"Святой патриарх"отступник Тихон Белавин
Оценка "деяний" Тихона на 60-летии восстановления патриаршества: 1917-1977
взято из книги:
|
60 летие восстановления патриаршества
Празднование юбилея
25-29 мая 1978 года
Издание московской патриархии
Москва, 1979
|
Обратите особое внимание на выделенные и подчеркнутые места документа
Из послания "святейшего патриарха" московского и всея Руси Пимена и священного синода преосвященным архипастырям, боголюбезному клиру и всем верным чадам Русской Православной Церкви, в Отечестве и в рассеянии находящимся, к 60-летию восстановления Московского Патриаршего престола
<...> Обращая мысленный взор на прожитые нашей Святой Церковью 60 лет, мы не можем не отметить некоторые вехи в ее жизни. Трудными были первые годы правления первого Патриарха - Святейшего Тихона, ибо в сложных условиях послереволюционных событий нелегко было избрать верный курс для церковного корабля. Мешало этому бремя наследия недавнего дореволюционного прошлого, когда церковное руководство подавлялось чиновниками государственной власти. Немалым препятствием явилась также нецерковная вредная деятельность части русской эмиграции, которая подрывала основы доверия Советской власти к церковной иерархии и сеяла плевелы недоразумений среди верующих. Но Святейший Патриарх Тихон со временем понял значение происшедших в стране исторических перемен и пришел к важному для дальнейшей церковной жизни пониманию того, что православные христиане должны быть искренними в отношении к Советской власти, к происшедшим великим переменам в нашей стране и трудиться вместе со всем народом на общее благо.
С именем Святейшего Патриарха Сергия соединяется новый этап в жизни нашей Церкви.
Этот поистине мудрый кормчий вывел церковный корабль на прямой путь нормальных взаимоотношений между Церковью и Советским государством. <...>
Из доклада "святейшего патриарха" московского и всея Руси Пимена на торжественном заседании, посвященном 60-летию восстановления Московского Патриаршего престола, 25 мая 1978 года
<...> Церковное сознание синодальной эпохи не мирилось со вне навязанным Церкви характером ее отношений с государством. Сознавая патриаршую форму возглавления средством для возрождения соборности и достижения независимости Церкви от государства, широкие церковные круги стремились к восстановлению Патриаршества. Однако это удалось осуществить только в результате падения монархии в России. Созванный в Москве после более чем двухсотлетнего перерыва Поместный Собор Русской Православной Церкви 4 ноября старого стиля 1917 года определил восстановить патриаршую форму церковного возглавления. Собор избрал на Московский Патриарший престол митрополита Московского и Коломенского Тихона. Интронизация нового Патриарха была совершена в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября старого стиля 1917 года. Знаменательно, что это выдающееся в истории Русской Православной Церкви событие имело место непосредственно после Великой Октябрьской социалистической революции.
Установление народной власти и последовавший затем Декрет Советского Правительства от 23 января 1918 года об отделении Церкви от государства привели к коренному изменению нашей церковной жизни. Освобожденная от подчинения государству Русская Православная Церковь получила возможность и право своего самостоятельного устроения. Отделение Церкви от государства не должно было означать отчуждение и разрыв. Оно положило начало новым отношениям между ними, основанным на невмешательстве государства в область церковную и, в свою очередь, Церкви — в область, подлежащую компетенции государства. Однако определение места нашей Церкви в новом обществе было, как известно, процессом нелегким. Пребывание Церкви в течение почти двухсот лет в положении своего рода части государственного аппарата наложило на нее определенный отпечаток. Прошлое продолжало влиять на известную часть иерархии и духовенства, оказавшихся не в состоянии правильно оценить происходящие в стране перемены. С другой стороны, противники церковной дисциплины и карьеристически настроенные раздорники создали так называемый "обновленческий" раскол. Наконец, те архиереи, которые, бросив свою паству во время гражданской войны, бежали за границу, образовали там свое церковное управление, учинив печально известный зарубежный раскол, и приступили к открытой политической борьбе с Советской Россией. Это создало неблагоприятную атмосферу для становления отношений между новым государством и Церковью.
В таких сложных условиях внутренних церковных нестроений и внешней неблагоприятной обстановки началось первосвятительское служение Святейшего Патриарха Тихона. Пребывая некоторое время в плену представлений прошлого, Патриарх сумел затем объективно оценить сущность происходивших в России перемен и занять верную позицию по отношению к новому государственному строю, положив тем самым начало установлению нормальных отношений между Церковью и Советским государством. Святейший Патриарх твердо выступил против "обновленцев" и решительно осудил деятельность монархических раскольников за границей.
Следующим избранником Божиим, ставшим во главе нашей Святой Церкви, был митрополит Нижегородский Сергий, завершивший свое первосвятительское служение на кафедре Патриарха Всероссийского. Его духовная зоркость, широта взглядов и проникновенность ума обеспечили успешное продвижение Русской Православной Церкви к желанной цели внутреннего единства и установлению нормальных взаимоотношений с государством. В этом направлении важнейшее значение имела Декларация митрополита Сергия и Священного Синода от 16/29 июля 1927 г., четко определившая положительную позицию деятелей Русской Православной Церкви по отношению к Советскому государству.
Нормализация отношений Церкви с государством в дальнейшем содействовала образованию Совета по делам Русской Православной Церкви, преобразованного затем в Совет по делам религий при Совете Министров СССР. <...>
Из приветствия "митрополита" Варшавского и всей Польши Василия
<...> Хотел бы припомнить, что, когда Господь наш пришел в Иерусалим, Он плакал о граде Иерусалиме, говоря: О, если бы ты знал день посещения твоего! И вот в исторической перспективе узнал день посещения Святейший Патриарх Тихон, который признал Советскую власть, новую социальную действительность после революционных событий 1917 года, эту реальность признал и Святейший Патриарх Сергий, принявший правление церковное в свои руки и ведший твердой рукой корабль церковный. Декларация 1927 года положила начало новому развитию жизни Церкви, положила новое начало пониманию в новых условиях нашей христианской Истины. О, если бы теперь явились среди нас Святейшие Патриархи Тихон, Сергий и Алексий, посмотрели своими глазами, как расцвела Русская Церковь в условиях отделения от государства! Она в прошлое время говорила, что надо терпеть, нести свой крест, молиться. Она возносила горячие молитвы и разделяла судьбы своего народа. В настоящее время она громко возвысила свой голос в защиту мира и на своем знамени написала золотыми буквами девиз "М И Р для всех людей". <...>
Из слова "святейшего патриарха" Пимена в неделю 5-ю по Пасхе, 28 мая 1978 года
<...> мы начали в Воскресенском храме в Сокольниках церковное празднование 60-летия восстановления Московского Патриаршего престола. Мы совершили затем паломничество в Троице-Сергиеву обитель к мощам Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия Радонежского, чудотворца. Мы молились об упокоении в обителях Отца Небесного блаженнопочивших предшественников наших Святейших Патриархов Московских и всея Руси Тихона, Сергия и Алексия у их честных погребений <...>
"Митрополит" Таллинский и Эстонский Алексей Ридигер 2 совершает панихиду у гробницы "Святейшего Патриарха" Тихона в Малом Донском соборе Донского монастыря в Москве 26 мая 1978 года