ПРЕПОДОБНЫЙ ОТЕЦ ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ
Ответ 210, того же великого старца (Варсанофия) тому же (старцу Андрею), когда ему пришла мысль, что невоздержание от пищи препятствует ему достигнуть обетованного.
Не уничижаю я воздержания и пощения, советуя любви твоей надлежащим образом удовлетворять всегда потребности тела; вовсе нет! Но если внутреннее делание по Богу не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем. Потому-то и Господь сказал, что «не входящее во уста сквернит человека: но исходящее изо уст» (Мф. 15:11). Ибо внутреннее делание с болезнью сердечною производит истинное безмолвие сердца; такое безмолвие производит смирение, а смирение делает человека селением Божиим; от вселения же Божия (в человека) изгоняются лукавые демоны и начальник их диавол с постыдными их страстями, и человек делается храмом Божиим, освящаемым просвещенным, очищенным и исполненным всякого благовония, благости и радости. Человек сей делается богоносцем; даже более, он бывает богом по сказанному: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси» (Пс. 81:6). Да не смущает же тебя помысл, или, вернее сказать, лукавый, что будто телесная пища препятствует тебе достигнуть обетованного; ибо пища свята, и невозможно, чтобы из доброго произошло злое. Но «исходящее изо уст», произникающее из сердца, удерживает человека и препятствует ему скоро достигнуть предлежащих ему обетований. Не сомневайся же, удовлетворяя потребности тела; но по силе внутреннего человека трудись над тем, чтобы смирить свои помыслы; и тогда Бог откроет очи сердца твоего, чтобы видеть истинный свет и быть в состоянии сказать: благодатью спасен я о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь
(Преподобных отцев Варсануфия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников).