Письма и фотографии
Святых Новомучеников и Исповедников Российских
часть II
Архиепископ Пермский Варлаам (Ряшенцев)
Еп. Виктор (Островидов) из Послания к пастырям
Последнее из известных Посланий Вл. Виктора (Островидова)
Официальный протест и Акт об отложении Ярославских Архиереев и Митрополита Петроградского Иосифа (Петровых)
Послание братьев Архиепископов Пахомия Черниговского и Аверкия Житомирского
Архиепископ Гдовский Димитрий (Любимов)
Митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский)
Архиепископ Угличский Серафим (Самойлович)
Епископ Дамаскин (Цедрик)
Катакомбный Еп. Серпуховский Михаил (Жижиленко)
Резолюция Митрополита Иосифа на доклад Петроградских викариев
Архиепископ Феодор (Поздеевский)
Архиепископ Пермский Варлаам (Ряшенцев):
"Церковь, хотя и не может вести физическую борьбу с коммунизмом, должна вести духовную войну с ним."
"Митр. Сергий совершил опыт, безпримерный в истории Церкви опыт соприкосновения двух взаимоотрицающих стихий царства Божия и царства Безбожия, царства Христа и царства Антихриста. Митр. Сергий всегда отличался известной гибкостью своего ума. Здесь он перешёл меру и стал её жертвой... Безбожная родина уже не священная родина. Для христианина она перестаёт быть родиной... "
Еп. Виктор (Островидов) из Послания к пастырям
"Все оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати" (Гал. 5, 4).
... И это падение их не малое и не тайное, но весьма великое и всем очевидное для имеющих ум (1 Кор. 2, 16); а обнаружилось оно в известном "воззвании" 16/ 29 июля и в последовавшем за ним дерзком разрушении Православной Церкви.
"Воззвание" прельщённых есть гнусная продажа непродаваемого и безценного, т.е. нашей духовной свободы во Христе (Ин. 8, 36); оно есть усилие их, вопреки слову Божию, соединить несоединяемое; удел грешника с делом Христовым, Бога и Мамону (Мф. 6, 24) и свет и тьму (2 Кор. 6, 14-18). Отступники превратили Церковь Божию из союза благодатного спасения человека от греха и вечной погибели в политическую организацию, которую соединили с организацией гражданской власти на служение миру сему, во зле лежащему (1 Ин. 5,19). Иное дело лояльность отдельных верующих по отношению к гражданской власти. При первом положении Церковь сохраняет свою духовную свободу во Христе, а верующие делаются исповедниками при гонении на веру; при втором положении она (Церковь) лишь послушное орудие для осуществления политических идей гражданской власти, исповедники же за веру здесь являются уже государственными преступниками.
Всё это мы видим на деятельности митр. Сергия, который в силу нового своего отношения к гражданской власти вынужден забыть каноны Православной Церкви, и вопреки им он уволил всех епископов-исповедников с их кафедр, считая их государственными преступниками, а на их места он самовольно назначил непризнанных и непризнаваемых верующим народом других епископов. Для митр. Сергия теперь уже не может быть и самого подвига исповедничества Церкви, а потому он и объявляет в своей беседе по поводу "воззвания", что всякий священнослужитель, который посмеет что-либо сказать в защиту Истины Божией против гражданской власти есть враг Церкви Православной. Что это разве не безумие, охватившее прельщённого? Ведь так рассуждая, мы должны будем считать врагом Божиим, например, Святителя Филиппа, обличившего некогда Иоанна Грозного и за это удушенного; более того, мы должны причислить к врагам Божиим самого великого Предтечу, обличившего Ирода и за это усечённого мечом.
... Вот почему св. Максим Исповедник, когда его уговаривали и страшными мучениями заставляли вступить в молитвенное общение с неправомудрствующим патриархом, воскликнул: "Если и вся вселенная начнёт причащаться с патриархом, я один не причащусь с ним". Почему это? Потому что он боялся погубить душу свою через общение с увлечённым в нечестие патриархом, который в то время не был осуждён собором, а наоборот был защищён большинством епископов. Ведь церковная административная власть даже в лице соборов, не всегда и раньше защищала истину, о чём ясно свидетельствует история святителей Афанасия Великого, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Феодора Студита и др. Как же я могу оставаться впредь неразумно безразличным? Этого не может быть. Вот почему мы и встали на единственно возможный в нашем теперешнем положении выход это путь исповедничества истины спасения. Путь этот тяжёл, это путь подвига; но мы уповаем не на свои силы, но взираем на начальника веры и совершителя Иисуса (Евр. 12, 2). И дело наше есть не отделение от Церкви, а защита истины и оправдание Божественных заповедей, или ещё лучше охранение всего домостроительства нашего спасения. Вот почему с обличением митр. Сергия выступил целый сонм архипастырей: митрополиты (Иосиф, Агафангел, Арсений), архиепископы, епископы и множество отдельных пастырей, которые заявляют митр. Сергию, что они не могут далее признавать его за руководителя Православной Церкви, а будут управляться самостоятельно до времени.
Смотрите же, други мои и сопастыри, чтобы не быть вам увлечёнными духовными зверями. Довольно и прежнего, бывшего в недавнее время, падения; теперь мы будем ходить осторожно. Мир Божий, превосходящий всякое разумение (Фил. 4, 7) да исполнит сердца ваши и помышления ваши и да управит путь ваш во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.
Еп. Виктор.
28 февраля 1928 г.
Последнее из известных Посланий Вл. Виктора (Островидова)
В деле растления Церкви вместе с предательством митр. Сергий произвёл и тяжкую хулу на Духа Святого, которая по неложному слову Христа никогда не простится ему ни в сей, ни в будущей жизни.
"Кто не собирает со Мною, говорит Господь, тот расточает". "Или признайте дерево хорошим (Церковь) и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым" (Мф. 12, 33). "Посему говорю вам: всякий грех и хула простится человекам, а хула на Духа не простится человекам" (Мф. 12, 30-31). "Исполняя меру греха своего", митр. Сергий совместно со своим Синодом, Указом от 8 (21) октября 1927 г. вводит и новую формулу поминовения.
Смесив в одно в великом святейшем таинстве Евхаристии вопреки слову Божию "верных с неверными" (2 Кор. 6, 14-18), Святую Церковь и борющих на смерть врагов её, митрополит этим своим богохульством нарушает молитвенный смысл великого таинства и разрушает его благодатное значение для вечного спасения душ православно верующих. Отсюда и богослужение становится не просто безблагодатным, по безблагодатности священнодействующего, но оно делается мерзостью в очах Божиих, а потому и совершающий и участвующий в нём подлежит сугубому осуждению.
Являясь во всей своей деятельности еретиком антицерковным, как превращающий Св. Православную Церковь из дома благодатного спасения верующих в безблагодатную плотскую организацию, лишённую духа жизни, митр. Сергий в то же время через своё сознательное отречение от истины и в своей безумной измене Христу является открытым отступником от Божией Истины.
И он без внешнего формального суда Церкви (который не возможно над ним произвести) "есть самоосужден" (Тит. 3, 10-11); он перестал быть тем, чем он был "служителем истины" по слову: "Да будет двор его пуст ... и епископство его да приимет ин" (Деян. 1, 20).
Ряд увещаний архипастырей, богомудрых отцев и праведных мужей Церкви в течение многих лет не принесли пользы, не привели митр. Сергия к сознанию содеянного им греха и не возбудили в его сердце раскаяния.
А потому мы по благодати, данной нам от Господа нашего Иисуса Христа, "силою Господа нашего Иисуса Христа" (1 Кор. 5, 4) объявляем бывшего митр. Сергия лишённым молитвенного общения с нами и всеми верными Христу и Его Святой Православной Церкви и предаём его Божиему суду: "Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь" (Евр. 10, 30).
Настоящее деяние в дополнение к ранее сделанным нами в 1927-28 гг. заявлениям, мы совершаем в строгом сознании нашего архипастырского долга перед нашей паствой, всеми верными чадами Церкви Православной, стоя в послушании Церкви Христовой, в должном подчинении правилам Вселенских Соборов и Собора Российской Церкви 1917-18 гг., возглавляемой ныне Патриаршим Местоблюстителем Петром, митр. Крутицким, и его заместителем Серафимом, архиепископом Угличским.
"Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство!" (Лк. 12, 32).
Смиренный епископ Виктор.
Официальный протест и Акт об отложении Ярославских Архиереев и Митрополита Петроградского Иосифа (Петровых)
Высокопреосвященнейшему Сергию, заместителю Патриаршего Местоблюстителя.
Ваше Высокопреосвященство... В своём обращении к чадам Православной Церкви 29/VII-1927 г. Вы в категорической форме объявляете такую программу Вашей будущей руководящей деятельности, осуществление которой неминуемо принесло бы Церкви новыя бедствия, усугубило бы обдержащия её недуги и страдания. По Вашей программе, начало духовное и Божественное в домостроительстве церковном всецело подчиняется началу мирскому и земному, во главу угла полагается не всемерное попечение об ограждении истинной веры и христианского благочестия, а никому и ничему не нужное угодничество "внешним", не оставляющее места для важнейшаго условия устроения внутренней церковной жизни по заветам Христа и Евангелия свободы, дарованной Церкви ея Небесным Основателем и присущей самой природе ея. Чадам Церкви и прежде всего, конечно, епископату Вы вменяете в обязанность лояльное отношение к гражданской власти... Это, полагаем, не имеет ничего общаго с навязываемым Вами политиканством и заигрыванием и не обязывает чад Церкви к добровольному отказу от тех прав свободного устроения внутренней религиозной жизни церковного общества, которыя даны ему самою же гражданскою властью (избрание общинами верующих духовных руководителей себе).
На место возвращённой внутри-церковной свободы Вами широко применяется административный произвол, от которого много терпела Церковь и раньше. По личному своему усмотрению Вы практикуете безцельное, ничем не оправдываемое перемещение епископов, часто вопреки желанию их самих и их паствы, назначение викариев без ведома епархиальных архиереев, запрещение неугодных Вам епископов в священнослужении и т.д.
Всё это и многое другое в области Вашего управления Церковью, являясь, по нашему глубокому убеждению, явным нарушением Всероссийского Собора 1917-1918 гг. и усиливая всё более и более нестроения и разруху в церковной жизни, вынуждает нас заявить Вашему Высокопреосвященству:
Мы, епископы Ярославской области, сознавая лежащую на нас ответственность перед Богом за вверенных нашему пастырскому руководству чистоту Святой Православной Веры и завещанную Христом свободу устроения внутренней религиозной жизни, в целях успокоения смущённой совести верующих, за неимением иного выхода из создавшегося рокового для Церкви положения, отныне отделяемся от Вас и отказываемся признавать за Вами и за Вашим Синодом права на высшее управление Церковью.
Настоящее решение наше остаётся в силе впредь до сознания Вами неправильности Ваших руководственных действий и мероприятий и открытаго раскаяния в Ваших заблуждениях, или до возвращения к власти Высокопреосвященнаго Митрополита Петра.
Агафангел, митрополит Ярославский.
Серафим, архиепископ Угличский (Викарий Ярославской Епархии, бывший заместитель Патриаршего Местоблюстителя).
Митр. Иосиф (третий из указанных Патриаршим Местоблюстителем Заместителей).
Архиепископ Варлаам, бывший Пермский, временно управляющий Люблинским Викариатством.
Евгений, епископ Ростовский (Викарий Ярославской Епархии).
6 февраля 1928 г.
Послание братьев Архиепископов Пахомия Черниговского и Аверкия Житомирского:
"Митр. Сергий является полным рабом, послушным орудием в руках известных нам... советских учреждений и утратил вполне свой морально-церковный авторитет... Словом, такого унижения и оплевания Святая Церковь ещё не переживала.
Святая Церковь может быть подвергнута внешним бедствиям: гонениям и стеснениям, но отказаться от своей духовной свободы и достоинства не может, напротив, в бедствиях она ещё более внутренне просветляется и непрестанно обновляется (2 Кор. 4, 16-17). Таков закон духовной жизни и отдельного христианина, и всей Церкви Христовой, почему узы и скорби мы понимаем как милость Божию, ибо увенчивает за них Господь верных Своих рабов (2 Кор. 4, 17). Но на унижение Святой Церкви, на попрание её внутренней свободы Церковь никогда не согласиться. Нельзя свободу Церкви и её достоинство предавать на попрание "чтобы не быть гонимым за крест Христов" (Гал. 6, 12), по слову апостола.
Легализация, которую стараются проводить митр. Сергий и его Синод, является совершенно неприемлемой и невозможной, потому что она... противна природе Церкви, противна разуму, ибо стремится соединить несовместимое... В церковном отношении она преступна, ибо продаёт свободу внутренней жизни Церкви и кощунственно унижает её святость и достоинство...
Новая церковная политика митр. Сергия вызывает великое смущение и соблазн в церковном народе и вообще у большинства верующих, от иерархов до мiрян.
Сердце доброго пастыря, естественно, сжимается от нестерпимой скорби при виде этой потрясающей картины великого церковного разорения, наполовину произведённого рукою предстоятеля Церкви. Не нужно нам таких реформ церковных. Лучше мы все вновь и вновь пойдём в узы и изгнание, лишь бы сохранить души вверенного нам народа Божия. Ибо все дадим великий ответ за погибель чад своих...
Если же временный заместитель патриаршего местоблюстителя будет упорствовать в своей затее и не освободит своего поста, то мы уйдём от него всею Церковью. Если же митр. Сергий преслушает голос Церкви, будет упорствовать в своей политике и претендовать на власть первоиерарха, тогда он, конечно окажется церковным безчинником и отщепенцем".
Архиепископ Гдовский Димитрий (Любимов):
"Митр. Сергий... погрешил не только против канонического строя Церкви, но и догматически против её лица, похулив святость подвига её исповедников подозрением в нечистоте их христианских убеждений, смешанных якобы с политикой, соборность своими и синодскими насильственными действиями, апостольство подчинением Церкви мирским порядкам и внутренним (при сохранении ложного единения) разрывом с митрополитом Петром, не уполномочившим митр. Сергия на его последние деяния..."
4/17 янв. 1928 г.
Митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский):
"Распоряжения заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие церковные каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем."
Из личного послания к митр. Сергию от 10 мая 1928 г
Архиепископ Угличский Серафим (Самойлович):
"Митр. Сергий отпал от Церкви, то есть своими действиями нарушил церковные каноны. Митр. Сергий не состоит более в лоне Православной Церкви. Церковь, признавшая правду за коммунизмом, не есть Церковь. Организация, купленная ценою поклонения антихристу, недостойна Церкви."
Епископ Дамаскин (Цедрик):
"В живом теле Церкви среди верующих сейчас происходит глубокий процесс духовной дифференциации по отношению к главной спасительной идее Церкви. И именно ваша Декларация вызвала этот процесс...
А положение таково, что все, ставшие на путь Вашей Декларации каким-то образом утратили стимул к жизни, как бы выдохнулись, лишились энергии. Церковная жизнь у них протекает кое-как лишь по инерции, при полной их неспособности чему-либо противостать. Таково настроение, как у пастырей, так и у мирян. Объясняется же это со стороны пастырей утратой твёрдой почвы под ногами; со стороны мирян утратой доверия к личности Вашего Высокопреосвященства и иже с Вами иерархов. Неудивительно посему, что отстраняющееся от Вас меньшинство уверенно говорит об утрате Вами благодати...
Верующие, возмущённые в глубине души своей, изменой Вашей заветам Христа и правды Православной, отвернулись от Вас и от всех тех, кто с Вами; они предпочитают не ходить в храмы, где возносится Ваше имя и говеть вот уже два года из боязни сделаться прчастниками греху Вашему. Они с упованием и страхом ждут голоса ссыльной Церкви...
Грех Ваш ещё внутренняя неправда самой Декларации, основанная на боязливости. Ведь только в таком освещении становится понятным восьмой стих двадцать первой главы Откровения, где "боязливые" поставляются наряду с неверными, убийцами и любодейцами.
Но ещё больший грех Ваш против внутренней правды церковной, против Евангельского завета безбоязненно исповедовать Истину.
Страшно подумать, как пошатнули, подорвали Вы вашей Декларацией авторитет церковной иерархии, какую обильную жатву собирают на этой почве враги наши, как много верующих, невидя для себя доброго примера в своих пастырях, усомнились в Вечной Правде, и как много их посему отшатнулось от Церкви и погибает в отщепенческих болотах и в струях сектантства! Пользуются умело враги произведенным Вами в Церкви смятением и с удесятерённой наглостью проводят свою безбожную программу.
О, Владыко! Подумайте, какая тьма погубленных душ на Страшном Суде сможет вину за свою гибель свалить на Вас!
О, Ваше Высокопреосвященство, пока не поздно, посмотрите к какой пропасти подвели Вы доверившихся Вам и, пока не поздно, торопитесь исправить свою ошибку.
Вся Церковь ждёт от Вашего Высокопреосвященства открытого заявления считаетесь ли Вы с мнением подавляющего большинства иерархов, почти всей ссыльной Церкви, а также на мольбы и протесты множества других пастырей и мiрян ответите ли отказом от ошибочного шага и изменением курса своей церковной политики, или же предпочтёте утверждаться на основе уже совершённого Вами уклона в сторону расхождения со всею Церковью.
Настоящий грозный момент истории Российской Церкви, если все мы по достоинству не оценим его значения, может закончиться грозным приговором: "Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его". Да не будет же имя Вашего Высокопреосвященства заклеймлено историей, как одного из гасителей светильника Российской Церкви!
Угасание духа веры в народе, принижение спасительных идеалов Церкви, забвение пастырями своего долга, умножение на этой почве беззакония, "иссякание любви многих" не могло не привести к тяжелым последствиям. Во всяком организме угасание духа вызывает конвульсии. Слишком далеко отошли мы в нашей церковной жизни от заповедей Христа, от руководства учением свв. Апостолов, от заветов свв. Отцов, Мучеников и Исповедников; тяжкие скорби необходимы стали, чтобы хоть таким путём обратить наше внимание на великий грех призванных к святости носителей Имени Христова. Может быть во всём этом уже начало суда Божия над грешным мiром, надлежит же "начаться суду с дома Божия" (1 Петр. 4, 17). Благословлять подобает Господа за ниспослание нам настоящих испытаний, направленных для пользы и спасения нашего, а не прыгать в паническом страхе в болото, где позорная гибель заранее обезпечена.
Настоящие скорби... промыслительный отсев пшеницы от мякины, может быть для нового доброго посева на грешной земле, а может быть для создания кадров тех верных сынов Небесного Царя, коим предстоит противостать близящемуся царству "сына погибели".
Не следовало при этом упускать из виду, что сколько бы ни делать сатане уступок, он будет требовать всё новых жертв себе, ибо такова природа зла; сила Церкви и источник её постоянного обновления не вовне, а внутри её самой... Всё совершается совершенно обратно всем Вашим человеческим расчётам и упованиям...
Вы уже не можете быть вычеркнуты со страниц истории Церкви: то ли в сонм Исповедников своих впишет имя ваше Российская Церковь, или же отнесёт к числу изменников её мироспасительным идеалам...
Внемлите общему голосу верующего народа, каковой несомненно является и "голосом Божиим"..., вглядитесь в открывающуюся перед Вами пропасть неизбежного раскола; ужаснитесь ответственности за угасание огня веры в народе... и откажитесь от Вашего курса, от Ваших компромиссов; аннулируйте Вашу Декларацию как акт личного Вашего заблуждения и выходящий за пределы Ваших полномочий; явите себя глашатаем Вечной Правды и истинной Любви Евангельской пред миром; отбросьте человеческие мудрования и расчёты и станьте на путь твёрдого исповедничества во имя Христово; не бойтесь возможности горших скорбей и испытаний для Церкви (они неизбежны, и Ваши компромиссы лишь принижают их значимость), ибо Церковь возликует, идя всед за тем на новую Голгофу, и даже в страданиях своих благословит имя Ваше, зная что главный источник разлагающенго её начала Вами уничтожен...
Но увы! Если Вы, Ваше Высокопреосвященство, станете упорствовать в своём курсе и открыто пренебрежёте голосом Церкви, то она продолжая свой крестный путь, откажется от Вас, как от соучастника с её распинателями.
Большинство ссыльных иерархов до сих пор не предполагали, что в действительности Вы и Ваши единомышленники... ушли гораздо дальше, чем мы в состоянии были предположить; что Вы перешагнули далеко за намеченную Вами раньше черту, и дальше путь Ваш идёт уже с очевидным уклоном по направлению за ограду Церкви. Постепенно истина эта открывается для всех. Мы все остановились, не идя с Вами, и продолжаем умолять, звать Вас вернуться, вновь соединиться с нами. Но ведь жизнь не может остановиться, и мы вынуждаемся идти вперёд своей прежней дорогой.
Мы умоляем, зовём Вас, Владыка, мы всё ещё возле Вас и готовы подать Вам руки. Если Вы всё же не внемлите, не возвратитесь, то пойдёте Вашим уклоном дальше, но без нас."
Катакомбный Еп. Серпуховский Михаил (Жижиленко):
"Советская и катакомбная Церкви несовместимы... Тайная, пустынная, катакомбная Церковь анафематствовала сергиан и иже с ними".
Резолюция Митрополита Иосифа на доклад Петроградских викариев:
Для осуждения и обезвреживания последних действий Митр. Сергия, противных духу и благу Святой Христовой Церкви, у нас по нынешним обстоятельствам не имеется других средств, кроме как решительный отход от него и игнорирование его распоряжений. Пусть эти распоряжения отныне приемлет одна всё терпящая бумага да всё вмещающий безчувственный воздух, а не живые души верных чад Церкви Христовой.
Отмежевываясь от Митр. Сергия и его деяний, мы не отмежевываемся от нашего законного Первосвятителя Митр. Петра и, когда-нибудь, да имеющего собраться Собора оставшихся верными Православных святителей. Да не поставит нам в вину тогда этот желанный Собор, единый наш правомощный Судия, нашего дерзновения. Пусть он судит нас не как презрителей свящ. канонов отеческих, а только лишь как боязливых за их нарушение. Если бы мы даже заблуждались, то заблуждались честно, ревнуя о чистоте Православия в нынешнее лукавое время. И если бы оказались виновными, то пусть окажемся и особенно заслуживающими снисхождения, а не отвержения.
Итак, если бы нас оставили все пастыри, да не оставит нас Небесный Пастырь, по непреложному обещанию Своему пребывать в Церкви до скончания века.
23 декабря, 1927 г.
Архиепископ Феодор (Поздеевский):
"Дорогой друг мой! Под впечатлением Вашего тревожного письма от 2 (15) октября я заглянул в свою записную тетрадь, припомнив, по ассоциации с предметом Вашей тревоги, некоторые сравнительно давнишние свои заметки в ней. Вот что было набросано мною под 18 февраля (3 марта) 1924 г.:
"Может быть, скоро мы окажемся среди океана нечестия малым островком. Как постепенно подкрадывалось и быстро совершилось падение самодержавия и изменился лик русской государственности, таким же образом происходит и может быстро совершиться реформационно-революционный процесс в нашей Церкви. Картина церковных отношений может вдруг видоизмениться, как в калейдоскопе. Обновленцы могут вдруг всплыть, как правящая в России "церковная партия", причем противников у неё может оказаться очень немного, если открытые обновленцы и скрытые предатели поладят между собою и совместно натянут на себя личину каноничности. Конечно, можно гадать и иначе, но во всяком случае истинным чадам Вселенской Христовой Церкви надлежит бодрствовать и стоять с горящими светильниками".
"Трудность настоящего времени для православного человека состоит, между прочим (если не главным образом), в том, записано мною в тетрадь под 1 (14) января 1925 г., что теперешняя жизнь Церкви требует от него высокодуховного отношения к себе. Нельзя полагаться на официальных пастырей (епископов и иереев), нельзя формально применять каноны к решению выдвигаемых церковной жизнью вопросов, вообще нельзя ограничиваться правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дивьими зверями в овечьей одежде. Жизнь поставила вопросы, которые правильно, церковно правильно, возможно разрешить только перешагивая через обычай, форму, правило и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании добра и зла. Иначе легко осквернить святыню души своей и начать сжигание совести (1 Тим. 4, 2) чрез примирение, по правилам, с ложью и нечистью, вносимыми в ограду Церкви самими епископами. На "законном" основании можно и антихриста принять..."
Церковные события последних недель не являются ли подтверждением этих предчувствий? То жуткое, что предощущалось душою 2-3 года тому назад, не придвинулось ли к нам вплотную с вторичным вступлением митр. Сергия в управление Русской Православной Церковью? Вызвавшее многообразную и вполне заслуженную отрицательную критику, послание митр. Сергия и его Синода не бросило ли возглавляемую им церковную организацию в омерзительные, прелюбодейные объятия атеистической, богохульной и христоборной (анти-Христовой) власти [Разнообразные эпитеты, прилагаемые мною к советской власти, я употребляю не в ругательном, а в существенном, строго определённом смысле] и не внесло ли страшное нечестие в недра нашей Церкви? Заметьте: изошло это послание не от раскольников-обновленцев, борисовцев и им подобных отщепенцев и не от еретиков-живоцерковников, а от законной, канонической, по-видимому православной иерархии; главные положения послания опираются на тексты (правда, иногда не без искажения их: см. лжетолкование на 1 Тим. 2, 1-2) Св. Писания и на, как будто однородный с настоящим, опыт древней Церкви. С другой стороны, послание стремится и надеется удовлетворить насущной потребности истомленных гонениями верующих душ, ибо сулит им мир и покой. И многие-многие, особенно из духовенства, сочувственно откликаются на обращение митр. Сергия и его Синода.
В результате этой симфонии богоборной власти и православной законной иерархии получаются уже некие "благие" плоды: епископы (правда, далеко не высшего качества и не очень "виновные") возвращаются из ссылок (правда, не далеких) и поставляются на епархии (правда, не на те, с которых были изгнаны) при исполняющем обязанности Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии имеется Синод (правда, скорее похожий на обер-прокуроровскую канцелярию) из законных иерархов (правда, большей частью "подмоченных", т.е. весьма в церковном отношении скомпрометированных своей давнишней и прочной ориентацией на безбожное ГПУ да и не этим одним); имя митр. Сергия произносится всеми как имя действительного кормчего Русской Церкви, но увы! имя это является фальшивой монетой, так как фактически распорядителем судеб Русской Церкви и Её епископов, как гонимых, так и протежируемых, т.е. милуемых и поставляемых на кафедры (последнее особенно печально!) является нынешний "обер-прокурор" Православной Русской Церкви Евгений Александрович Тучков. [Всего этого не осмелится отрицать митр. Сергий, явившийся несчастным инициатором, вернее орудием чудовищного замысла осоюзить Христа с Велиаром.]
Всякому, имеющему очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, ясно, что, вопреки декрету об отделении Церкви от государства, Православная Церковь вступила в тесный, живой союз с государством. И с каким государством?! Возглавляемым не Православным царем [В свое время многие члены Церкви энергично возражали против связи Церкви с таким государством], а властью, которая основной своей задачей поставляет уничтожение на земле всякой религии, и прежде всего Православного Христианства, так как в нем она видит и справедливо основную мировую базу религиозной веры и первоклассную крепость в Её брани с материализмом, атеизмом, богоборчеством и сатанизмом (коему, как гласит народная молва, причастны неции из властей века сего).
"И повел меня (один из семи ангелов) в духе в пустыню, вещает нам св. Иоанн Богослов, и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными... и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых, и, видя её, дивился удивлением великим..." (Апок. 17, 3, 5, 6).
И как было не дивиться Св. Тайнозрителю, когда он узрел перед собою преображение "жены, облеченной в солнце", "имевшей под ногами луну и на главе венец из двенадцати звезд" (Апок. 18, 2) в "мать блудницам и мерзостям земным", "упоенную кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых"?!
Друг мой! Не видим ли мы нечто подобное собственными глазами?! Не проходят ли перед нами события, невольно приводящие на память духовные созерцания Новозаветного Тайновидца? Сопоставьте приведенные выше слова Апокалипсиса с делом и деяниями наших живоцерковников и обновленцев! Не приложимы ли они к ним, вплоть до мелочей?!
Гораздо значительнее, в указанном апокалиптическом смысле, представляются события последних дней, связанные с именем митр. Сергия. Значительнее, хотя бы по одному тому, что усаживается на зверя багряного с именами богохульными не самочинная раскольница, а верная жена, имущая образ подлинного благочестия, видимо не оскверненного предварительным отступничеством. В этом главная, жуткая сторона того, что совершается сейчас на наших глазах, что затрагивает глубочайшие духовные интересы чад Церкви Божией, что неизмеримо по своим последствиям, не поддающимся даже приблизительному учету, но по существу имеющим мировое значение, ибо таковое значение принадлежит изначала Церкви Христовой, единой, истинной (Православной), на которую с небывалой силой ополчаются теперь силы ада и с которой мы органически связаны не в сём только веке, но и в будущем, если действительно возлюбили век оный. Как же нам быть в эти страшные минуты новой опасности, надвинувшейся по внушению вражьему на нашу Мать, Святую Православную Церковь? Как быть, чтобы не выпасть из Её благодатного, спасительного лона и не приобщиться нечестию богохульного зверя и сидящей на нем блудной жены? Господи, скажи нам путь, воньже пойдем!..
"После сего я увидел, продолжает Богослов, иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую. Земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом, говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделалась жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице" (Апок. 18, 2).
"И услышал я иной голос с неба, говоривший: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её" (Апок. 18, 4).
Не подумайте, дорогой мой, что апокалиптико-эсхатологические экскурсы я предлагаю в качестве непреложно-догматического толкования данных мест Откровения. Это было бы с моей стороны непозволительным притязанием, безумной дерзостью. Я только провожу пунктирную линию между образами Апокалипсиса и современными церковными событиями, которые невольно обращают мысль к этим пророческим образам, с своей стороны бросающим яркий луч света на данные события. "Можно неоднократно усматривать еще в Ветхом Завете, что одни и те же пророчества сперва исполняются в малом виде, а потом имеют ещё другое, высшее и окончательное исполнение" (не привожу примеров, дабы не растягивать письма). Это обстоятельство достаточно для оправдания делаемых мною сопоставлений, которые я предлагаю Вашему христианскому размышлению и отдаю на Ваш дружеский суд, усердно прося Ваших молитв о вразумлении меня Благодатию Духа Истины, без Которого наши человеческие соображения о предметах духовных часто оказываются лишь "пленной мысли раздраженьем". Ни сама широкая ученость, ни самый глубокий природный ум, ни самая утонченная естественная мистика не могут дать удовлетворительного разумения таин Божиих. А здесь мы соприкасаемся с тайной, великой и, в известном смысле, последней тайной земного бытия Церкви и человечества.
Тайной является и вопрос, естественно возникший при чтении последнего приведенного мною стиха из Апокалипсиса, где верные призываются выйти из Вавилона, вопрос о том, когда народ Божий должен совершить свой выход.
Один чрезвычайно ученый, вдумчивый, благочестивый и скромный толкователь Апокалипсиса так отвечает на этот вопрос: "Тогда, когда Вавилон будет на рубеже суда"... "Это познала на своем опыте первенствующая Церковь, которая вышла из развалин Израиля: сигналом освобождения Её был суд над ветхозаветным народом".
Тогдашняя Церковь имела достаточно ясные и даже внешне определенные указания для своего исхода (Мф. 24, 15; Мк. 13, 14 и особенно Лк. 21, 20).
Можно ли сказать это о признаках предписанного Господом исхода в ту заключительную эпоху, к которой в конечном счёте относятся слова Тайнозрителя, и предварением которой, можно думать, имеется теперешнее время? "Рубеж суда" не есть ни хронологический, ни внешне видимый признак.
Для усмотрения его люди должны иметь отверстыми духовные очи. Фарисеям, вопрошавшим Господа: "Когда приидет Царствие Божие?" был дан ответ: "Не приидет Царствие Божие с соблюдением", т.е. Царство Божие не придёт приметным образом для чувственных очей, "ниже рекут: се зде, или: онде. Се бо Царствие Божие внутрь нас есть" (Лк. 17, 20-21). "Это значит, по словам Епископа Игнатия Брянчанинова, надо оставить плотскую и греховную жизнь, потом посредством покаяния и жительства по евангельским заповедям очистить и украсить душевный храм, по совершении чего Дух Святой осеняет его, совершает окончательное очищение и убранство. В такой храм нисходит Бог и учреждает в нём Свое духовное, невидимое, но вместе вполне ощущаемое и познаваемое Царство. Кто приял внутрь себя Царство Божие, тот может узнать и избежать антихриста или противостать ему. Кто же не приял внутрь себя Царства Божия, тот не узнает антихриста; тот непременно, непонятным для себя образом, сделается его последователем; тот не узнает приближающейся кончины мира и наступающего страшного второго пришествия Христова; оно застанет его неготовым. Никакое человеческое учение словом и словами недостаточно для наставления тому, что требует наставления в душевной клети, наставления от Самого Бога. Стяжавший внутри себя Царствие Божие имеет руководителем Святого Духа, Который наставляет всякой истине руководимого Им человека, не допускает его быть обманутым ложью, облекающеюся для удобного обмана в призраки истины. Очень верно сказал некоторый блаженный инок, беседуя об Антихристе: "Многие имеют веровать в антихриста и начнут славить его, как Бога крепкого. Имущие Бога в себе и просвещенные сердцами увидят истину чистою верою и познают его. Всем бо, имущим Боговидение Божие и разум, тогда разумно будет пришествие мучителя.
Имущим же присно ум в вещах жития сего и любящим земная непонятно сие будет, "привязаны бо суть в вещах житейских. Аще и услышат слово: то не имут веры, но паче омерзит им глаголяй сия". Они сочтут его сумасбродом, достойным лишь презрения, сожаления. Омраченное своим плотским мудрованием человечество и вовсе не будет верить второму пришествию Господа. Приидут в последние дни ругатели, по своих похотех ходяще и глаголюще: где есть обетование пришествия Его! Отнележе бо отцы успоша, вся тако пребывают от начала создания (2 Петр. 3, 3-4)" (Еп. Игнатий Брянчанинов. Поучение в понедельник 26-й недели о Царствии Божием. Соч. 3-е изд. т. 4, с. 266-268).
Что господствующая ныне "власть темная" мыслит, рассуждает и действует в стиле этих ругателей, в том нельзя сомневаться и тому не следует дивиться. Но не сочтут ли и современные церковные деятели, "имущие образ благочестия, силы же его отвергшиеся" и с "ругателями" века сего сочетавшиеся, не сочтут ли они "сумасбродством, достойным лишь презрения" тех дум, которые износит моя душа навстречу Вашей?
На днях один епископ, отстаивая ориентацию митр. Сергия, запугивал своего собеседника, с негодованием отвергавшего эту ориентацию, между прочим, тем, что несогласные с Сергием останутся в таком меньшинстве, что явятся одной из множества существующих у нас мелких сект. Бедный епископ, прибегающий к такому безсильному аргументу в защиту народившейся "советской Православной Церкви"! Вспомнил бы он слова Спасителя о том, найдет ли, придя, Сын Человеческий веру на земле!
Вспомнил бы множество апостольских предсказаний об оскудении веры и о умножении всякого нечестия в последние времена! Вспомнил бы сказанное Тайнозрителем о Церкви Сардийской, в которой лишь "несколько человек" "не осквернили одежд своих", и о славной Церкви Филадельфийской, "не много имевшей силы", но сохранившей слово Господне и не отрекшейся от имени Христова! (Апок. 3, 4, 8).
"Множество" и "большинство" необходимы в парламентах и партиях, а не в Церкви Божией, являющейся столпом и утверждением Истины, независимо от этих категорий и даже вопреки им (ибо Она имеет свидетельство в себе самой).
"Евангелие будет всем известно, говорит Епископ Феофан (Говоров) о временах, предшествующих явлению антихриста [в толковании на 2-е Послание к Солунянам], но одна часть пребудет в неверии ему, другая наибольшая будет еретичествовать, не Богопреданному учению следуя, а построевая в себе веру своим измышлением, хотя на основании слов Писания. Этим самоизмышленным верам числа не будет... Их и теперь уже очень много, а будет ещё больше. Что ни царство, то своё исповедание, а там, что ни область, а далее, что ни город, а под конец, может быть, что ни голова, то своё исповедание. Где сами себе строят веру, а не принимают Богопреданную, там иначе и быть нельзя. И все такие будут присвоять себе имя христиан".
Это с одной стороны. С другой, по словам еп. Феофана, "будет и часть содержащих истинную веру, как она передана св. Апостолами. Но и из этих немалая часть будет по имени только правоверными, в сердце же не будет иметь того строя, который требуется верою, возлюбив нынешний век. Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это одна видимость, внутри же отступление истинное. На этой почве народится царство антихриста и возрастет в том же духе видимости. Потом, отдавшись сатане, явно отступит от веры и... не содержащих христианства в истине увлечет к явному отступлению от Христа Господа". Стоит над этим задуматься, дорогой мой!
Уместным считаю сообщить Вам следующее. Недели 2-3 тому назад я читал письмо, в котором приводились подлинные (в кавычках) слова одной небезызвестной "блаженной", сказанные ею на запрос о митр. Сергии, причем вопрошавший, по-видимому, указывал, что митр. Сергий не погрешил против православных догматов, что он не еретик. "Что ж, что не еретик?! возразила блаженная. Он хуже еретика: он поклонился антихристу, и, если не покается, участь его в геенне вместе с сатанистами".
Все это вместе взятое и многое другое, видимое и слышимое, и заставляет живые верующие души настораживаться и внимательно всматриваться в развертывающуюся перед нами картину усаживания жены на зверя. Эти души чувствуют новую, небывалую опасность для Церкви Христовой и, естественно, бьют тревогу. Они, в большей части своей, не спешат окончательным разрывом с церковными "прелюбодеями", в надежде, что совесть их не сожжена до конца, а потому возможно покаяние и исправление, т.е. отвержение начатого ими темного дела. Сбудется ли это чаяние?! От души говорю: подай, Господи! (Чаяние Вл. Феодора до сих пор ещё не сбылось).
Но в самой глубине его вижу сомнение и, однако, пока не ставлю точки над i. Пусть поставит её время, а точнее сказать, Владыка времён! Он же да сохранит нас, как от легкомысленной поспешности, так и от преступно равнодушной медлительности в том страшно ответственном положении, в которое мы поставлены Промыслом Божиим!
Вот, друже мой, некраткий отклик на Ваше коротенькое, но кровью сердца написанное письмо.
Господь да хранит и да умудрит нас в эти тяжкие и жуткие минуты нашего духовного бытия!
Любящий Вас брат о Господе...
P.S. Письмо это писал, многократно отрываясь от него, и в обстановке, препятствующей сосредоточению мысли. Поэтому не взыщите, если оно вышло отрывочным и несколько несвязным. На днях, может быть, напишу Вам ещё о том же предмете, но с другой стороны касаясь его.
22 октября 1927 г.