"Святой" патриархотступник Тихон Белавин
Документ № П-164
Обращение патриарха Тихона к духовенству
и верующим Российской Православной Церкви
28 июня 1923 г.
взято из книги:
АРХИВЫ КРЕМЛЯ
Политбюро и церковь
1922-1925 гг.
Книга 2
ДОКУМЕНТЫ РАЗНЫХ ДЕЛ ИЗ ФОНДОВ
АПРФ, ГАРФ, РЦХИДНИ, ЦА ФСБ
1922-1925
|
Издание подготовили:
Н.Н. Покровский, С.Г. Петров
Новосибирск "Сибирский хронограф"
Москва "РОССПЭН"
1998
|
(сохранена орфография оригинала)
Обратите особое внимание на выделенные и подчеркнутые места документа
ОБРАЩЕНИЕ
Божиею Милостью Патриарх Московский и всея России
Смиренный Тихон Архипастырям, Пастырям и Пасомым
Православной Церкви Российской.
БЛАГОДАТЬ ВАМ И МИР ОТ ГОСПОДА ДА УМНОЖАТСЯ.
Более года прошло, как вы, отцы[,] братья, не слышали слова моего... Тяжелое
время переживали мы и, особенно, тяжесть эта сильно сказывалась на мне в последние
месяцы. Вы знаете, что бывший у нас собор месяц тому назад постановил лишить
меня не только сана патриарха, но даже монашества, как «отступника от подлинных
заветов Христа и предателя церкви». Когда депутация собора 8 мая объявила мне
такое решение, я выразил протест, так как признал приговор неправильным и по
форме и по существу. По апостольскому правилу 74, епископ зовется на суд епископами,
если он не послушает, зовется вторично через посылаемых к нему двух епископов,
если опять не послушает, зовется в третий раз через двух, и когда не явится,
собор произносит о нем решение, и он да не мнится выходу имети, бегая от суда.
А меня не только не звали на суд, а даже не извещали о предстоящем суде, без
чего формально и приговор не имеет силы и значения. Что касается существа дела,
то мне ставят в вину, будто «я всю силу своего морального и церковного авторитета
направлял на ниспровержение существующего гражданского и общественного строя
нашей жизни». Я, конечно, не выдал себя за такого поклонника Советской Власти,
какими объявляют себя церковные обновленцы, возглавляемые нынешним Высшим Церковным
советом, но зато я и далеко не такой враг ее, каким они меня выставляют. Если
я первый год существования Советской Власти допускал иногда резкие выпады против
нее, то делал это вследств[и]е своего воспитания и господствовавшей на бывшем
тогда соборе ориентации. Но со временем многое у нас стало изменяться и выясняться,
и теперь, например, приходится просить Советскую Власть выступить на защиту
обижаемых русских православных в Холмщине и Гродненщине, где поляки закрывают
православные церкви. Я, впрочем, еще в начале 1919 года старался отмежевать
церковь от царизма и интервенций, а в сентябре того же года 1919 выпустил к
архипастырям и пастырям воззвание о невмешательстве церкви в политику и о повиновении
распоряжениям Советской Власти, буде они не противны вере и благочестии
[1]. Посему, когда нами узналось, на Карловацком соборе в ноябре 1921
года большинство вынесло решение о восстановлении династии Романовых, мы склонились
к меньшинству о неуместности такого решения [2]
А когда в марте 1922 года стало нам известно обращение Президиума Высшего Церковного
Управления заграницей о недопущении русских делегатов на Генуэзскую конференцию,
мы упразднили самое это Управление, учрежденное с благославления Константинопольского
Патриарха. Отсюда видно, что я не такой враг Советской Власти и не такой контрреволюционер,
как меня представляет Собор.
Все это, конечно, мною было бы раскрыто на Соборе, если бы меня туда позвали и спросили, как и следовало, чего, однако, не сделали. Вообще о Соборе не могу сказать похвального и утешительного. Во первых, состав епископов его кажется мне странным. Из 67 прибывших архиереев мне ведомы человек 10-15. А где же прежние... В 16 правиле двук[р]атного Константинопольского Собора говорится: «по причине случающихся в церкви Божией распрей и смятений», необходимо и сие определить: отнюдь да не поставляется епископ в той церкви, которой предстоятель жив еще и пребывает в своем достоинстве, разве сам добровольно отречется от епископства. То надлежит прежде привести к концу законное исследование вины, за которую он имеет удален быти, и тогда уже, по его низложении, вывести на епископство другого, вместо его. А у нас просто устраняли и назначали других, часто вместо выборных.
Во вторых, как на бывшем соборе, так и в Пленуме Высшего Церковного Совета входят только «обновленцы», да и в Епархиальном Управлении не может быть член не принадлежащий ни к одной из обновленческих групп (§7). Это уже «насилие» церковное... Кто и что такое церковные «обновленцы»... Вот что говорил о них еще в 1906 г. мыслитель писатель, ставший впоследствии священником[,] Вас[илий] Свенцинский. «Современное церковное движение можно назвать либеральным христианством, а либеральное христианство только полуистина. Душа, разгороженная на две камеры — религиозную и житейскую, не может целиком отдаться ни на служению Богу, ни на служению миру. В результате получается жалкая полуистина, теплопрохладное либеральное христианство, в котором нет ни правды Божией, ни правды человеческой. Представители этого христианства лишены религиозного энтузиазма, среди них нет мучеников[,] обличителей[,] пророков. И союз церковнообновленных — это не первый луч грядущей апокалипсической жены, облеченной в союзе, а один из многих профессиональных союзов, и я убежден, говорит Свенцинский, что настоящее религиозное движение будет не это и кажется оно совсем не так[»] (вопросы религии 1906 г. вып. 1-ый 5-8 стр.).
И с этим нельзя не согласиться, если обратить внимание на то, что занимает наших обновленцев, что интересует их, к чему они стремятся. Прежде всего — выгоды, чины, награды. Не согласных с ними стараются устранить, создают себе должности и титулы, называют себя небывалыми митрополитами всея России, архипресвитерами всея России, из викарных поспешают в архиепископы... И пусть бы дело ограничивалось названиями. Нет, оно идет дальше и серьезнее. Вводится женатый епископат, второбрачие духовенства, вопреки постановлениям Трул[л]ьского Собора[,] на что наш поместный собор не имеет права без сношения с восточными патриархами, причем выражающие против лишаются слова. Будем уповать, что и у нас, как говорится, в послании восточных патриархов «хранитель благочестия есть тело церковное, т. е. народ», который не признает таких постановлений бывшего собора.
Из постановлений его можно одобрить и благославить введение нового стиля календарного
и в практику церковную. Об этом мы еще вопрошали Константинопольского патриарха
в 1919 году, а нас просят Управления автономных церквей в Финляндии, Эстляндии.
Что касается моего отношения к Советской Власти в настоящее время, то я уже
определил его в своем заявлении на имя Верховного Суда
[3], который я прошу изменить меру пресечения, т. е. освободить из
под стражи. В том преступлении, в котором я признаю себя виновным, по существу
виновно то общество, которое меня, как главу православной церкви, постоянно
подбивало на активные выступления тем или иным путем против Советской Власти.
Отныне я определенно заявляю всем тем, что их усердие будет совершенно напрасным
и бесплодным, ибо я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую Власть,
откуда бы оно не исходило. Пусть все заграничные и внутренние монархисты и белогвардейцы
поймут[,] что я Советской Власти не враг. Я понял всю ту неправду и клевету,
которой подвергается Советская Власть со стороны ее соотечественных и иностранных
врагов и которую они устно и письменно распространяют по всему свету. Не минули
в этом обойти и меня; в газетах «Новое время» от 5 мая за № 606 появилось сообщение,
что будто-бы мне при допросах чекистами была применена пытка электричеством.
Я заявляю, что это сплошная ложь и очередная клевета на Советскую Власть. Бог
мира и любви да будет с Вами...
Патриарх ТИХОН.
ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ, 28 ИЮНЯ 1923 ГОДА
- РЦХИДНИ, ф. 89, оп. 4, д. 118, л. 19. Типографский лист того времени.
Ниже текста документа под горизонтальной чертой типографским набором: «Главлит
№ 11433 от 29 июня[.] Тираж 5000[.] Типография „ПРОГРЕСС", Сретенский бульвар
5».
— Опубликовано: Акты Святейшего Патриарха Тихона... С. 283-285.
Комментарий:
[1] Послание патриарха Тихона от 25.09(08.10)
1919 г. см.: Акты Святейшего Патриарха Тихона.
[2] См. об этом: Акты Святейшего Патриарха
Тихона.
[3]Заявление патриарха Тихона в Верховный
суд.