Святитель Григорий Бгослов
3. О Святом Духе
Сердце, что медлишь? Воспой же и славу великого Духа!
Да не отделишь сказаньем Того, чья природа лежит не
снаружи
Сущности Божьей! Великого Духа страшусь, почитая!
Мой это, близкий мне Бог; Им я Бога узнал; Он и Сам – Бог;
5 Бог Он, Который мир здешний делает Богом; Всесильный,
Скорый Податель, Его воспевают в святых хороводах.
Жизнь Подающий земным существам и небесным; высокий
Трон у Него; из Отца Изведенный, Он – Мощь и Желанье;
Самогосподь. Он не Сын – у благого единого Бога
10 Сын лишь один наилучший; не вне божества, что
Глазу незримо, сей Дух [, но Он Сыну с Отцом] равночестен.
Кто же в Писанье божественном и вдохновенном желает
Духа найти Божество, тот немало надежных дорожек
Вместе увидит идущими, если захочет, конечно;
15 Ежели сердцем удержит небесного Духа Святого,
Если достигнет Его он ума проницательным взглядом.
Тот же, кто слов неприкрытых желает прекрасного Бога,
Должен узнать, что желанье его неуместно, поскольку
Не возлагал на сердца немощные тяжелое бремя
Невероятного Бог, божества не открывши Христова
Множеству смертных. Иначе б услышал слова совершенства
Неблаговременно только что начавший путь свой.
Кто же глазам, не привыкшим ко свету, блестящее пламя
Станет показывать всё, или солнечным светом пресытит?
25 Лучше ведь их понемногу учить огнетеплому блеску,
Чтоб навсегда не закрылись источники сладкого света.
Так же божественность Князя Отца для начала открыло Писанье,
Вечную царственность, не ущербленную тварною мерой.
После – великая слава Христа воссияла немногим
30 Мудрым из смертных; когда же Дитя светозарней открылось,
И стала многим понятна чрез слово божественность Сына,
То напоследок уже воссияла в речах и божественность Духа.
Свет нисходил прежде меньше, на нас же богатство излилось:
По вознесенье Спасителя, в пламенниках разделенных
35 Дух к нам сошел изобильно, свое показав божество тем.
Знаю, что Бог добродетельным свет есть, огонь для порочных.
Так для тебя божество я собрал. Если ж ты в изумленье,
Слыша о Сыне, Который не Сын единого Бога,
Если [в ином чем-то] был убежден ты словами Писанья –
40 Легкопревратными и несогласными между собою, –
Бог [сейчас] Сам к нам придет и подаст мне [духовное] слово!
Из одного первозданного Сиф и жена появились:
И половина четы, и рожденный законами брака;
Как нерожденная, так и рожденный, но смертные оба.
45 Так что отнюдь божества не бесчесть, это крепко запомнив.
Не возноси Одного, унижая Другого. Природа
Божья одна – неизмерна, несозданна, времени чужда,
Блага, свободна, равно почитаема нами [в трех Лицах]:
Космос, танцуя, обходит Единый Бог в трех Озареньях;
50 Смерть оставляя в купели, когда возвращаюсь я к Свету,
Будят они меня к новому. Божья троичность дала мне
Быть светоносцем. Я в этом не лгу тебе, друг очищенья!
Если б – омытый [от скверн] Божеством – Божество рассекать я
Светлое стал, то уж лучше бы... слово боюсь я закончить.
55 Я погружался в купель в надежде на [щедрую] милость,
Если же весь был очищен, то весь Очищающий Бог был,
Весь Он мной чтится как Бог. С нечестивым же смертным,
Что рассекает свое божество, пусть поступит Бог так же.
Если ж о Сыне ты слышишь иль Духе Благом (в слове Божьем
60 Иль у мужей богоносных), как будто бы ниже Отца суть,
То побуждаю я мыслить тебя, что словами сокрытой
Мудрости не рассекают божественность, но притекают
К Власти единой [святой и благой] безначальному корню.
Троица из Единицы, из Троицы вновь Единица.
65 Ключ, ручеёк и река – ток единый, в трех образах сущий –
Это не то. Головня, что взята из костра и в него вновь
Вложена – это не то. Исходящий из разума Логос,
Вместе с тем сущий внутри, – это тоже не то. Отраженный
Солнечный блеск от воды, что без устали пляшет на сводах,
Блики те, что убегают быстрей, чем приблизишься к ним ты,
И набегают быстрее, чем ты отдалишься, – не то всё:
Божья природа устойчива и нетекуча; опять же,
Ей не присуща слиянность, поскольку она постоянна.
Так ты в себе размышляй, приноси в себе чистую жертву:
75 Крепко покоится сущность единая в Троице Светов.
В Трех утвердившись Благах, не бесчисленна есть Единица.
Троица не разночтима, поскольку природа едина.
В сущности Божьей – Монада, но Трое имеющих сущность.
Каждый [из Троицы] Бог есть Единый, пусть назван один лишь,
80 С тем чтобы единовластье пресветлое нам воспрославить.
Бог анархичен Единый (отсюда богатство природы),
Даже когда слово Троицу упоминает, с тем чтобы
Возвещена была смертным Трех Светов [благих] досточтимость.
Многоначалье собранья богов нас не радует вовсе:
85 Не вижу разницы меж анархической сварой друг с другом –
Всех против всех – и наличием многих начал я.
Эта борьба с разделением связана, а разделенье
К гибели быстро ведет. И поэтому, право же, лучше
Многоначалие от божества вдалеке удержать нам.
90 Трех называли б богов мы, когда или время, иль силу,
Мысль или волю делили они меж собою, враждуя,
В тождество не приходя никогда и не зная единства.
Но в моей Троице сила одна, одна мысль, одна слава,
Власть одна в Ней – не текуча, тем самым, монада; великой
95 Славой сияет единой гармонии сущности Божьей.
Свету во мне это было открыто сияньем Троичным,
Из-за воскрилий священной церковной завесы пришло откровенье,
Из-за ковров, укрывающих царственность Божьей природы.
Если же большее знание ангельским хорам присуще,
100 То все равно не сравнится с Троической жизнью и знаньем.