Духоносные отцы РПЦЗ о церкви лукавнующих о "Московской Патриархии"
Святитель Феофан Полтавский (Быстров)
«1. Они признают советскую власть за богоустановленную, а мы за власть антихриста.
2. Мы признаем ИМКА масонской организацией, на основании подавляющих документальных данных. Они считают эту организацию христианской.
3. Они называют себя тихоновцами, мы кафоличами, православными.
4. Они признают величайшим для себя авторитетом Патриарха Тихона и потому принимают его ошибки. Мы благоговейно чтим Патриарха, но не принимаем его ошибок. Для нас выше всего "кафолическая истина", как она выражается Вселенскими Соборами и в творениях Святых Отцев Церкви.
5. По нашему убеждению, нужно вести деятельную борьбу с врагами Церкви и Божиими. По их мнению, большевиков нужно побеждать любовью. По их логике и диавола нужно побеждать любовью.
...Судите сами, где истина!»
(Письма Архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского, письмо 5, от 21.8.1926, Джорданвилль, 1976г., с. 13-14).
«Признавать послание Митрополита Сергия обязательным для себя никоим образом невозможно. Только что окончившийся Собор Епископов отверг это послание. Так и нужно поступать на основании учения Святых Отцев о том, что нужно признавать законной властью, которой христиане должны повиноваться.
Св. Исидор Пелусиот, указав наперед Богоустановленный повсюду в жизни словесных и безсловесных существ порядок подчинения одних другим, заключает: "Поэтому в праве мы сказать, что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская установлены Богом. Но если какой злодей-безбожник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим что попущено ему изблевать сие лукавство, как фараону, и в таком случае нести крайнее наказание или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев" (Творения, ч. 2, письмо 6).
Большевистская власть, по существу своему, есть антихристианская и признавать ее Богоустановленной никоим образом нельзя».
(Письмо 31.8.-1.9.1927. София).
Святитель Иоанн Шанхайский (Максимович)
«В Poccии нашлись мужественные исповедники из числа заключенных и находившихся на свободе епископов, заявившие Митр. Сергию о непризнании соглашения с безбожной властью гонительницей Церкви. Многие из них прервали даже молитвенное общение с Митр. Сергием, как "павшим" и вступившим в союз с безбожниками, и за ними последовала часть клира и мiрян в России. Безбожная советская власть жестоко преследовала таких стойких иерархов и их последователей...
Декларация Митр. Сергия не принесла пользы Церкви. Гонения не только не прекратились, но резко усилились. К числу прочих обвинений предъявляемых советской властью священнослужителям и мiрянам, прибавилось еще одно непризнание декларации. Одновременно по всей России прокатилась волна закрытия храмов. В течение нескольких лет были закрыты, уничтожены или взяты для непотребных надобностей почти все храмы. Целые области остались без единого храма. Концлагеря содержали тысячи священнослужителей, значительная часть которых никогда не увидела свободы, будучи там казнена или умерши от непосильных трудов и лишений. Преследовались даже дети священников и все верующие мiряне.
С сими гонимыми духовно была Русская Зарубежная Церковь. Кроме нескольких иерархов (митр.Евлогий и еп.Вениамин Федченков ред.), все остальные, во главе с Митр. Антонием, наотрез отказались дать подписку в лояльности советской власти и выступили с ярким обличением декларации и позиции Митр. Сергия.»
(Архиеп. Иоанн (Максимович). Русская Зарубежная Церковь. Джорданвилль: Тип. Св. Иова Почаевского, 1991, с. 12-15).
Архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий (Таушев)
«Всем известно, какие потоки и моря крови и слёз пролились на нашей несчастной русской земле, со времени прихода к власти богоборцев-большевиков, сколько епископов, священников, монахов и верующих мiрян было замучено за Христа, сколько храмов было разрушено, сколько святынь поругано и осквернено.
И вот, не взирая на всё это, заместитель патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий Нижегородский гласно и всенародно, на весь мiр, провозгласил богоборческую советскую власть "властью от Бога", которой нужно повиноваться "не за страх, а за совесть", предписав молиться за нее. Когда же прибывшая к нему особая делегация из духовных лиц и мiрян, с протестом против его постыдной декларации (1927 г.) заявила, что считает невозможным "молиться за антихристову власть" он просто отмахнулся от этого столь резонного протеста со словами: "Ну, какой тут Антихрист!".
Точь-в-точь как те, которым не нравятся и наши предостережения о приближении времен Антихриста.
А ведь с тех пор дело этой подлинно антихристовой власти как далеко ушло вперед! Под невыносимо-жестокое рабство ее попала уже третья часть всего света и, в том числе, почти все православные страны, где св. веру и Церковь постигли столь же безпощадные кровавые гонения, как и у нас в России.
И вот, несмотря на свою столь ярко, казалось бы, выраженную антихристову природу, эта страшная богоборческая, подлинно сатанинская власть, постепенно заслужила общее признание со стороны всех государств, так называемого, "свободного мiра". Мало того: в ее лице поклонились диаволу и все православные и инославные христианские церкви и церковные организации, находящиеся пока как будто бы вне ее досягаемости в странах этого "свободного мiра".
Разве одно это уже не говорит так красноречиво и убедительно о несомненном приближении времен Антихриста?»
(т. 2, стр. 338-339).
«Во время Второй Мiровой войны безбожная советская власть также весьма искусно использовала в своих целях подъем религиозного и патриотического чувства в русском народе. Митрополит Сергий был сделан "патриархом" и в благодарность за это издал ужасную, исполненную лжи и клеветы на исповедников веры и новомучеников Российских, книгу: "Правда о религии в России" (МП, 1942г.), в которой ставил себе целью "доказать", что никаких гонений на веру и Церковь в Советской России не было и нет и что "Церковь не может жаловаться на власть" (см. стр. 24-25).
Стал выходить даже периодический церковный журнал. Но достаточно прочесть хоть несколько номеров этого, издаваемого "церковью лукавнующих" с "благословения" богоборческой советской власти, "Журнала Московской Патриархии", чтобы видеть, как верно служит она врагам Христовым, какую интенсивную пропаганду коммунистического режима ведет она во всем мiре, без зазрения совести, выдавая ложь за истину и истину провозглашая ложью.»
(т. 1, стр. 373).
«И пусть нам не говорят о каком-то "подвиге мученичества лжи", лукаво измышленном и якобы спасающем Церковь. Такого "подвига" никогда не знала, да и не может знать наша св. Церковь, ибо она есть столп и утверждение истины (1Тим. 3, 15). Спасалась и утверждалась Церковь совсем иным подвигом не ложью, а безбоязненным исповеданием истины, которое запечатлевалось пролитием крови. По выражению знаменитого апологета Тертуллиана, эта кровь мучеников была семенем христиан она-то и явилась основанием Церкви. За это Церковь и прославляла святых мучеников, не боявшихся проливать за Христа кровь свою, но мы не знаем ни одного святого, который был бы прославлен Церковью за мученичество лжи. Те, кто во время гонений, страшась мук, притворно воздавали поклонение идолам, рассматривались, как падшие, но ни одного из них Церковь не ублажала, как "спасителей веры и Церкви".
Никоим образом наша христианская совесть не может примириться с такой страшной и безсовестной ложью, как утверждение, будто в СССР никогда не было и нет никаких гонений на веру и Церковь, что новые мученики Российские это "политические преступники" и "пособники черного дела". Не может быть приемлемым для нашего христианского сознания прославление богоборца и палача русского народа Джугашвили Сталина (ныне "развенчанного" даже своими недавними сотрудниками и приспешниками), как "избранника Божия, ведущего наше отечество к славе и благоденствию", как "первого часового мiра", исполненного будто бы "великою любовью к людям", чествование его всею Русскою Православною Церковью в СССР в день его столетия, стояние у гроба его в почетной страже иерархов этой Церкви, служение по нем панихид, участие представителей Церкви в коммунистической пропаганде по всему свету и т. п..
Коммунистическая власть открыто провозгласила лозунг: "Религия есть опиум для народа" и нисколько не скрывает, что ее главная задача искоренение веры в Бога и в духовный мiр вообще. Как же могут служители официальной Церкви в СССР признавать ее властью, данною от Бога, и даже идти ей в услужение, прославляя ее и способствуя торжеству ее, а, следовательно, и торжеству безбожия, во всем мiре? Или совсем уж забыто изречение Апостола: Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2Кор. 6, 14-16).
И никакими канонами не может быть оправдан... путь духовного порабощения Церкви богоборческой власти, сколько бы ни старались об этом современные казуисты апологеты советской патриархии.
Разве не одна видимость христианства в тех священнослужителях, которые устами славят Христа, а сердцем антихриста, будучи так или иначе связаны с разными безбожными и антихристианскими организациями?»
(т. 1, стр. 203-204).
«Они и составляют собою ту "церковь лукавнующих", о которой говорил еще Псалмопевец: Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду (Пс. 25, 5).
Эта "церковь лукавнующих" в настоящее время, хитроумными происками врага человеческого рода, небезуспешно стремится подменить собою и совсем заменить для верующих истинную Церковь подлинную Церковь Христову.»
(т. 1, стр. 371-372).
«Верующие русские люди, ревновавшие о хранении св. истины Православия, отказывались признавать своими архипастырями епископов, ушедших в, так называемую, Живую Церковь или "обновленчество", а также получивших свое поставление в этих группировках. В значительной части своей отвергли русские люди и более тонкий соблазн "легализацию" Церкви богоборческой советской властью и противоестественный союз с нею, приведший к созданию Советской Патриархии, которая сделалась послушным орудием коммунизма для распространения его владычества во всём мiре. И в этом православный русский народ вполне естественно усмотрел отступление от веры отцов и создал, так называемую, Катакомбную Церковь.»
(т. 1, стр. 188).
«Всем, без исключения, русским людям надо же, наконец, понять, что нет никакой логики в том, чтобы признавать советскую богоборческую власть "властью от Бога", а служащую ей советскую "церковь" истинной Церковью.»
(т. 2, стр. 14).
«В самом деле, разве не отступление от Христа признание "властью от Бога" той власти, которая главной своей задачей ставит вполне сознательную борьбу за искоренение веры Христовой в сердцах людей, выражение благодарности этой власти за ее мнимую заботу о духовных нуждах верующих, активное сотрудничество с нею в ее стремлении к мiровому господству, поддержка ее силою своего духовного авторитета?
Разве не отступление от Христа хулить новомучеников Российских, кровь свою проливших за Христа и за Его Святую Церковь, называя их "пособниками черного дела", и не стыдиться стоять "на вытяжку" в почетном карауле у гроба лютого гонителя Христовой веры?»
(т. 1, стр. 401).
«По такому же приблизительно пути, быть может, только иногда в более смягченных формах, пошло и иерархическое руководство других поместных православных церквей, оказавшихся на территории коммунистических стран.
Впрочем, едва ли, однако, многим лучше в странах так называемого свободного мiра, где нет пока такого открытого кровавого гонения на крест Христов и его верных последователей. И здесь наблюдается какая-то несвобода какая-то связанность многих представителей церковной иерархии, какая-то подчиненность, какая-то зависимость их от врагов креста Христова. Мощным орудием этих врагов стало столь модное теперь экуменическое движение, которое в самое последнее время достаточно ярко выявило свое антихристианское лицо, прикрывая его лукаво-обольстительным для многих лозунгом христианской любви и всеобщего единения.
Надо всегда помнить: служение Церкви богоборческой власти или антихристианскому экуменизму всё равно! это отказ ее от Христова оружия креста Господня, это духовная капитуляция, сдача в плен врагу Божию и врагу человеческого спасения диаволу. Одна внешняя видимость Церкви, хотя бы и очень пышная и наружно привлекательная, это еще не Церковь истинная, какой единственно Церковь должна быть.»
(т. 2, стр. 558-559).
«Вот почему мы стоим теперь пред лицом такого страшного факта, что далеко не всё, что именует себя "православной церковью" есть действительно настоящая Православная Церковь, а не одна лишь лукавая подделка, афишировка, чтобы вводить в заблуждение наивных и доверчивых, не умеющих разбираться во всех современных лукавствах людей!
Истинная Церковь это есть сокровищница и раздаятельница благодати Духа Святого той Божественной благодати, без которой невозможно вечное спасение человека. Каков же главный признак, по которому мы можем отличить истинную Церковь от существующего в наши дни множества лжецерквей?
Дух Святый, сошедший на апостолов в день Пятидесятницы, по словам Самого Господа Иисуса Христа, обещавшего еще на Тайной Вечери ниспослать Его, есть прежде всего Дух истины и был послан ученикам Господа для того, чтобы наставить их на всякую истину (Ин. 16, 13), а потому и истинная Церковь Христова, сообщающая верующим благодать Святого Духа, есть та, которая хранит, исповедует и проповедует Истину. Там же, где, вместо Истины провозглашается ложь, в догматическом ли учении или в нравственном или в смысле всякой неправды вообще, там, конечно, нет истинной Церкви, там нет и благодати Божией, спасающей человека, а только одна внешняя видимость, кощунственный обман.
О появлении такой безблагодатной лжецеркви на земле предрекал еще в прошлом столетии наш великий подвижник благочестия, ученый богослов и духовный наставник и писатель святитель Феофан, Вышенский Затворник, когда писал:
"Тогда, хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но всё это одна видимость, внутри же отступление истинное" (Толкование на 2-е послание к Солунянам, стр. 492).»
(т. 4, стр. 373-374).
«И пусть нас обвиняют в чём угодно, вплоть до какого-то якобы сектантства или раскола, мы нисколько не должны этим смущаться, ибо мы хотим сохранить верность Христу-Спасителю до конца и принадлежать к основанной Им истинной Церкви, в которой только и можем обрести благодать Божию и чрез нее вечное спасение. Измышляемые лукавством людей, отступивших от Христа, лжецеркви или экуменическое объединение всех этих лжецерквей для нас не более, как безблагодатные сборища, к которым мы, по своей христианской совести, принадлежать не можем и не хотим.»
(т. 4, стр. 373).
«Спрашивается, зачем мы об этом так часто говорим и пишем? Затем, что наш святейший пастырский долг предостеречь наших верующих от тех бесчисленных тонких соблазнов, которые повсюду теперь во множестве рассеяны: мы обязаны научить их распознавать истинную Церковь учить отличить Ее от лжецерквей и "церкви лукавнующих". Христос-Спаситель дал нам высокое обетование, что Церковь Его не одолеют врата адовы, то есть все силы ада в их максимальном напряжении. Но отдельные верующие, отдельные пастыри и даже отдельные иерархи, и целые поместные церкви, возглавляемые ими, могут отпадать от Единой Истинной Церкви, уготовляя себе и своим последователям вечную погибель в глубинах адовых.
Не напрасно Христос-Спаситель называл членов Своей Церкви малым стадом и предрекал, что когда Он вторично придет на землю, то едва ли найдет веру на земле? (Лк. 18,8). Круг истинно-верующих во Христа, чуждающихся всякого компромисса с диавольским злом, ко времени кончины мiра и Второго пришествия Христова, как об этом свидетельствует Слово Божие, будет всё более и более сужаться, и, соответственно этому, объем истинной Церкви Христовой будет всё более и более уменьшаться. Но истинная Церковь Христова, не запятнавшая себя "сосуществованием" с диаволом и не пошедшая на поклон к Антихристу, не прекратит своего существования, несмотря на все тяжкие испытания, потрясения и гонения, которым она подвергнется, до скончания века. Она будет существовать до самого Второго пришествия Христова, хотя бы в Ней оставался лишь один, сохранивший верность Христу-Спасителю, епископ, с самой незначительной группой клириков и мiрян»
(т. 1, стр. 380-381).
«А Откровение св. Иоанна Богослова ясно говорит нам, что во времена антихриста вся истинная Церковь бежит, скрывшись от его преследований: А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней (Откр. 12, 6). Под этой таинственной "Женой", как известно, св. отцы понимали "Церковь". И не наступает ли уже это время? По крайней мере, там, на нашей несчастной Родине, давно уже образовалась, так называемая, Катакомбная Церковь, из лиц, не желавших запятнать свою совесть служением богоборческой советской власти. Быть может, приближается время, когда и всем нам, желающим сохранить неизменную верность Христу-Спасителю и Его истинной Церкви, придется уйти в катакомбы. Во всяком случае, все те, кто не желают преклонить колена перед современным "Ваалом", должны быть к этому готовы.»
(т. 1, стр. 198).
Иеромонах Серафим (Роуз)
«Для будущего историка Церкви не может быть никакого сомнения в правоте противников м. Сергия. ... Деяние же м. Сергия и иже с ним следует квалифицировать как новообновленческий раскол...
Будущему историку Русской Церкви станет совершенно очевидным, что Иосифляне были правы, а Сергиане фатально просчитались. Но значение Катакомбной Церкви заключается не в её "правоте"; значение её заключается в сохранении истинного духа Православия, духа свободы во Христе. Сергианство не просто просчиталось в выборе церковной политики; оно было явлением намного порочнее по сути.
Сергианство являлось предательством Христа на основании соглашения с духом времени и мiра сего».
(Иеромонах Серафим (Роуз), Предисловие к книге проф. Ив. Андреева «Святые Русских Катакомб», "Русскiй пастырь" №8, 1990 г.)