o.Илья (Попов)
Из исторических свидетельств и частично рассекреченных архивов КГБ
5 июня 1943г. Сталин
подписал секретное постановление
Государственного Комитета Обороны "Об
утверждении мероприятий по улучшению зарубежной
работы разведывательных органов СССР", в
котором религиозные организации впервые были
отнесены к сфере интересов советской разведки...
Инициатива государства встретила ответную
положительную реакцию церкви...
Важной вехой новой
религиозной политики стало 4 сентября 1943 года.
У Сталина состоялось совещание с участием Г.М.
Маленкова, Л.П. Берии, представителей Наркомата
госбезопасности (НКГБ), а также патриаршего
местоблюстителя Сергия (Страгородского). Там и
были практически решены вопросы об открытии
приходов, духовных учебных заведений, выпуска
церковных изданий, выборах патриарха...
(Так историки развенчали
очередной миф о знаменитой ночной встрече в
Кремле 5 сентября 1943г. трех иерархов будущей
советской церкви с ее истинным главой И.В.
Сталиным. Широко разрекламированная в печати,
она служила лишь ширмой для прикрытия страшного
сговора между богоборческой властью и
официальными основоположниками создаваемой в
СССР новой церковной организации и нового,
коммунистического богословия. В советской
церкви с помощью иерархов-предателей Иисус
Христос становился лишь временной
идеологической декорацией для строительства и
укрепления ГУЛАГа... св-к И.)
На Поместном Соборе 1945г.
присутствовали главы и представители восьми
автокефальных церквей. Они заявили о
признательности правительству СССР и дали
согласие на совместную борьбу с Ватиканом...
Гостям Собора подарили 80 музейных предметов
драгоценной церковной утвари.
(При святотатственном
кровавом изъятии которых мученически погибли
десятки тысяч исповедников, по благословению
патриарха Тихона не отдававших на поругание
церковные святыни!.. св-к И.)
А в дальнейшем активно
применялась щедрая материальная поддержка
восточных патриархов как инструмент воздействия
на них... крупными суммами валюты...
Борьба... с Ватиканом,
инспирируемая Кремлем, ... была важной
составляющей сталинского плана создания
мирового религиозного центра в Москве и
преодоления влияния папы Римского Пия XII-го,
занимавшего резко антикоммунистические
позиции... В марте 1946г. митр.Николай писал в Совет
по делам РПЦ о необходимости проведения в Москве
Вселенского Собора. Эта идея была одобрена
Сталиным... В программу Собора намечалось
включить 9 вопросов, главные из которых имели
политический характер..." (М.В. Шкаровский
"Русская православная церковь в 1943-1957 годах".
Цит. по журн. "Вопросы истории", N 8, М., 1995,
с.37,41,44-45,47 выдел. св-к И.)
Телеграмма
И.В. Сталину
от митрополита Сергия (Страгородского)
"Сердечно приветствую Вас от
имени Православной Русской Церкви. Молитвенно
желаю в Новом году Вам здравия и успеха во всех
Ваших начинаниях на благо вверенной Вам родной
страны...". (Цит. по журн.: "Ленинградская
панорама", N6, 1991г., с.10)
Секретный
доклад
"Об итогах работы Совета по делам Русской
православной церкви
при СМ СССР за период с 1943г. по 1946г.":
12 июля 1946г.
Секретно
Совет Министров Союза СССР товарищу И.В.Сталину
Почти трехлетняя
практика работы Совета по делам Русской
православной церкви показала, что ее роль,
функции и объем работы значительно вышли за
рамки, предусмотренные положением о Совете...
Если в первый период мероприятия Совета должны
были направлены, главным образом, к
организационному устройству Русской
православной церкви, расширению ее
церковно-патриотической деятельности среди
верующих и нормализации взаимоотношений между
церковью и государством, в последующий период, и,
особенно после окончания Великой Отечественной
войны, основное внимание Совета было направлено
на внешнюю работу, которая предусматривала
расширение сфер деятельности и влияния Русской
православной церкви заграницей и укрепление ее
авторитета и связей с другими автокефальными
православными церквями мира.
В течении только 1945г.
Советом были организованы выезды делегаций
Московской патриархии в Англию, Францию, США,
Болгарию, Югославию, Чехословакию, Румынию,
Австрию, Германию, Финляндию, Маньчжурию, Сирию,
Ливан, Египет и Палестину. Эти делегации...
способствовали поднятию престижа Русской
православной церкви за рубежом и разоблачению
разоблачению распространившихся там
клеветнических измышлений о положении религии и
церкви в СССР.
Аналогичные цели
преследовались и приглашением различных
церковных делегаций из-за границы в нашу страну.
В настоящее время... перед Советом встает ряд
новых и важных проблем, связанных с
использованием православной церкви в
политических интересах Советского Союза... В
частности, ... в области организации эффективной
борьбы с Ватиканом и подрывом его влияния на
международной политической арене. В данном
случае Русская православная церковь должна
выступить в качестве организующего центра,
объединяющего не только все православные церкви
за рубежом, но и все религиозные объединения,
действующие в СССР, с тем, чтобы корректировать
свои мероприятия против Ватикана...
(Римский первосвященник
предал анафеме коммунизм и отлучил от церкви
католиков, сотрудничающих с масонскими и
коммунистическими организациями. Прим. св-ка
И.)
Серьезные мероприятия
предстоят по окончательной ликвидации так
называемого "карловацкого раскола" среди
русских православных церквей за границей, ...а
также по еще большему укреплению позиций
Московской патриархии и превращении ее в будущем
во вселенский центр православия. Для успешного
осуществления всех этих проблем требуется,
прежде всего, чтобы мероприятия по каждому
религиозному объединению были согласованными и
преследовали единую цель... Руководство Русской
православной церкви в лице патриарха (Алексия I
(Симанского) прим. св-ка И.) и члена Синода
митрополита Николая, а также отдельных лиц из
духовенства, уже несколько раз подымали вопрос о
желательности объединения функций двух Советов
в один орган...
Представляя при этом
проект структуры и штатов Совета (Комитета) по
делам вероисповеданий, прошу Ваших указаний.
Председатель Совета по делам Русской
православной церкви при СМ СССР Карпов Г.Г.
...Копии докладной записки были направлены также
Л.П. Берии и А.Н. Косыгину". (Цит. по журн.
"Исторический архив", N 4, М., 1994г., с.99-102)
Ко дню
рождения Сталина в "Журнале Московской
патриархии", в итоговом N12 за 1949г., было опубликовано письмо, подписанное всеми
архиереями официальной церкви -
роковой итог и кредо красной иерархии
"Глубокочтимый и дорогой Иосиф
Виссарионович! В день Вашего семидесятилетия,
когда всенародное чувство любви и благодарности
к Вам Вождю, Учителю и Другу трудящихся
достигло особой силы и подъема, мы, церковные
люди, ощущаем нравственную потребность
присоединить свой голос к мощному хору
поздравлений и выразить Вам те мысли и пожелания,
которые составляют особенно драгоценную
часть нашего духовного достояния. (!!.. св-к
И.)
Патриарх Алексий I и митр.Николай
Как граждане Великой Советской
страны и верные чада своего народа, мы прежде
всего чтим подвиг Вашей многоплодной жизни,
без остатка отданной борьбе за свободу и счастье
людей, и усматриваем в этом подвиге
исключительную силу и самоотверженность Вашего
духа. Нам особенно дорого то, что в деяниях Ваших,
направленных к осуществлению общего блага и
справедливости, весь мир видит торжество
нравственных начал в противовес злобе,
жестокости и угнетению, господствующим в
отживающей системе общественных отношений...
И теперь, ощущая на каждом шагу
своей церковной и гражданской жизни благие
результаты Вашего мудрого государственного
руководства, мы не можем таить своих чувств и от
лица Русской Православной Церкви приносим Вам,
дорогой Иосиф Виссарионович, в день Вашего
семидесятилетия, глубокую признательность (!!!..
св-к И.), и, горячо приветствуя Вас с этим
знаменательным для всех нас, любящих Вас, днем,
молимся об укреплении Ваших сил и шлем Вам
молитвенное пожелание многих лет жизни на
радость и счастье нашей великой Родины, благословляя
Ваш подвиг служения ей и сами вдохновляясь этим
подвигом Вашим". (Цит по кн.: М.Ардов "Мелочи
архи.., прото... и просто иерейской жизни", М., 1995,
с.50-51, выдел. св-ка И.)
* * *
В немногих "показательных"
храмах, еще недавно политых кровью
новомучеников, теперь громогласно возносилось:
"Богохранимей стране Российстей, властем и
воинству ея, первоверховному вождю Иосифу
многая лета!.." "Благоденственное и мирное
житие, здравие же и спасение, во всем благое
поспешение... великому вождю нашему Иосифу... и
сохрани его на многая лета!" (Там же, с.37-38,51)
О наградах
патриарха Алексия (Симанского)-за долгую и верную службу богоборческому
режиму
"В 1949г. Римский папа
опубликовал акт об отлучении от церкви
католиков-коммунистов и сочувствующих им.
Конечно, патриарх Алексий выступил с осуждением
его... С конца 1962г. антирелигиозная волна временно
пошла на спад. Одним из первых симптомов стало
появление 8 ноября указа Президиума Верховного
Совета о награждении патриарха Алексия к 85-летию
четвертым орденом Трудового Красного Знамени.
Вручен он был, конечно, за внешнеполитическую
деятельность патриархии...
В широком участии
Русской церкви в экуменическом движении было
сильно заинтересовано и КГБ. Он получал немалую
выгоду от активизации Московской патриархии на
международной арене, проводя через ее структуры
свои интересы, людей и т.д. Так, старая борьба с
Ватиканом с использованием патриархии
приобретала характер межцерковных
разногласий". (М.В. Шкаровский "Русская
православная церковь и Советское государство в
1943-1964 годах", С.-Петербург, "ДЕАН+АДИА-М", 1995,
с.46,95-96)
Совершенно
секретная "Информация председателя Совета по
делам Русской православной церкви при СМ СССР Г.Г. Карпова председателю СМ СССР
И.В.Сталину о состоянии Русской православной церкви
27 августа 1946г.
Сов.(ершенно) секретно
...Значительные группы
верующих удовлетворяют свои религиозные
потребности через незарегистрированных
священников, бродячих монахов и других лиц,
зачастую не имеющих никакого отношения к церкви
(свидетельство о тайных священниках катакомбной
ИПЦ св-к И.). Совершение церковных служб и
обрядов такими лицами имеет довольно широкое
распространение, в особенности в тех местах, где
открытых церквей не достаточно или действующие
церкви находятся на значительном расстоянии от
местожительства верующих. В отдельных случаях
местные советские органы мирятся с такой формой
обслуживания религиозных потребностей
населения, лишь бы не открывать церковь.
Настоящим бичем в жизни
церковных общин является массовое
распространение хищений и растрат церковных
средств, как со стороны духовенства, так и
церковных советов. Церковные советы и
духовенство бесконтрольно расходуют церковные
средства, употребляют их на свои личные
надобности. Нередко эти суммы выражаются в
десятках и даже сотнях тысяч рублей. ...
недобросовестные лица наживают состояния,
используя религиозные верования населения...
Патриархией не найдено средств для борьбы с этим
злом, а органы суда и прокуратуры затрудняются в
решении этих новых для них вопросов, не имея
ясных указаний (очевидно, боялись "засветить"
своих же секретных сотрудников! прим. св-ка И.).
...В своем преобладающем
большинстве епископат вполне лоялен к советской
власти, ведет борьбу с нарушителями
установленных правил церковной жизни,
направляет духовенство и верующих на
патриотическую деятельность внутри церкви...
Некоторая часть епископов мало интересуется
состоянием церковной жизни, плохо знает своих
благочинных и приходское духовенство, все свое
внимание сосредотачивает на сборе средств...
Отдельные епископы ведут широкий образ жизни,
создают пышную обстановку на службе и в быту. Так
епископ Сергий (Одесская обл.) имеет прекрасный
особняк, обслуживаемый монахинями; для церковных
архиерейских богослужений содержит хор из
состава Одесского оперного театра...
В церквях зачитываются
обращения патриарха и произносятся проповеди,
направленные на поддержку мероприятий по
выполнению производственных планов,
госпоставок, уборки урожая, быстрейшей
ликвидации последствий войны и т.д... В период
избирательной кампании в Верховный Совет СССР
духовенство по своей инициативе в проповедях
призывало верующих к голосованию за выдвинутых
кандидатов блока коммунистов и беспартийных,
призывало к трудовому подъему и т.д...
Повсеместно
производятся сборы на восстановление
разрушенного народного хозяйства и семьям,
пострадавшим во время войны... Часто духовенство
в своих проповедях призывает верующих к оказанию
помощи местным властям и в других хозяйственных
мероприятиях, как-то: лесозаготовки, сдача хлеба
и т.д. Иногда духовенство само принимало личное
участие в обработке земли, в снятии урожая, в
красных обозах по сдаче хлеба, показывая этим
пример верующей части населения...
Известная часть
духовенства ведет себя непристойно. Основные
пороки этого духовенства пьянство,
многоженство, растраты церковных денег и т.д.
Многие из приходских священников в целях
поднятия своего авторитета, равно и авторитета
церкви, стремятся активизировать свою
деятельность в области общественной жизни,
сблизиться с местными организациями, стать в них
"своими людьми", добиваясь признания
полезности их деятельности.
В целом Русская
православная церковь встала на правильный путь,
отмежевалась от прежних колебаний и
политических ошибок прошлого и, удовлетворяя
религиозные потребности верующих, направляет
свою деятельность в соглашении с интересами
государства... В тех случаях, когда нарушения
исходят от духовенства или верующих, со стороны
которых предъявляются незаконные и
необоснованные требования (в Совет по делам РПЦ
поступали коллективные ходатайства об открытии
храмов, используемых под склад или мастерские, о
возвращении церкви святых мощей, выставленных в
музеях, и т.п. Прим. св-ка И.), Совет устраняет эти
нарушения через патриарха или правящих
епископов на местах...
Председатель Совета по
делам Русской православной церкви при СМ СССР
Карпов Г.Г. Копии данной информации были
разосланы В.М.Молотову, Л.П.Берия, К.В.Ворошилову,
в ЦК ВКП(б), Совет Министров РСФСР, МГБ СССР". (Цит.
по журн. "Исторический архив", указ. соч., с.102-112)
"Правильное
поведение" и "полное понимание" митр. Пимена (Извекова), будущего патриарха РПЦ
"По прибытии в
Ленинград, Пимен (Извеков, третий советский
патриарх прим. св-ка И.) установил контакт с
Уполномоченным Совета и все вопросы своей
административной деятельности согласовывал с
ним. Нужно сказать, что в этой части Пимен
проявлял полное понимание и не было таких
случаев, чтобы с его стороны высказывалось
несогласие рекомендациям Уполномоченного по
всем принципиального характера вопросам,
которые подлежат согласованию... Правильное
поведение и реакция самого Пимена
способствовала тому, что при закрытии ряда
церквей, в том числе часовни Ксении Блаженной, не
было нежелательных проявлений со стороны
духовенства и верующих.
При содействии Пимена в
Ленинградских церквах сократилось количество
акафистов и так называемых ранних обеден.
Усилился контроль за проповеднической
деятельностью духовенства, что в конечном счете
привело к сокращению числа произносимых
проповедей. Проповеди и выступления самого
Пимена носят в основном патриотический
характер... В своих беседах и выступлениях перед
иностранцами Пимен всегда... правильно освещал
вопросы положения церкви в Советском Союзе...
Некоторые из
сотрудников высказывали жалобы на грубость в
обращении с ними. Любя преклонение и
подобострастие перед ним, сам придерживался
таких же правил по отношению к тем лицам, от
которых он может быть зависим. Очень боялся,
чтобы о нем не говорили чего плохого в Москве
(Совете, Патриархии)..." (М.В. Шкаровский "Русская
православная церковь и Советское государство",
указ. соч., с.188-189)