"Святой" патриархотступник Тихон Белавин
Документ № 25-41
Послание патриарха Тихона об отношении к существующей государственной власти 7 апреля 1925 г.
взято из книги:
АРХИВЫ КРЕМЛЯ
Политбюро и церковь
1922-1925 гг.
Книга 1
ДОКУМЕНТЫ РАЗНЫХ ДЕЛ ИЗ ФОНДОВ
АПРФ, ГАРФ, РЦХИДНИ, ЦА ФСБ
1922-1925
|
Издание подготовили:
Н.Н. Покровский, С.Г. Петров
Новосибирск "Сибирский хронограф"
Москва "РОССПЭН"
1997
|
(сохранена орфография оригинала)
Обратите особое внимание на выделенные и подчеркнутые места документа
Божиею
милостью, смиренный Тихон, патриарх Московский
и всея церкви Российская.
Благодать
вам и мир от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
В годы великой гражданской разрухи по воле божией,
без которой в мире ничто не совершается, во главе
русского государства стала Советская Власть ,
принявшая на себя тяжелую обязанность — устранение
жутких последствий кровопролитной войны и страшного
голода.
Вступая
в управление русским государством представители
советской власти еще в январе 1918 г. издали
декрет о полной свободе граждан веровать во что
угодно и по этой вере жить. Таким образом, принцип
свободы совести, провозглашенный конституцией
СССР, обеспечивает всякому религиозному обществу,
и в том числе и нашей православной церкви права
и возможность жить и вести свои религиозные дела,
согласно требованиям своей веры, поскольку это
не нарушает общественного порядка и прав других
граждан. А поэтому мы в свое время в посланиях
к архипастырям, к пастырям и пасомым всенародно
признали новый порядок вещей и Рабоче-Крестьянскую
Власть народов, Правительство коей искренне
приветствовали.
Пора
понять верующим христианскую точку зрения, что
"судьбы народов от господа устрояются " — и принять
все происшедшее, как выражение воли божией . Не
погрешая против нашей веры и церкви, не переделывая
чего-либо в них, словом — не допуская никаких
компромиссов или уступок в области веры, в гражданском
отношении мы должны быть искренними по отношению
к Советской власти и работе СССР на общее благо,
сообразуя распорядок внешней церковной жизни и
деятельности с новым государственным строем, осуждая
всякое сообщество с врагами Советской Власти и
явную или тайную агитацию против нее.
Вознося
молитвы наши о ниспослании благословения божия
на труд народов, объединивших силы свои во имя
общего блага, мы призываем всех возлюбленных чад
богохранимой церкви российской в сие ответственное
время строительства общего благосостояния народа
слиться с нами в горячей молитве ко всевышнему
о ниспослании помощи Рабоче-Крестьянской власти
в ее трудах для общенародного блага. Призываем
и церковноприходские общины и особенно их исполнительные
органы не допускать никаких поползновений неблагонамеренных
людей в сторону антиправительственной деятельности,
не питать надежд на возвращение монархического
строя и убедиться в том, что Советская власть
действительно — Народная Рабочая Крестьянская
власть, и потому прочная и непоколебимая. Мы призываем
выбирать в церковно-приходские советы людей достойных,
честных и преданных православной церкви, неполитиканствующих
и искренне расположенных к советской власти. Деятельность
православных общин должна быть направлена не в
сторону политиканства, совершенно чуждого церкви
божией, а на укрепление веры православной, ибо
враги святого православия — сектанты, католики,
протестанты, обновленцы, безбожники и им подобные
— стремятся использовать всякий момент в жизни
православной церкви во вред ей.
Враги
церкви прибегают ко всякого рода обманным действиям,
понуждениям и даже подкупам в стремлении достигнуть
своих целей. Достаточно посмотреть на происходящее
в Польше, где из 350-ти находившихся там церквей
и монастырей осталось всего лишь 50. Остальные
же или закрыты или обращены в костелы, не говоря
уже о тех гонениях, каким подвергается там наше
православное духовенство.
Ныне мы, с милостию
божией, оправившись от болезни , вступая снова
на служение церкви божией, призываем вас, возлюбленные
братья-архипастыри и пастыри, осудив еще раз всякое
сопротивление власти, злонамеренные против нея
умышления, мятежи и всякую против нея вражду,
— разделить наш труд по умиротворению паствы нашей
и благоустроению церкви божией.
В сознании лежащей
на нас обязанности блюсти чистоту жизни церкви,
первее всего ищущей спасения людей и осуществления
в жизни вечных божественных начал, мы не можем
не осуждать тех, кто в забвении божьего злоупотребляя
своим церковным положением, отдается без меры
человеческому, часто грубому политиканству, иногда
носящему и преступный характер, и потому по долгу
первосвятительского служения нашего благословляем
открыть действия особой при нас комиссии, возложив
на нее обследование и если понадобится и отстранение
в каноническом порядке, от управления тех архипастырей
и пастырей, кои упорствуют в своих заблуждениях
и отказываются принести в них раскаяние перед
Советской Властью, предавая таковых суду православного
собора.
Вместе
с этим с глубокой скорбью мы должны отметить,
что некоторые из сынов России и даже архипастыри
и пастыри, по разным причинам покинули родину,
занялись заграницей деятельностью, к коей они
не призваны, и во всяком случае вредной для нашей
церкви. Пользуясь нашим именем, нашим авторитетом
церковным , они создают там вредную и контрреволюционную
деятельность. Мы решительно заявляем: у нас нет
с ними связи, как это утверждают враги наши, они
чужды нам, мы осуждаем их вредную деятельность.
Они вольны в своих убеждениях, но они в самочинном
порядке и вопреки канонам нашей церкви — действуют
от нашего имени и от имени святой церкви, прикрываясь
заботами о ея благе. Не благо принес церкви и
народу так называемый Карловицкий собор, осуждение
коего мы снова подтверждаем, и считаем нужным
твердо и определенно заявить, что всякие в этом
роде попытки впредь вызовут с нашей стороны крайние
меры вплоть до запрещения священнослужения и предания
суду собора. Во избежание тяжких кар мы призываем
находящихся заграницей архипастырей и пастырей
прекратить свою политическую с врагами нашего
народа деятельность и иметь мужество вернуться
на родину и сказать правду о себе и церкви божией.
Их
деяния должны быть обследованы. Они должны дать
ответ церковному православному сознанию. Особой
комиссии мы поручаем обследовать деяния бежавших
заграницу архипастырей и пастырей и в особенности
митрополитов: Антония бывшего Киевского, Платона
быв. Одесского, а также и др. и дать деятельности
их немедленную оценку. Их отказ подчиниться нашему
призыву вынудит нас судить их заочно.
Наши
враги, стремясь разлучить нас с возлюбленными
чадами, вверенными богом нам пастырям, распространяют
ложные слухи о том, что мы на патриаршем посту
не свободны в распоряжении словом нашим и даже
совестью, что мы засилены мнимыми врагами народа
и лишены возможности общения с паствою, нами ведомою.
Мы объявляем за ложь и соблазн все измышления
о несвободе нашей, поелику нет на земле власти,
которая могла бы связать нашу святительскую совесть
и наше патриаршее слово. Небоязненно и с великим
упованием взирая на грядущие пути святого православия,
мы смиренно просим вас, возлюбленные чада наши,
блюсти дело божие, да ничтоже успеют сыны беззакония.
Призывая
на архипастырей, пастырей и верных нам чад благословение
божие, молим вас со спокойной совестью, без боязни
погрешить против святой веры, подчиниться советской
власти не за страх, а за совесть, памятуя слова
апостола: "всякая душа да будет покорна высшим
властям, ибо нет власти не от бога, — существующие
же власти от бога установлены" (Рим. XIII, I).
(Власть антихриста тоже будет "установлена от бога",
и ей тоже надо будет подчиниться "не за страх, а за совесть"?
- прим.ред.)
Вместе
с этим, мы выражаем твердую уверенность, что установка
чистых искренних отношений побудит нашу власть
относиться к нам с полным доверием, даст нам возможность
преподавать детям наших пасомых закон божий, иметь
богословские школы для подготовки пастырей, издавать
в защиту православной веры книги и журналы.
Всех
же вас да укрепит господь в преданности святой
православной вере, церкви и ее иерархии.
Патриарх ТИХОН
Москва, Донской монастырь
7-го апреля 1925 г.
Через несколько часов после подписания этого послания, в 23 часа 45 минут, когда праздник Благовещения уже закончился, приступ грудной жабы отправил "святого патриарха" Тихона (Василия Белавина) туда, где, по его последним словам, "ночь будет темная, долгая... долгая" и где по словам преданного им Господа Бога нашего Иисуса Христа "будет плач и скрежет зубов"...