ИСТОРИОСОФСКИЕ ЗАМЕТКИ: К ПОНИМАНИЮ ИСТОРИИ РОССИИ
Не встречал, чтобы кто-то задумывался о важности размера территории страны на жизнь народа, государства и местной церкви. Большим автомобилем или судном управлять намного сложнее и опаснее, чем малым автомобилем и лодкой. Управлять же огромным по размерам транспортным средством (которого потому и не существует) невозможно. Есть несколько важных факторов для жизни Российского народа на своей территории. Размер территории является одним из них. Только он выпал из рассмотрения и оценки. К чему это привело Россию мы все видим. Истинное объединение людей на основе любви и благодати Божией может сделать только Христос Бог наш в Его Церкви, которая, по слову Апостола Павла есть полнота наполняющая все. Вне Церкви никакие усилия к объединению людей не принесут успеха. Огромность территории, многочисленность народа и процесс благого объединения на любых человеческих началах противоречат друг другу и потому невозможны вне Истинной Церкви Христовой и Царства Небесного. Видению этой проблемы через реальную историю России посвящена данная публикация.
“Не надейтеся на князи, на сыны человеческия! В них же несть спасения”. Псалтирь
"О, как же велика Россия,
Не обойти и не объять!
Все это нужно сохранять!
Где сил и средства только брать?
О, как же велика Россия!
И это нужно нам любить?
Так почему здесь трудно жить?
Но этого не может быть!
О, как же велика Россия"!
Из того понимания отношения "власть\ собственность", о котором написал Алексей Кунгуров (смотрите worldcrisis.ru/crisis/2358363 ) можно перейти на то, более глубокое и объемное, понимание истории государственности в России, о котором я уже писал в своих историософских заметках. Встает вопрос: Почему Россия (подавляющая часть ее населения) все время жила бедно (единицы не в счет)? Ведь и умы были выдающиеся, и люди работящие. Все дело в имеющихся условиях! У России слишком суровые климатические и ландшафтные условия и слишком большая (просто огромная) территория. Власть же осознала это только в отказе от Аляски и калифорнийских земель. В этих условиях и на такой большой территории создать богатую и экономически процветающую жизнь людей НЕВОЗМОЖНО! Это невозможно ПРИ ВСЕХ ПОПЫТКАХ ПОМЕНЯТЬ ТИП ВЛАСТИ, ИБО ОНА НЕПРЕМЕННО ВЫЛИВАЛАСЬ В ЦЕНТРАЛЬНУЮ ФОРМУ ПО ТИПУ СМОДЕРЖАВНОЙ - "ЦАРЬ, ГЕНСЕК, ПРЕЗИДЕНТ”. Вот почему идея монархии в России неистребима! Чтобы, например, в меньших по размеру США создать имеющийся у них уровень жизни потребовалось привлечь ресурсы большей части человечества и Земли!
Итак, по этим реальным условиям и размерам России, при необходимости жесткой и даже жестокой центральной власти, с ее неизбежным репрессивным аппаратом, подданные или граждане России всякий раз становились заложниками этой власти, ее рабами (холопами, крепостными, колхозниками) и служителями-приспособленцами. По этим же причинам народ (подавляющее число населения) не мог жить богато и даже зажиточно, а экономика процветать! Все ресурсы страны уходили на сохранение огромного по размеру государства и сильной, центральной государственной власти и их никогда не хватало на улучшение жизни населения. А народ во всех слоях (включая боярство, дворянство, партийный аппарат и советскую номенклатуру) был по сути отчужден от собственности (частной) и присвоения продукта производства. Вот почему этот народ никогда не жил, но всегда выживал и у этого народа сложилось двойственное отношение к собственникам: первое - народ мечтал иметь собственность, в основном в виде земли, что позволило большевикам лукаво сыграть на этом чувстве своим магическим и лживым лозунгом "землю - крестьянам, фабрики - рабочим". Второе - народ завидовал собственникам и ненавидел их за то, что они имели то, чего не имел он, а потому при удобных обстоятельствах он склонялся на русский бунт, "безсмысленный, жестокий, безобразный и кровавый", но не прямо против центральной власти (какой бы она ни была, ее всегда меняли на другую центральную власть), а против частной собственности и собственников. Вот почему в России, в отличие от Англии и Франции, "революция" была не буржуазной, а антисобственнической и за “справедливое” перераспределение ее (“грабь награбленное”). При этом одна центральная власть (которая в сознании людей предала народ в угоду собственникам) сменялась другой, часто более жестокой чем прошлая (сравните царскую и советскую власти). Ослабление центральной власти неизбежно вело к угрозе распада страны и потери государства. Потому все силы и все средства бросались на защиту государства, которое в эти моменты “патриотично” называлось “Отечеством” или “Родиной”.
Вот почему в России государство, сводимое к государственной власти, было и продолжает быть самым важным "достоянием" всех! Оно (а значит и госвласть) важнее всего - и народа, и церкви! Именно это показали, например, деяния царя Алексея против патриарха Никона, царя Петра Первого - против патриаршего управления церкви и 27 миллионная жертва "советскими" людьми в войне 1941-45 гг. Размеры государства и суровость условий, с жуткой логистикой (дорогами), с одной стороны делали Россию неприступной для захватчиков, а с другой - делали саму российскую власть похожей на оккупантскую. Это все самым прямым образом влияло на Российскую церковь. Из-за огромной и необъятной церковной территории (а в России она практически совпадала с территорией государства) Российская церковь не могла жить ЕДИНЫМ ЖИВЫМ ОРГАНИЗМОМ - ТЕЛОМ ХРИСТОВЫМ. Она могла быть только МЕХАНИЗМОМ, с сильным центром и сильной властью этого центра (будь это патриарх или синод)! Не может быть единым и живым ТЕЛО простирающееся на одну шестую часть земной суши! Оно не может себя чувствовать ОДНИМ ТЕЛОМ, не может контролировать части его, а значить и слаженно функционировать, не говоря уже о духовной жизни. Господь Бог заповедал любовь к Богу и ближнему. Невозможно любить тех людей в одной церкви, которых ты не знаешь и никогда не видел. Заповедь о любви не распространяется на дальних и неизвестных нам людей. Бог на Своем страшном Суде будет судить людей по проявлению их деятельной любви - т.е. как они кормили голодных, помогали нищим, посещали больных и сидящих в тюрьмах - а эту любовь возможно проявлять только к наличным людям, с которыми каждого из нас Бог сводит в этой жизни Своим промыслом.
Если не Российское государство, то Российскую церковь следовало бы разделить на ряд поместных церквей. К сожалению любоначалие, властолюбие и другие проявления гордости власть предержащих не позволили это сделать. К сожалению Российскую церковь не решились внутри одного государства разделить на несколько ПОМЕСТНЫХ церквей. Вот почему она болезненно, путем раскола, распалась сама на две противоборствующие "церкви" - государственную и "старообрядческую", а затем вообще переродилась в то, что мы видим в лице государственной "РПЦ МП".
Приходится с великим прискорбием признать и то, что богоугодная и чудная идея смиренного нестяжания, с поставлением внутреннего делания во главу духовной жизни, отстаиваемая на Руси преподобными заволжскими старцами, выраженная преподобным Нилом Сорским, была, к великому сожалению, практически неосуществима в России из-за ее огромной территории, необходимости сохранять государство (на что всегда привлекалась церковь), духовной мертвости и обрядоверия Российской церкви. Духовные скрепы не работали на таком огромном пространстве! Вот почему приходилось применять скрепы государственные и властные - сильную центральную власть, репрессивные органы, армию и прочее. Вот почему союзниками России называли армию и флот, а не Бога и святое Небо! Вот почему идеи Иосифа Волоцкого о богатой и сильной церкви в богатом и сильном государстве, а также ложная с точки зрения духовности идея "Москва - третий Рим" и созданная для охранения самодержавной власти триада "за веру, царя и отечество" или "вера, царь, народ" получили на Руси самое широкое распространение и всяческую поддержку. Духовные же идеи Нила Сорского не могли быть принятыми и реализованными. Несмотря на всю их духовность, истинность и красоту они в России были обречены на практическое поражение и скрытое пребывание в отдельных монашеских душах, келлиях и пустынях. Пока Русь была в небольших по территории пределах "Киевской Руси", с ее духовным центром в Киево-Печерской Лавре - она духовно жила и процветала. По мере ее приростания территорией духовная жизнь в ней искажалась и умалялась. В 19 веке она, по-сути, свелась к двум выдающимся церковным лицам - преподобному Серафиму Саровскому из монашества и святому батюшке Иоанну Кронштадтскому из белого духовенства. Однако феномен поэта А.С.Пушкина победил их в сознании образованной, малой части народа, а Илья Муромец, Степан Разин, Емельян Пугачев, Иван Грозный и Сталин - в необразованной, большей его части.
Если посмотреть на древнее Израильское царство времен царей Давида и Соломона, то можно видеть все преимущество единой истинной веры связанной с небольшой территорией государства и малочисленностью избранного Богом израильского народа. Апостол Павел писал к церквям находящимся в городах и весях,а не к государственным церквям, которых тогда не было. К сожалению ПОМЕСТНЫЙ принцип организации Церкви Христовой по земле не сохранился (кроме наименования). После принятия Римской империей Церкви Христовой все поместные церкви переросли в государственные церкви. Поэтому и в России церковь именовалась “Греко-Российской”, а не “Русской”. Название это вроде бы несет поместный смысл, но на самом деле поместность совпадает с государством и церковь (как бы на бумаге ее не отделяли от государства) остается государственной. Так государственность одолела Церковь Христову в ее поместных филиалах! Западная умершая церковь, отпав от истины, дошла в этом движении до крайней точки - сама стала государством Ватикан!
В связи с этим для нас должны быть неудивительны слова нашего Господа Иисуса Христа о том, что Он, прийдя на землю, обрящет ли здесь истинную веру, а также о том, что Его стадо мало и Церковь малочисленна!
Каждое живое существо сотворенное Богом имеет свое тело определенного размера. Есть пределы этого размера для каждого вида живых существ. Чем живое тело больше, тем труднее им управлять. Также и церкви, как живые тела, имеют пределы своих размеров. Превышение этих пределов ведет к "смерти" тела и превращение его в разновидность механизма, нуждающегося во внешних скрепах. Если не может Дух Божий пребывать в людях тогда, когда они становятся только одной плотью (всемирный потоп), то тем более не может Он пребывать в любом, пусть даже самом отлаженном "механизме"!
Как бы не была велика на Земле биомасса растительного или животного мира, она разложена Богом в отдельные растения или животные определенного вида и размеров. Точно так и Церковь Христова, как бы не была она велика по числу людей и занимаемому ею пространству, она жизнеспособна только при условии ее раскладывания по небольшим общинам, где каждый знает друг друга, а не по исскуственным государственным образованиям. Вот почему духовная жизнь процветала и процветает по монастырям, скитам и отдельным христианским душам, но не в государствах и больших народах! Все государства и сама государственная цивилизация обречены на Земле на вымирание. Это в книге "Откровение" Иоанна Богослова показано на примере крушения Вавилона. Нам же Господь Бог в Писании Нового Завета открыл то, что до последнего дня мира сего люди будут торговать, покупать, жениться и выходить замуж, рожать детей и воевать. Нам важно избавиться от всех прельщений, иллюзий и ложных ожиданий, ибо неизбежная и предсказанная в Священном Писании кончина мира сего решительно приближается к нам.