Симеон Новый Богослов. Том 3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к гимнам ученика преп. Симеона Никиты Стифата
Начало божественных гимнов, т.е. введение.
I.
О том, что божественный огонь Духа, коснувшись душ, очистившихся слезами и покаянием, охватывает их и еще более очищает; освещая же помраченные грехом части их и врачуя раны, он приводит их к совершенному исцелению, так что они блистают божественной красотою.
II.
О том, что страх рождает любовь, любовь же, будучи Божественным и Святым Духом, искореняет из души страх и остается в ней одна.
III.
О том, что Дух Святой пребывает в тех, которые сохранили чистым святое крещение, от осквернивших же его Он отступает.
IV.
Кому Бог является, и кто чрез делание заповедей приходит в доброе состояние?
V.
Четверостишия преп. Симеона, показывающие его любовь к Богу.
VI.
Увещание к покаянию, и каким образом воля плоти, сочетавшись с волею Духа, соделывает человека богоподобным?
VII.
Согласно с природою одно только Божество должно быть предметом любви и вожделения; кто приобщился Его, тот сделался причастным всех благ.
VIII.
О смирении и совершенстве.
IX.
Кто живет, не ведая еще Бога, тот есть мертвый среди живущих в познании Бога; и кто недостойно причащается (св.) Тайн, для того неуловимо бывает божественное тело и кровь Христова.
X.
Исповедание, соединенное с молитвой, и о сочетании Духа Святого с безстрастием.
XI.
О том, что для всякого человека, досаждаемого и злостраждущего ради заповеди Божией, (само) это безчестие за заповедь Божию является славою и честию; и диалог (разговор) ко своей душе, научающий неисчерпаемому богатству Духа.
ХII.
О том, что желание и любовь к Богу превосходят всякую любовь и всякое человеческое желание; ум же очищающихся, погружаясь в свет Божий, весь обожается, и потому называется умом, Божиим.
XIII.
Изъявление благодарности за дары Божии, и каким образом в Отце, пишущем это, действовал Дух Святой? Также наставление, изреченное от (лица) Божия о том, что должно делать, чтобы получить спасение спасающихся.
XIV.
Те, которые отсюда уже чрез причастие Духа Святого сочетались с Богом, и по преставлении из сей жизни, будут там сопребывать с Ним во веки. Если же нет, то противоположное будет с теми, которые являются иными.
ХV.
Благодарение за изгнание и скорби, которые претерпел (св. Отец) во время гонения на него.
XVI.
Все святые, будучи озаряемы, просвещаются и видят славу Божию, насколько возможно человеческой природе видеть Бога.
ХVII.
Соединение Всесвятаго Духа с очистившимися душами происходит с ясным чувством, т. е. сознанием; и в которых (душах) это бывает, те Он соделывает подобными Себе, световидными и светом.
ХVIII.
Алфавит, в двустишиях, побуждающий и наставляющий недавно удалившегося от мира восходить к совершенной жизни.
XIX.
Наставление монахам, недавно отрекшимся мира и того, что в мире; и о том, какую должно иметь веру к отцу своему (духовному).
XX.
Каковым должно быть монаху, и какое его делание или преуспеяние и восхождение?
XXI.
Об умном откровении действий Божественного света и об умном и Божественном делании добродетельной жизни.
XXII.
Божественные вещи ясны (и открыты) одним только тем, с которыми чрез причастие Духа Святого весь со всеми соединился Бог.
XXIII.
Озарением Духа Святого прогоняется в нас все страстное, как тьма от света; когда же Он сокращает лучи Свои, мы подвергаемся нападению страстей и злых помыслов.
XXIV.
О том, что иногда и учитель, заботясь об исправлении ближнего, увлекаем бывает в находящуюся в том слабость страсти.
XXV.
Кто от всей души возлюбил Бога, тот ненавидит мир.
XXVI.
О том, что лучше быть хорошим пасомым, чем быть пастырем над нежелающими; ибо не будет никакой пользы тому, кто, стараясь других спасти, сам себя погубит чрез предстоятельство над ними.
XXVII.
О Божественном озарении и просвещении Духом Святым; и о том, что Бог есть единственное место, в котором все святые по смерти имеют упокоение; отпавший же от Бога (нигде) в другом месте не будет иметь упокоения в будущей жизни.
XXVIII.
Исполненные любви к Богу слова Отца показывают здесь, какое изменение произошло в нем, как он, вконец очистившись, соединился с Богом и из какого каким стал. К концу он, богословствуя, говорит (еще) и об Ангелах.
XXIX.
Соделавшийся причастником Духа Святого, будучи восхищаем Его светом или силою, возвышается над всеми страстями, не терпя вреда от приближения их.
XXX.
Благодарение Богу за дары, которых (св. Отец) удостоился от Него. И о том, что достоинство священства и игуменства страшно даже для Ангелов.
XXXI.
О бывшем св. Отцу видении Божественного света, и как Божественный свет не объемлется тьмою в тех, кто, изумляясь величию откровений, помнит и человеческую немощь и осуждает себя самого.
XXXII.
Здесь Отец с изумлением рассказывает о том, как он видел Бога, подобно апостолам Стефану и Павлу.
XXXIII.
Благодарение Богу за бывшие от Него благодеяния; и просьба научить, ради чего соделавшимся совершенными попускается (терпеть) искушения от бесов; и об отрекающихся от мира — наставление, изреченное от (лица) Божия.
XXXIV.
Что значит выражение "по образу", и справедливо человек признается образом Божиим. И о том, что любящий врагов, как благодетелей, является подражателем Бога, а потому, сделавшись причастником Духа Святого, он бывает Богом по усыновлению и по благодати, будучи познаваем одними теми, в которых действует (тот же) Дух Святый.
XXXV.
Просительная и вместе благодарственная молитва (св. Отца) к Богу за излитые на него (благодеяния).
XXXVI.
Богословие о единстве во всем триипостасного Божества; и как (св. Отец), смиряя себя, (этим исповеданием) посрамляет самомнение мнящих о себе, что они нечто.
XXXVII.
Учение с богословием о действиях святой любви, т. е. самого света Духа Святого.
XXXVIII.
Учение с богословием, в котором (говорится) о священстве и вместе о безстрастном созерцании.
XXXIX.
Благодарение и исповедание с богословием, и о даре и причастии Св. Духа.
ХL.
Благодарение с богословием и о тех действиях, по которым наименована Божественная благодать Духа.
ХLI.
Точное богословие о неуловимом и неописуемом Божестве, и о том, что Божественное естество, будучи неописуемо (неограниченно), не находится ни внутри, ни вне вселенной, но и внутри и вне есть, как причина всего, и что Божество только в уме уловимо для человека неуловимым образом, как лучи солнца для глаз.
ХLII.
О богословии и о том, что Божественное естество неизследимо и совершенно непостижимо для людей.
ХLIII.
О богословии и о том, что сохранившие образ (Божий) попирают злые силы князя тьмы; прочие же, у которых жизнь проходит в страстях, находятся в его власти и царстве.
ХLIV.
О богословии и о том, что ум, очистившись от вещества страстей, невещественно созерцает Невещественного и Невидимого.
ХLV.
О точнейшем богословии и о том, что не видящий света славы Божией хуже слепых.
ХLVI.
О созерцании Бога или вещей Божественных, о необычайном действии Духа Святого и о свойствах Святой и единосущной Троицы. И о том, что не достигший вступления в царство небесное не получит никакой пользы, хотя бы он был и вне адских мук.
ХLVII.
О богословии и о том, что не изменившемуся чрез причастие Св. Духа и не сделавшемуся с познанием Богом по усыновлению непозволительно учить людей (вещам) Божественным.
ХLVIII.
Кто есть монах и какое его делание? И на какую высоту созерцания взошел этот Божественный Отец?
ХLIХ.
Моление к Богу и как этот Отец, соединяясь с Богом и видя славу Божью, в нем самом действующую, приходил в изумление?
L.
Общее наставление с обличением ко всем: царям, архиереям, священникам, монахам и мирянам, изреченное и изрекаемое от уст Божиих.
LI.
О том, что славные земли и гордые богатством прельщаются тенью видимого; презревшие же настоящее необманчиво делаются причастниками Божественного Духа.
LII.
Блестящее изследование о мысленном рае и о древе жизни в нем.
LIII.
Моление и молитва Преподобного к Богу о (даровании от) Него помощи.
LIV.
Молитва ко Святой Троице.
LV.
Другая молитва ко Господу нашему Иисусу Христу о святом причащении.
LVI.
О том, что каждому из людей Бог дал прирожденное и полезное дарование чрез Духа Святого, чтобы действовать не так, как сам он желает, но как предопределено от Него, дабы не быть безполезным среди (членов) Церкви Его.
LVII.
О том, что смерть касается и более крепких по природе.
LVIII.
Как этот Божественный Отец, видя славу Божию, был действуем Св. Духом. И о том, что Божество находится внутри и вне всего (мира), но Оно и уловимо и неуловимо для достойных; и что мы — дом Давидов; и что Христос и Бог, соделывающийся многими нашими членами, есть один и тот же и пребывает нераздельным и неизменным.
LIХ.
Послание к монаху, вопрошавшему (св. Отца): как ты отделяешь Сына от Отца, мыслию или делом? В нем найдешь богатство богословия, опровергающего его (вопрошателя) хуление.
LХ.
Путь к созерцанию Божественного Света.
О гимнах преп. Симеона Нового Богослова.