Раб Божий Илия Г.
О ветви виноградного дерева
Нет, не интерес полемизировать с врагами Церкви побуждает меня говорить это, а желание осмыслить происходящее применительно к себе так, чтобы восскорбеть и воспламенеть духом к покаянию. Обличить врагов не словами их, являющимися вероломной ложью, а голосом своей совести в таких потрясениях...
"1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками" (Ев. от Иоан. Гл.15)
Ветвь ли я с этого доброго виноградного дерева: не засохшая ли? не плодоносящая?, так что ни виденья греха и скорби по душе своей нет во мне, ни страха Божия, ни тем более мира и добра...
Может мню себя таковою, обольщаюсь, откровенно лицемерю?
Или ветвь я с древа недоброго?
Иначе так спрошу себя: что влечет меня к духовному отцу? Его человеческая харизма, ум, обаяние? Тогда Бог обличит меня в этом непотребном, ибо человек грешен в глазах другого, а если только в глазах Бога, тогда немощью его, как человека, но не как отца, обличит. Либо отец нелицеприятным отношением своим ко мне огорчит, показав этим душевность отношений моих. Ведь если душевное во мне, того жду и от отца, который подобно старцам МП был бы воплощением человеческого этого гуманизма, льстящего самим его почитателям или устраивающего их... Этой псевдодуховности, объясняющей такой «подъем» религиозности в стране...
Тогда как в духовных отношениях и гнев трезвит и вразумляет, и не отчаивает, ибо есть проявление любви. Если влеком к отцу внимать самой жизнью своею глас Божий то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Здесь, через отношения с ним верой и делом, осознавая для себя почему я с ним, почему верю ему, я понимаю, что для меня важно мир земной или небесный...
Прояснить ответы на эти вопросы помогут следующие основные признаки, свидетельствующие о духовных отношениях отца и чада.
Первое когда чаду открывается прозорливость и рассудительность отца. Он видит способность отца проникать в тайны его сердца и, уразумев их, вести ко спасению, укрощая страсти, уврачевывая грехи и тем очищая душу для молитвы богосозерцания... Конечно, если чадо ведет самоотверженную борьбу за свое спасение и послушно внимает всякому слову отца. Приведу пример. Слышал ли кто-нибудь из нас нечто нелепое или неуместное от отца своего? Некоторые скажут нет. На что скажу: «Один монах получил повеление воткнуть сухое дерево в песок и ежедневно поливать. Источник был расположен на таком расстоянии от его кельи, что он вечером уходил за водой и возвращался только к утру. Три года он терпеливо исполнял повеление своего аввы. По истечении этого срока дерево вдруг расцвело, выпустило листья и дало плоды». Если и не слышал я подобного от отца, то потому, очевидно, что я не осилил бы трудиться над этим нелепым заданием столько времени, смущая себя и других, или не слышал, чтобы не соблазняться на отца! Поэтому смущения и соблазны в том или ином деле происходят не по вине отца! Вот какое посрамление Богом моей самоуверенности и самоудостоения! А исполняясь сердцем добрым, приобретаем и мудрость, и веру, такую что воля наша и воля Божия одно...
Другое, что видит чадо в духовных отношениях со своим отцом это любовь и сострадание отца. Брат мой во Христе признался мне однажды о тяжести закона Христова носить бремена ближнего и об утешении, какое имеешь, видя его облегчение от Бога... Да, если этот закон (а для кого-то и проявление любви) не чужд чадам, то что сказать о том, кто рождает их для любви к ближнему, для любви ко Христу. Действительно: «Знает Бог, говорит преп. Варсануфий своему духовному чаду, что нет ни часа, ни секунды, когда бы я не имел тебя в душе моей и в молитвах... Я пекусь о тебе более тебя самого... Рад был бы положить жизнь свою за тебя». Он так молится Богу: «Владыко! или вместе со мною введи и чад моих в царство Свое, или изгладь и меня из книги Твоей». Говоря о важности носить бремена друг друга, Варсануфий настаивает: «Я ношу ваши бремена и ваши падения... Вы подобны человеку, сидящему под тенистым древом... Я принимаю на себя ваше осуждение и благодатью Христовой, не оставлю вас ни в сем веке ни в грядущем». Вот цена молитв за чад их ради благополучия. Отсюда видно, кто такой молитвенник, духовный отец. Наверное, все из нас знают по опыту, что значит молитва такого человека.
И здесь третье, всем известное, это способность его менять естественный для этого греховного мира порядок вещей, менять по любви и милосердию Божьему. Например, дар исцеления...
Поэтому духовный отец ведет человека, разделяя с ним его жизнь. Он являет собою пример для человека самой жизнию своею и научает деятельному знанию брани со страстями, врачеванию греха и греховности. Научает правилу, оставаясь быть при этом не под законом, но под благодатию! Как Господь наш не принуждал никого, но благовествовал до крестной смерти, и кто хотел, тот слушал.
И, подытоживая, справедливо считать, что ученик не выше учителя своего (пока он ученик его), не святее и не праведнее его, а значит, только став выше его, может делать замечания и судить дела его по любви к нему! Ученик ценит плоды его и плоды свои (полученные научением и окормлением его) и плоды других учеников его. Иначе, безчестя учителя (свидетельствуя этим, что не ведает отца своего, жизни и трудов его) безчестит и других учеников, называя их лжецами, прелюбодеями и ворами, как сынов отца их погибели! На это находим в Писании: "24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. 25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. 26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?" (Ев. от Матф. Гл.12). Если бы он был безчестен, тому бы научил и нас, своих чад, учеников.
Поэтому достоверность серьезных обвинений, возводимых на отца с целью вероломства, разрешается его духовными чадами, родившимися его заботами, скорбями и молитвами (духовная связь с которыми растет и крепнет по мере их благочестивой жизни и возрастания) на лоне их честности в делах веры. Как сказано: "18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые" (Ев. от Матф. Гл.7). И всякое истинное чадо отца Олега свидетельствует в себе и по себе, по образу жизни своему, молитвам к Богу Господу своему о лжи гнилых уст предателей Бога!
Раб Божий Илия Г.