Николай Алексеев
Ересь имманентизма
В Церкви до сих пор существует и не осуждена ересь имманентизма. Она заключается в том, что Церковь приравнивается (имманентна) Христу, то есть Бог-Слово исчезает, а остаётся кружок, именующий себя Церковью, оправдывающий свои действия Именем Христа.
Личный долг перед Богом и вообще личность и Личный Бог исчезают. И открывается возможность любых (благовидных и неблаговидных) действий, если они способствуют, на взгляд еретиков, "пользе Церкви" (то есть кружка).
Начатки этой ереси находим у Хомякова. По прямому указанию свт. Филарета Московского, ректор МДА проф. Горский первым писал в её опровержение: "Христос без Церкви Бог Слово, а Церковь без Христа ничто".
Развитию ереси способствовала немецкая шеллинго-гегельянская философия, без которой, как писал И.В. Киреевский, "у нас нет ещё философии Христианской".
Видными последователями ереси явились:
- Митр. Сергий (Страгородский) именно она дала ему возможность богословски оправдать свою измену личному Христианскому долгу в "пользу" Церкви;
- Митр. Антоний (Храповицкий) с его "Догматом Искупления", согласно которому Крестная Жертва Спасителя была не обязательна, а носила, скорее, "агитационный" характер;
- Архиеп. Илларион (Троицкий) с его книгой "Христианства нет без Церкви", против которой следует сказать: "Церкви нет без Христа";
- Архим. Иустин (Попович), который яснее других, кратко и точно сформулировал ересь. Он прямо пишет: Христос = Церковь.
Ересь имманентизма должна быть искоренена и осуждена, как противоречащая личному сознанию христианина в Личном Боге.