня"!
ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА
Это не рецепт, а просто мое видение этой важной проблемы.
Богоугодное воспитание своих детей в Божьей вере очень сложное и крайне трудное дело. Сложность и трудность не в смысле приложения своих усилий, а в смысле нахождения единственно правильных решений. С одной стороны, мы знаем, что даже у святых (например, у святого Исаака) в их семьях при равных условиях один ребенок становился святым, а другой - грешником (Иаков и Исав). С другой стороны мы несем ответственность за сам процесс богоугодного воспитания, а не за его конечный результат, который, увы, не в нашей власти. Мы все время должны создавать такие условия, чтобы наш ребенок имел выбор чистого, светлого и божественного! Он этим должен с нашей подачи питаться, дышать и освящаться. Если после этого он все же сделает выбор не в пользу Бога - то это будет только его грех, грех его выбора! А вот если мы будем сами запечатлевать в нем греховное и не богоугодное (к чему наша падшая природа так склонна), то в этом будет наша вина! Наша беда в том, что мы живем не только в атмосфере нашей семьи, где еще как-то можно было бы наладить нужную атмосферу. К сожалению и в семье, при неверии или иноверии одного из супругов создать нужную духовную атмосферу и благочестивую обстановку не удастся. Но и в семье где родители верующие и единомысленны есть большая проблема, и приходит она извне, от мира сего! Мы под давлением житейских обстоятельств вынуждены отдавать своих детей в объятия этого грешного мира. Дети естественно тянутся к сверстникам. Жить только с родителями и взрослыми для них тяжело. А сверстники окружающие нас живут в совершенно других условиях, которые способствуют погибели их душ. В семьях этих сверстников никто не заботится о спасении и богоугождении. В них люди живут во мраке неведения, неверия, под властью диавола и по стихиям страстей. И вот наши дети приходят в детский сад, или школу, училище, коледж и т.д. и сталкиваются с этими детьми. А эти дети мира сего часто превосходят наших детей в том, что так ценно в этом миире. Вера, добродетели, честность, правдивость, духовность и прочие богоугодные качества в этом мире не только не в цене, но презираются им как пережиток и слабость. Наши дети заражаются духом мира сего. Они начинают подражать лидерам их детского мира, которые все одержимы демонами. А поскольку чаще всего наши дети остаются наедине с противоположным нашему настроению миром, то устоять у них нет никаких шансов. Нам же всякий раз по их возвращению в семью предстоит тяжелейший труд по выкорчевыванию из них всего того, что было нанесено миром и насаждению божественного. Но если вкус у них к божественному не развит, если они занимаются им только по нашему настоянию и под нашим давлением, то ничего хорошего из этого не получится. В лучшем случае мы растим лицемеров, которые при первой возможности их собственного выбора сбросят с себя "ярмо" нашей веры навязанное им нами родителями из своего мироощущения и миросозерцания. Для нас главное напечатлевать в наших детях как можно больше и как можно чаще божественные впечатления, причем впечатления для всех органов чувств, для ума. для души, для сердца и для всего нашего естества. Главное же это стараться привить дух умиления и сострадания! При таком напечатлевании мы должны стараться насадить в своем ребенке правильное миросозерцание и приучить к правильному мироощущению. Ограждая от зла и вреда, мы должны в нужную меру говорить им и об этом, чтобы они были готовы и умели бы ограждаться и защищать себя. Важным для воспитания детей является пример самих родителей. Если родитель призывает к добродетели, которую сам не имеет или к заповеди, которую сам не исполняет, то ничего у него не получится. Родитель всегда должен быть примером всему тому, чему он учит ребенка и к чему его призывает! Если же личный пример не срабатывает, то осознавши немощь свою, должно плакать и смиренно просить помощь у Всесильного Бога. Молитва это последнее, но самое мощное и надежное средство воспитания детей! Мы просим Бога восполнить все наши упущения, исправить все наши промахи и ошибки, управить все обстоятельства и условия самым полезным для наших детей образом и имиже Он ведает судьбами спасти нашего ребенка или наших детей!
Боже, милостив буди нам грешным родителям, и помоги нам, немощным и неразумным, воспитывать наших детей так, как это угодно Тебе и полезно им! Огради их от влияния мира сего и от всякого зла и вреда! Управи их путь ко спасению и имиже Ты веси судьбами спаси их! Аминь!