ТИХОНОЗАДОНЧИКИ или важные поучения от Святителя Тихона Задонского
Благословен будь Бог, дары Свои дающий
На благо всем смиренным и простым!
Святитель Тихон учил, что слово Божие должно слушать или читать, чтобы познать волю Божию и так обрести спасение. «Оттого знамение гнева Божия есть, когда в каком месте слово Божие не проповедуется». Ветхий Завет дает представление о законе Божием и о суде, Евангелие же есть весть о прощении и оправдании грешников, потому и в Ветхом Завете все, что говорится о примирении с Богом, относится к Евангелию. Вся суть Евангелия заключена в словах: «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:16).
Плод приносимый чтением или слышанием Евангелия есть вера. Чтобы обрести ее, сперва надо познать из закона неизбежность суда Божия и страхом грозящих мук отвратиться от греха. Вера есть «Божественное семя», от которого рождаются христиане. Вера освобождает от греха, клятвы, смерти, ада и делает человека духовно свободным не зависимо от его положения в обществе. Вера обновляет человека и исполняет его кротостью, милосердием и любовью. Вера дарует радость, ибо «Евангелие святое есть вера радостная, и вера есть сердечное принятие Евангелия. Вера укрепляется молитвой, слушанием слова Божьего, Причастием. И поскольку Евангелие обращено ко всем, а стало быть, и к каждому лично, то важнейшее свойство истинной веры есть признавать Бога своим Богом, Царем и Спасителем. Вера не сводится к знанию догматов. «Иное бо есть знание и исповедание веры, а иное вера во Христа». Живущим беззакона исповедание догматов «не пользует ничем».
Все истинно верующие составляют собой Церковь, которая есть «собрание верных, по всему миру живущих, в Бога и Христа Сына Божия право и истинно верующих,
проповедью Божия слова просвещаемых и Таины святые право содержащих».
Таким образом, истинный сын Церкви есть тот, кто право верует, рожден духовно крещением и в ком это духовное рождение приносит плоды благочествой жизни:
«Христиане, безстрашно живущие, покаяния и плодов его не творящие, до Церкви святой не принадлежат, хотя и крещены во имя Святыя Троицы, понеже веры... не имеют». Церковь не знает разделения на господ и рабов, ибо все члены ее братья во Христе, все чада небесного Отца, все рабы Господни. Всякий христианин, имеющий подчиненных, должен быть им пастырем. Само же общество хранится от разрушения благодаря христианским добродетелям, прежде всего терпению.
Для угождения Богу нужна духовная мудрость, которая состоит в том, чтобы «не только уклоняться от зла, но и творить благое». Следствия духовной мудрости суть скорби, поношения и беды. Однако, кто «...любит Христа сердцем, тот со Христом неразлучно быть желает, крест свой носить и Ему последовать, поруганным, посмеянным, озлобленным от мира, и с Ним и за него умереть не отрицаетя».
Начатки духовной мудрости можно почерпнуть, впрочем, не только из чтения слова Божия, но и через созерцание творения, ибо все в мире подает нам повод к духовному рассуждению.
Как твари созданы для услужения человеку, так человек должен служить Богу. Отсюда «должности христианские»: по отношению к Богу, самому себе и ближним, как носителям образа Божия и объектам Божественной любви. Христианская работа Богу состоит в истинной и живой вере и подвиге против плоти, греха и диавола. Этот подвиг надлежит всем, кто хочет спастись, независимо от чина и звания. Напрасно думают некоторые, что умерщвление плоти - дело одних монахов: «Умерщвление плоти разумеется не только умерщвление похоти блудныя, что наипаче до безбрачных надлежит, но и прочих стремлений страстных, как-то: гнева, злобы, зависти, сребролюбия, гордости, мщения, злоречия и проч. ... Брань сия непрестанно настоит нам и на всякое время и на всяком месте». Но если в мирской брани побеждает тот, кто гонит и низлагает противника, то в брани духовной, напротив, победа достается тому, кто терпеливо сносит гонения, не мстит обидчику, благословлят ненавидящих и «всякое находящее искушение и злострадание великодушно претерпевает». В этой брани Бог необходимо споспешствует нам Своею благодатию, ибо без благодати Божией сердце человеческое творит только зло. Потому и искушения необходимы и полезны нам, что всякое искушение открывает таящееся в нашем сердце зло. Греховное же житие есть неминуемый знак не ведущего Бога сердце. Чтобы отвратиться от греха, надо помнить четыре последняя: смерть, суд, рай и ад.
Память смертная, соединенная с памятью о крестных страданиях Сына Божия, проповедью апостольскою и пророческою и обличением совести, которая во всем с Писанием согласна, приводит к истинному покаянию. Плоды покаяния суть оставление грехов и сердце ново, по обетованию Господню, ибо в истинно кающемся «все иное является – иныя мысли, намерения, начинания, иные тщани и дела». Покаяние есть духовное воскресение. Без этого внутреннего перерождения безполезны внешние дела благочестия: «Многии-де от них [христиан] храмы Божии созидают, Евангелия окладывают сребром и златом... Ничего сия им не пользуют, понеже сами неисправны и нераскаяны пребывают.. Бог бо, яко Дух, ничем не благоугождается, как только духовною жертвою». В принесении этих духовных жертв и состоит всеобщее священство христиан, которые «сами иереи, сами храм, сами жертвенник, сами с душами и телесами жертва, внутри огнь носят и меч глагола Божия».
Итак, чтобы воспринять дары духовные, сердце должно быть опустошено от мирской суеты и гордости. «Как в начале Бог сотворил небо и землю, так дивные дела из ничего, так тойже Бог и ныне все из ничего творит. Кто мнит себя ничтоже, из нечто, яко Всемогущий, соделовает». Проще всего достичь этого в уединении, которое обретается вовсе не обязательно бегством в пустыню: «Пустынею тебе буди дом твой, какой тебе Бог дал ради упокоения твоего», но обязательным для каждого является уединение во внутренней клети сердца. Там «открывается книга, в которой увидит верная душа Создателя Своего и познает всемогущество Его, Который все из ничего создал и все создание силою Своею содержит и сохраняет; благость Его и премудрость, в создании и правлении показанную; увидит отеческую Его любовь к роду человеческому, которую в возстановлении падшаго и обновлении обветшавшаго его чрез Единородного Сына Своего показал... В сей тишине услыши, возлюбленный христианине, глас Божий, внутрь тебе глаголющий: Аз есмь Господь Бог твой... В сем безмолвии можешь увидеть Сына Божия, явившагося на землю во плоти и от места на место переходящаго... яко Агнца кроткаго. Хулы, поношения и безчестия терпящаго, страждущаго и умирающаго ради нашего спасения, востающаго от мертвых и мир благовествующаго... Увидишь яко судию седящаго на престоле славы Своея...
Увидишь одесную Его верных Его, яко овец, послушающих гласа Его... ошуюю грешников, яко козлищ, отлученных от стада благословенных Его овец, трепещущих от страха славы Его... Тут немедленно представится твоим очам, что отверзается дом небесного Отца, в котором обители многи суть... Отверзает и ад уста своя и пожирает осужденных и отчаянных грешников...
В сем богоугодном субботствии и сладком покое можешь обратити ум твой к началу времен и веков и древним родам, и умным оком видети дивная дела Божия, и верою с удивлением зрети: како Бог из ничего небо и землю, и исполнения их, так чудныя дела сотворил... како извел из работы... людей своих, отворил им путь посреди моря... От сей земли обетованной, в которой временно упокоились люди Божии, можешь умом и верою взыти к стране живых, где вечно кроткие живут... Тамо увидишь Солнце праведное, Которое всегда сияет, но никогда не заходит, облаками не покрывается, просвещает и согревает, но не опаляет, - Христа Сына Божия в славе Своей сияющаго».
Отец Олег
МИР ВАМ!
Я хотел, чтобы вы прочитали выдержки из творений святителя Тихон Задонского так, как я привожу ниже в виде 20 ступеней. Прочтите и увидите разницу, хотя я ничего не делал, как только разбил фразы с нумерацией, но разница восприятия огромная!
ВОТ САМОЕ ВАЖНОЕ:
1) Вера есть «Божественное семя», от которого рождаются христиане.
2)...важнейшее свойство истинной веры есть признавать Бога своим Богом, Царем и Спасителем.
3) Вера не сводится к знанию догматов. «Иное бо есть знание и исповедание веры, а иное вера во Христа». Живущим беззакона исповедание догматов «не пользует ничем».
4) Все истинно верующие составляют собой Церковь, которая есть «собрание верных, по всему миру живущих, в Бога и Христа Сына Божия право и истинно верующих,
проповедью Божия слова просвещаемых и Таины святые право содержащих».
5) Таким образом, истинный сын Церкви есть тот, кто право верует, рожден духовно крещением и в ком это духовное рождение приносит плоды благочествой жизни:
«Христиане, безстрашно живущии, покаяния и плодов его не творящии, до Церкви святой не принадлежат, хотя и крещены во имя Святыя Троицы, понеже веры... не имеют».
6) Для угождения Богу нужна духовная мудрость, которая состоит в том, чтобы «не только уклоняться от зла, но и творить благое». Следствия духовной мудрости суть скорби, поношения и беды. Однако, кто «...любит Христа сердцем, тот со Христом неразлучно быть желает, крест свой носить и Ему последовать, поруганным, посмеянным, озлобленным от мира, и с Ним и за него умереть не отрицаетя».
7) Начатки духовной мудрости можно почерпнуть, впрочем, не только из чтения слова Божия, но и через созерцание творения, ибо все в мире подает нам повод к духовном рассуждению.
8) Как твари созданы для услужения человеку, так человек должен служить Богу. Отсюда «должности христианские»: по отношению к Богу, самому себе и ближним, как носителям образа Божия и объектам Божественной любви.
9) Христианская работа Богу состоит в истинной и живой вере и подвиге против плоти, греха и диавола. Этот подвиг надлежит всем, кто хочет спастись, независимо от чина и звания. Напрасно думают некоторые, что умерщвление плоти - дело одних монахов: «Умерщвление плоти разумеется не только умерщвление похоти блудныя, что наипаче до безбрачных надлежит, но и прочих стремлений страстных, как-то: гнева, злобы, зависти, сребролюбия, гордости, мщения, злоречия и проч. ... Брань сия непрестанно настоит нам и на всякое время и на всяком месте».
10) Но если в мирской брани побеждает тот, кто гонит и низлагает противника, то в брани духовной, напротив, победа достается тому, кто терпеливо сносит гонения, не мстит обидчику, благословлят ненавидящих и «всякое находящее искушение и злострадание великодушно претерпевает». В этой брани Бог необходимо споспешствует нам Своею благодатию, ибо без благодати Божией сердце человеческое творит только зло.
11) Потому и искушения необходимы и полезны нам, что всякое искушение открывает таящееся в нашем сердце зло.
12) Греховное же житие есть неминуемый знак не ведущего Бога сердца.
13) Чтобы отвратиться от греха, надо помнить четыре последняя: смерть, суд, рай и ад.
14) Память смертная, соединенная с памятью о крестных страданиях Сына Божия, проповедью апостольскою и пророческою и обличением совести, которая во всем с Писанием согласна, приводит к истинному покаянию.
15) Плоды покаяния суть оставление грехов и сердце ново, по обетованию Господню, ибо в истинно кающемся «все иное является – иныя мысли, намерения, начинания, иные тщани и дела».
16) Покаяние есть духовное воскресение. Без этого внутреннего перерождения безполезны внешние дела благочестия: «Многии-де от них [христиан] храмы Божии созидают, Евангелия окладывают сребром и златом... Ничего сия им не пользуют, понеже сами неисправны и нераскаяны пребывают.. Бог бо, яко Дух, ничем не благоугождается, как только духовною жертвою».
17) В принесении этих духовных жертв и состоит всеобщее священство христиан, которые «сами иереи, сами храм, сами жертвенник, сами с душами и телесами жертва, внутр огнь носят и меч глагола Божия».
18) Итак, чтобы воспинять дары духовные, сердце должно быть опустошено от мирской суеты и гордости. «Как в начале Бог сотворил небо и землю, так дивные дела из ничего, так тойже Бог и ныне все из ничего творит. Кто мнит себя ничтоже, из нечто, яко Всемогущий, соделовает».
19) Проще всего достичь этого в уединении, которое обретается вовсе не обязательно бегством в пустыню: «Пустынею тебе буди дом твой, какой тебе Бог дал ради упокоения твоего», но обязательным для каждого вляется уединение во внутренней клети сердца.
20) Там «открывается книга, в которой увидит верная душа Создателя Своего и познает всемогущество Его, Который все из ничего создал и все создание силою Своею содержит и сохраняет; благость Его и премудрость, в создании и правлении показанную; увидит отеческую Его любовь к роду человеческому, которую в возстановлении падшаго и обновлении обветшавшаго его чрез Единароднаго Сына Своего показал... В сей тишине услыши, возлюбленный христианине, глас Божий, внутрь тебе глаголющий: Аз есмь Господь Бог твой... В сем безмолвии можешь увидеть Сына Божия, явившагося на землю во плоти и от места на место переходящаго... яко Агнца кроткаго. Хулы, поношения и безчестия терпящаго, страждущаго и умирающаго ради нашего спасения, востающаго от мертвых и мир благовествующаго... Увидишь яко судию седящаго на престоле славы Своея...
Увидишь одесную Его верных Его, яко овец, послушающих гласа Его... ошуюю грешников, яко козлищ, отлученных от стада благословенных Его овец, трепещущих от страха славы Его... Тут немедленно представится твоим очам, что отверзается дом небесного Отца, в котором обители многи суть... Отверзает и ад уста своя и пожирает осужденных и отчаянных грешников...